Возбуждения и разрядки энергии
Цикл контакта – это универсальный для психики человека процесс, связанный с возбуждением и разрядкой энергии. Энергия – это способность к работе.
Следует заметить, что нередко учебные действия сопровождаются слабым осознаванием, потому что решения об их необходимости предпринимаются в условиях, когда энергия одного – двух человек приводит к неохотному согласию большинства.
Продуктивность контакта состоит в том, что люди приходят к осознаванию необходимости изменений в себе или ситуации в целом. Контакт любого рода привносит определенную толику знаний о существующем положении дел и помогает определить соотношение между желаемым и возможным.
Под контактом не подразумевается безусловное достижение цели. Он включает в себя как повышение уровня осознавания, так и развитие навыков и умений, являясь процессом обучения и изменения.
Проблема заключается в том, что люди испытывают страх перед отрицательным результатом и поэтому предпочитают пассивную тактику поведения, теряя свой творческий потенциал. Разрешить эту проблему становится возможным в условиях интерактивного обучения, психологической базой которому служит цикл контакта как процесс возбуждения и разрядки энергии.
5.4. Связи фаз гештальтистского
Цикла контакта со стадиями принятия решений
В менеджменте
Фаза цикла | Соответствующее поведение при принятии решений в менеджменте |
Осознавание | Генерирование данных. Поиск информации. Донесение информации до участников. Обзор исторического аспекта. |
Энергия/ действие | Любая попытка мобилизовать энергию и вызвать интерес к идеям или предложениям. Поддержка идей других участников. Объединение вокруг значимого для других. Любая попытка идентифицировать различие и конфликты или сталкивающиеся интересы. Поддержка собственной позиции. |
Контакт | Стремление принимать максимальное участие. Объединение вокруг общей цели. Общее признание формулировки проблемы. Указания на понимание, не обязательно на согласие. Выбор направления будущей деятельности из возможных. |
Разрешение/ завершение | Тестирование; проверка на общее понимание. Обзор случившегося. Официальное утверждение того, что было достигнуто и того, что еще предстоит сделать. Установление смысла обсуждения. Обобщение на основе новых данных. Начало планирования предстоящих действий. |
"Охлаждение" | Перерыв, сделанный для того, чтобы позволить "вещам утрястись". Понижение уровня энергии и интереса, направленных на проблему. Обращение к другим задачам или проблемам. Окончание встречи. |
Знания могут быть усвоены только в процессе познавательной активности самого субъекта деятельности, и создание условий для подобной активности следует рассматривать как задачу управления обучением.
Мы можем сравнить фазы цикла контакта со стадиями выработки решения в менеджменте (см. таблицу 5.4.), чтобы понять применимость его в качестве ориентационного принципа в интерактивном обучении.
Всегда ли мы знаем, будучи в аудитории, что надо делать, как поступить в конкретной ситуации, возникшей "здесь и сейчас"? Вот в чем вопрос. Знание фаз интерактивного цикла помогает увидеть в нем способ проанализировать свое поведение в ходе разрешения проблем или принятия решений. Умение чутко отслеживать фазы гештальтистского цикла контакта помогает, например, понять, что невозможно осуществить контакт, минуя фазу осознавания как начальную стадию цикла, или перейти к действию, не позаботившись об объединении энергии вокруг значимой групповой фигуры.
5.5. Навыки, обусловливающие