Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Общие сложные способности человека.

2. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

3. Условия ускорения развития человеческих способностей.

4. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

основная:

1.Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 583 с.

2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

- дополнительная:

1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

Приложение 1

Методика «Определение общих способностей» Г.Айзенка.

На выполнение всех 40 заданий теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко: большинство задач поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать ли размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет здравый смысл. К концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

Записывайте номер задания и ваш ответ, который может состоять из одного числа, буквы или слова. Если вы не в состоянии решить задачу - не следует писать ответ наугад.

Примечания:

в. точки обозначают количество букв в пропущенном слове;

г. для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы "ё".

1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго

ОБЫ(...) КА

3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ

4. Вставьте недостающее число.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

5. Вставьте пропущенное слово

БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ГАРАЖ (.... ) ТАБАК

6. Вставьте пропущенное число

196 (25) 324

325 (....) 137

7. Продолжите ряд чисел

18 10 6 4 ?

8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово

НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР

9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерован­ных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

11. Вставьте недостающую букву.

Щ Ц Т П Л

12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

ME (...) ОЛАД

13. Вставьте пропущенное число.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

14. Вставьте недостающее число.

4 9 20

8 5 14

10 3 ?

15. Вставьте недостающее число.

16 (27) 43

29 ( ) 56

16. Вставьте недостающие буквы.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

17. Выберите нужную фигурку из пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

19. Вставьте пропущенное число

6 11 ? 27

20. Вставьте пропущенное число

12 (56) 16 17 ( ) 21

21. Вставьте пропущенное слово

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ

КОСЯК (..........) МИРАЖ

22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго

ПРИК (...) ЬЯ

23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово

ЖААРБ НУССК ТЯХА КОДАЛ

24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок

РУКА (.....) ГРОЗДЬ

25. Вставьте пропущенную букву

АГЖ

ГЗЛ

ЗМ?

26. Вставьте пропущенные буквы.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных .

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

3O. Вставьте пропущенное слово

КНИГА (АИСТ) САЛАТ

ПОРОГ (...........) ОМЛЕТ

31. Вставьте слово, которое означало бы. то же, что и слова, стоящие вне скобок

КАРТОЧНАЯ ИГРА (.......) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ

32. Вставьте пропущенное число

1 8 27 ?

33. Вставьте пропущенное слово

ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА

ОЛИМП (........) КАТЕР

34. Решите анаграммы и исключите лишнее слово

АТСЕН ТИВОНКР РАКЫШ КООН

35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

36. Вставьте слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок

ЗАЛИВ (......) ЧАСТЬ ЛИЦА

37. Вставьте пропущенное слово

ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА

РЫНОК (....) ОСАДА

38. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

39. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

Ключ:

1. 4.

2. Чай.

3. Чемодан (все остальные слова обозначают посуду: тарелка, ложка, чашка).

4. 11 (вычесть число на полу из суммы чисел на окнах).

5. Жаба.

6. 25 (сложить все цифры, стоящие вне скобок).

7. 3 (каждое число получается, если к нему прибавить 2 и результат разделить на 2: 4 + 2 = 6, 6 : 2 = 3).

8. Тесто (все остальные слова обозначают мебель: стол, диван, кресло).

9. 6.

10. 5.

11. И (буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую).

12. Шок.

13. 54 (число в левой половине круга втрое больше противостоящих им чисел в правой половине круга).

14. 11 (в каждом ряду третье число есть сумма половины первого числа с удвоенным вторым).

15. 27 (число в скобках есть разность между числами вне скобок).

16. С и Е (слово «сомнение» читается против часовой стрелки).

17. 2 (круг может быть без линий, может иметь горизонтальную или вертикальную линию, а малые кружки внутри круга могут быть в одном из трех положений, они имеют разную штриховку).

18. 2 (третья фигура каждого горизонтального ряда состоит из трех элементов фигур своего ряда, которые не являются для них общими).

19. 18 (возвести в квадрат числа 2, 3, 4, 5, каждый раз прибавляя 2).

20. 76 (удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок).

21. Кожа.

22. Лад.

23. Скунс (остальные слова обозначают типы судов ( баржа, яхта, лодка).

24. Кисть.

25. С (ряды построены из букв русского алфавита через 2, 3 и 4 буквы).

26. Е и Е (слово «единение» читается по часовой стрелке).

27. 2 (имеется три типа главных фигур, на каждой из которых есть либо +, либо стрела, либо X).

28. 1.

29. 1 (шипы наружные считаются за +1, направленные внутрь - за -1. В горизонтальном ряду последняя фигура равна сумме двух предыдущих фигур).

30. Грот.

31. Винт.

32. 64 (возведите в куб числа 1, 2, 3, 4).

33. Порт.

34. Вторник (остальные слова обозначают части дома: стена, крыша, окно).

35. Ж/7 (буквы идут в алфавитном порядке через одну, поочередно в числителе и знаменателе).

36. Губа.

37. Роса.

38. 1 (в каждом ряду и в каждой колонке есть три типа мячей, три формы головы, три формы сапог и три положения рук).

39. 6 (есть три фасона юбок, три положения рук, три типа обуви).

40. 1 (вторая и третья фигуры каждого ряда содержат по одному из элементов, находящихся внутри первой фигуры, повернутых на 90 градусов).

Обработка и оценка результатов:

7. Проверьте правильность своих ответов с помощью ключа.

8. Сосчитайте

9. Сосчитайте общее количество правильно решенных задач.

10. Оценка результатов производится с помощью графика.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

11. Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пресечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему коэффициенту интеллектуальности (КИ).

12. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов; вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Занятие № 17

Тема: «Психологические особенности развития личности одаренных детей».

2. Форма организации занятия:семинарское занятие.

3. Значение темы: формирование представлений о психологической особенности развития личности одаренных детей, понятия гениальность и талант.

4. Цели обучения:

- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).

- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).

учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.

5. План изучения темы:

Наши рекомендации