Источник и принцип внутрипсихической организации
Краткая биографическая справка
Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.
Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом.
Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Это произошло под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Джона Уотсона. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем. Лишь со временем ограниченность механистической трактовки поведения, характерной для бихевиоризма, стала для него не только очевидна, но и неприемлема [1, с.67].
В юношеские годы Маслоу перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 – магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии. Его научным руководителем выступал Гарри Харлоу, прославившийся своими уникальными экспериментами над детенышами обезьян. Под его руководством Маслоу выполнил исследовательскую работу по проблемам доминирования и сексуального поведения приматов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян.
Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин» [1, с.70].
После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л.Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.
В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У.П.Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.
В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.
Его работы: «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964), «Эупсихея: дневник» (1965), «Психология науки: рекогносцировка» (1966), «Мотивация и личность» (1967), «По направлению к психологии бытия» (1968), «Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных ранее), «Памяти Абрахама Маслоу» (1972, опубликован посмертно, при участии его жены).
Жизненная задача личности
А.Маслоу определял жизненную задачу личности как актуализацию внутренних потенциалов и удовлетворение потребностей, отвечающих за психологическое и физическое выживание организма. Термин «самоактуализации», взаимствованный у Гольдштейна, означал первоначально физиологическое напряжение как возможность дальнейшей упорядоченной «деятельности». Психологизировав понятие «самоактуализация», Маслоу стал более широко понимать внутренние потенциалы; к ним стали относиться и врожденные биологические способности. Тем не менее, удовлетворение базовых и психологических потребностей сводится к «выживанию организма». Это максимальное удовлетворение все-таки биологически обусловленных потребностей, не приводящее к конфликту. К конфликту, злости. Жестокости и т.д приводит, наоборот, неудовлетворение врожденных потребностей. Здоровье, счастье , успех ждет человека, если он позволит «выходу наружу» своей внутренней природе. Конечный результат «выхода»- самоуважение и уверенность в себе.[2, с 168-169]
Источник и принцип внутрипсихической организации
А.Маслоу рассматривает иерархию мотивов и их последовательное удовлетворение человеком-«существом желающим», представляя известную пирамиду потреностей.[2, c 170]
В основе этой пирамиды лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
-физиологические – 85%,
-безопасность и защита – 70%,
-любовь и принадлежность – 50%,
-самоуважение – 40%,
-самоактуализация – 10%.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены [3, с.16-17].