Предложите рассмотреть альтернативные ре
шения. Как только вы поняли, что пришли к едино
му мнению с вашим партнером относительно сути
проблемы, спросите другого человека, какое решение
ему представляется наилучшим. Инициатор конф
ликта, вероятно, потратил какое то время, обдумы
вая, что надо сделать для удовлетворения своих по
требностей, и если вы спросите соседа или соседку о
возможных решениях проблемы, то это покажет
вашу готовность слушать и сотрудничать. Вы с удив
лением можете обнаружить, что вам предлагают ра
зумное решение. Если это не так, то вы можете при
думать альтернативное решение проблемы на осно
ве идей соседки или соседа. В любом случае, когда вы
предлагаете другому решить проблему, вы тем самым
заявляете о своем доверии к этому человеку и созда
ете более благоприятную атмосферу для решения
проблемы.
Обучение на собственных
Неудачах при разрешении
Конфликтов
В идеале вы всегда хотите разрешить конфликт,
как только он возникает. Тем не менее бывает так, что
людям не удается этого сделать.
В случаях, когда отношения с конфликтующим
имеют для вас большое значение, особенно важ
но потратить время и проанализировать свою не
способность разрешить конфликт. Задайте себе
следующие вопросы: «Что произошло неправиль
но?», «Кто из нас был пристрастен в своих оцен
ках?», «Может быть, я использовал неприемле
мый стиль решения в данной ситуации?», «Может
быть, нам не удалось найти адекватный метод ре
шения проблемы?», «Может быть, мы были слиш
к о м з а и н т е р е с о в а н ы в ж е л а е м о м р е з у л ьт а т е?».
«Удалось ли мне использовать такие базовые ком
муникативные навыки, как способность изложить
проблему своими словами, описать свои чувства
и убедиться в правильности своего восприятия?»,
«Может быть, я скатился к тому, что Терк и Мо
нахан (Turk & Monahan, 1999) называют “повто
ряющееся неоптимальное поведение” — словесное
оскорбление, обман, или сарказм, — и я маши
нально начинаю вести себя подобным образом,
когда злюсь?».
Когда вы тратите время на анализ своего пове
дения, вы подготавливаете себя к тому, что будете
действовать успешнее в следующем конфликте.
Конфликты неизбежны, поэтому вам еще не раз
представится возможность применить полученные
навыки.
|
|
|
РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ
Описание поведения, последствий и чувств
Часть 2 · Межличностная коммуникация
Навык
Описание сути конф
ликта в терминах пове
дения, последствий и
чувств.
Использование
Помочь человеку пол
ностью понять суть
проблемы.
Процедура
Персонализируйте со
общение
Опишите поведение,
которое вы видите или
слышите
Опишите последствия
этого поведения
Опишите ваши чувства
Пример
Джейсон говорит: «По
моги мне, пожалуйста,
решить одну проблему.
Когда я говорю, что я ду
маю, и ты не отвечаешь
(поведение), я начинаю
думать, что тебе напле
вать на меня и на то, что
я думаю (последствия)
и из за этого я очень на
тебя злюсь (чувства)».
Наблюдай и размышляй
Рабочая тетрадь