Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов
Долгое время исследованиям культурного шока и межкультурной адаптации был присущ клинический акцент, однако в последние десятилетия в мировой социальной психологии все чаще раздаются голоса о том, что более глубоко проникнуть в эти проблемы можно лишь при учете межэтнических и межкультурных отношений и более широкого социального контекста, т. е. в рамках психологии межгрупповых отношений.
С. Бокнер выделил четыре максимально общие категории последствий межкультурного контакта для группы:
· [с. 345]геноцид, т. е. уничтожение противостоящей группы;
· ассимиляцию, т. е. постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований, норм доминантной группы, вплоть до полного растворения в ней;
· сегрегацию, т. е. курс на раздельное развитие групп;
· интеграцию, т. е. сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
В модели Бокнера перечисляются и четыре возможных результата межкультурных контактов для индивида. В процессе адаптации перебежчик отбрасывает собственную культуру в пользу чужой, шовинист — чужую в пользу собственной, маргинал колеблется между двумя культурами, посредник синтезирует две культуры, являясь их связующим звеном [Bochner, 1982].
Сходную схему последствий межкультурных контактов предложил Дж. Берри, который назвал ее концепцией стратегий аккультурации. По мнению канадского исследователя, у вступающих во взаимодействие индивидов и групп имеется выбор из следующих четырех стратегий:
· интеграции, когда каждая из взаимодействующих групп и их представители сохраняют свою культуру, но одновременно устанавливают тесные контакты между собой;
· ассимиляции, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но поддерживают контакты с другой культурой;
· сепаратизма/сегрегации[154], когда группа и ее члены, сохраняя свою культуру, отказываются от контактов с другой;
· маргинализации, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой[Berry,1997].
Берри рассматривает предложенные им стратегии прежде всего на групповом уровне, но выделяет более коллективные (интеграция и сепаратизм, так как для их достижения требуется, чтобы члены группы разделяли желание сохранить культурное наследие) и более индивидуальные (ассимиляция) стратегии. Кроме того, он подчеркивает, что группы меньшинства и их члены не всегда свободны в выборе стратегии аккультурации. Так, ассимиляция [с. 346]может быть вынужденной для тех индивидов, чьи группы подвергаются дискриминации. А маргинализация вообще не является результатом свободного выбора индивидов: маргиналами становятся в результате попыток насильственной ассимиляции в сочетании с насильственным отторжением[Berry et al,2002]. >
И Берри, и Бокнер единодушны в том, что успешная адаптация представляет собой не ассимиляцию с чужой культурой. Это даже не только — и не столько — социальное и эмоциональное приспособление к новой среде, так как человек может быть хорошо приспособленным к жизни в новом обществе, удовлетворяя все потребности внутри своей этнической или культурной группы, находя «маленькую Америку» в Париже или «маленькую Одессу» на Брайтон-Бич. Межкультурная адаптация представляет собой процесс погружения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения. При этом подлинная адаптация предполагает достижение социальной и психологической интеграции в еще одну культуру без потери богатств собственной.
Между стратегиями аккультурации и успешностью адаптации в инокультурном окружении существуют прочные связи: наибольший успех достигается в результате интеграции, наименьший — в результате маргинализации, а ассимиляция и сепаратизм занимают промежуточное положение[Berry,1997]. Кроме того, согласно результатам многочисленных исследований интеграция снижает вероятность неврозов, а сепаратизм и маргинализация связаны с психосоматическими проблемами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, наркоманией и алкоголизмом [Уорд, 2003].
Существуют также свидетельства того, что именно интеграция субъективно является наиболее предпочитаемой мигрантами стратегией аккультурации. Например, при исследовании эмигрантов из стран СНГ в Израиле 72% респондентов продемонстрировали сформированность установки на интеграцию, т. е. максимально широкие контакты с израильтянами, но при возможности сохранять и развивать свою культуру[Павленко, 1997].
Впрочем, точка зрения об интеграции как наиболее успешной стратегии аккультурации не является общепризнанной. Согласно ассимиляционистским моделям, наиболее — если не единственным — успешным вхождением в новую культуру является ассимиляция: индивид будет страдать от чувства отчужденности и изоляции до тех пор, пока не будет принят новой культурой и не осознает это принятие. Представляется, однако, что не может быть признана наиболее успешной стратегия аккультурации с позитивной ориентацией только на одну культуру. Кроме того, при следовании [с. 347]этой стратегии, о чем мы уже упоминали в другом контексте, индивида подстерегают три серьезные опасности: возможность быть отвергнутым членами группы большинства; вероятность быть отвергнутым членами своей культурной группы; вероятность испытать чрезмерный стресс при попытках одновременно приобрести новые аттитюды и паттерны поведения и избавиться от старых. Необходимо также отметить, что в последнее время в некоторых странах (Канада, Франция) были обнаружены эмпирические подтверждения того, что ориентация на ассимиляцию эмигрантов не является основной социальной установкой местных жителей.
До Берри никто так четко не разделял, а тем более не противопоставлял по последствиям для индивида и группы две стратегии аккультурации — маргинализацию и интеграцию. Довольно долгое время господствовала точка зрения, согласно которой «личность, покидающая в результате миграции, брака, получения образования одну группу или культуру, не найдя удовлетворительного варианта приспособления к другой <…> оказывается на периферии каждой из культур и не является членом ни той ни другой, становясь как бы "маргинальным человеком"» [Стоунквист, 1979, с. 92]. Иными словами, эта позиция заключалась в том, что жизнь в двух культурах всегда психологически нежелательна, в том числе из-за путаницы в идентичностях.
Однако люди, оказавшиеся на границе двух культур, не обязательно страдают от проблем, с которыми в результате этого сталкиваются: человек приходит к дезорганизованности и отчаянию, только если он интернализирует конфликт культур. Кроме ориентации на интеграцию среди факторов, позволяющих индивидам не страдать от негативных психологических последствий жизни на стыке культур, можно также выделить их объединение в новые субкультуры.
Исследователи обратили внимание также на то, что у мигрантов в разных сферах жизнедеятельности могут проявляться разные стратегии аккультурации: индивид может стремиться к экономической ассимиляции в сфере трудовой деятельности, к лингвистической интеграции, проявляющейся в освоении второго языка, и к ориентации на сепаратизм в сфере брака (Liebkind, 2003]. Изучая адаптацию мигрантов из России в Израиле, А. Козюлин и А. Венгер пришли к выводу, что разные сферы адаптации выполняют разные функции. Так, сфера культуры исполняет роль гаранта сохранения собственной интегрированности и временной преемственности индивидов. В результате они стремятся к консервации культуры страны выхода, что можно расценить как настрой на сепаратизм. А бытовая и — в еще большей степени — институциональная[с. 348]сферы призваны гарантировать приобщение мигранта к новым условиям существования, поэтому в них значимо преобладает интеграционная стратегия [по: Павленко, Таглин, 2005].
Уделяя большое внимание последствиям для групп и индивидов межкультурных контактов, социальные психологи пока не дали однозначного ответа на один серьезный вопрос. Почему на индивидуальном уровне одни люди становятся маргиналами, а другие — посредниками, одни остаются шовинистами, а другие полностью ассимилируются! Однако очевидно, что успех адаптации во многом зависит от того, поддержку для принятия какого из альтернативных решений переселенцы или визитеры получают от своего социального окружения. Поэтому достижение наиболее желательного результата — стимуляции предпочтения человеком роли посредника между культурами — требует создания сети социальной поддержки данного типа межкультурного взаимодействия. Неудачи и проблемы при адаптации в новой культуре необходимо рассматривать не как патологические симптомы, а как отсутствие определенных знаний и навыков. Поэтому должно быть организовано не приспособление человека к новой культуре, а приобретение знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа без разрыва с собственной культурой.
Рекомендуемая литература
Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1998. С. 190–220.
Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 4–39, 66–101, 112–138.
Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура / Под ред.. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. С. 656–709.
Литература
Абульханова К. А., Енакаева Р. Р. Российский менталитет, или Игра без правил? (Российско-французские кросс-культурные исследования и диалоги) // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996. С. 4-27.
Авдуевская (Белинская) Е. П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995. С. 111–132.
Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологическиепроблемы. М., 1990.
Агеева Р. А. Страны и народы: Происхождение названий. М., 1990.
Адорно Т., Сэнфорд Р. Н., Френкель-Брюнсвик Э., ЛевинсонД. Дж. Исследование авторитарной личности. М., 2001.
Аклаев А. Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1990. Вып. 1. С 12–38.
Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. М., 2005.
Аксенов В. П. Негатив положительного героя. М., 1996.
Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мирпсихологии. 1999. № 3. С. 15-23.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2004.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998.
Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.
Артемова О. Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 17-55.
Арутюнов С. А. Фантом безэтничности // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19. С. 22-24.
Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.,
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург,
Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001.
Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7—21.
Баклушинский С. А., Орлова Н. Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С. 248-267.
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.
Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.
Велик А. А. Психологическая антропология: История и теория. М., 1993.
Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.
Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Анг тология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С. 271-284.
Бенедикт Р. Хризантема и меч. М., 2004.
Берберова Н. Н. Курсив мой: Автобиография. М., 1996.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990а. С. 43—271.
Бердяев Н. А. Судьба России. М., 19906.
Берштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.
Богомолова Н. П., Стефаненко Т. Г. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 3. С. 1–11.
Бойл Корагессан Т. Восток есть Восток // Иностранная литература. 1994. №8. С. 5-179.
Бороноев А. О., Павленко В. И. Этническая психология. СПб., 1994.
Бороноев А. О., Смирнов П. И. Российский менталитет и реформы // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 274-302.
Браун Д. Р., Файерстоун Ч. М., Мицкевич Э. Теле- и радионовости и меньшинства. М., 1994.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976.
Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
Бутинов Н. А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992а. С. 1–16.
Бутинов Н. А. Детство на островах Адмиралтейства // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 56-84.
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 1998.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.
Вежбицкая А. Семантические универсалии и описания языков. М., 1999.
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990.
Виссон Л. Чужие и близкие в русско-американских браках. М., 1999.
Воловикова М. И., Гренкова Л. Л., Морскова А. А. Утверждение через отрицание // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996. С. 86—98.
Воробьева Л. И., Петровский В. А., Фельдштейн Д. И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка. М., 1987. С. 6—36.
Воронков В., Чикадзе Е. Ленинградские евреи: этничность и контекст // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы международного семинара. СПб., 1997. С. 74-78.
Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998. С. 195-308.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
Гари Р. Обещание на рассвете. СПб., 2004.
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.
Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
Гачев Г. Ментальности народов мира. М., 2003.
Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
Гердер И. Г. Избр. соч. М.; Л., 1959.
Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.
Гнатенко П. И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев, 1999.
Голованивская М. К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М., 1997.
Гостев А. А., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 110-128.
Грачева А. М. Психосемантический сопоставительный анализ особенностей категорий сознания русских и еврейских старшеклассников в области межнационального общения // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995. С. 99-111.
Гриценко В. В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М., 2001. С. 112-138.
Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.
Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М., 2000.
Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
Гусейнов Г., Драгунский Д. Новый взгляд на старые истины // Ожог родного очага. М., 1990. С. 7-28.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1—4. М., 1981-1982.
Деверо Дж. О работах Дж. Деверо //Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. С. 131–173.
Де-Вос (Девос) Дж. Этнический плюрализм: Конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. С. 229-276.
Дейк Т. Л., ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
ДемозЛ. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.
Джидарьян И. А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. М„ 1997. С. 187-223.
Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., 2001.
Джойс Дж. Улисс. М., 1993.
Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75-86.
Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С. 3-13.
Дробижева Л.М. Проблемы межэтнических отношений в постсоветской России // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М., 2005. С. 194-222.
Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.
Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в Истории. М., 1991. С. 48-59.
Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. М., 1982.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995.
Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982.
История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
Кавелин К. Д. Задачи психологии. Соображения о методах и программе психологических исследований. СПб., 1872.
Кара-Мурза С. Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. № 9. С. 3-15.
Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991.
Климчук Ф. Д. Этнос и перепись: парадоксы статистики // Ожог родного очага. М„ 1990. С. 92-106.
Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч.: В 8 т. М., 1956. Т. 1.
Коваль Т. Б. Православная этика труда// Мир России. М., 1994. Т. 2. С. 53— 68.
Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.
Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М., 1999.
Колотилин Г. Ф., Кудрявцев Ю. Д., Васильев В. Д. Влияние этнических факторов на клинику алкоголизма у аборигенов Дальнего Востока // Куль- туральные и этнические проблемы психического здоровья. М., 1995. С. 125-130.
Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 122-158.
Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры//Социальная психология личности. М., 1979. С. 85-113.
Кон И. С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 812.
Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М„ 1988.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003.
Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Крейндлин Г. Е. Кинесика // Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейндлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. М.; Вена, 2001. С. 166-254.
Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002.
Крылов В.И. Эпидемиология нарушений пищевого поведения в группах повышенного риска // Культуральные и этнические проблемы психического здоровья. М., 1995. С. 138-141.
Кузнецов И. М. Исследование символов в контексте национального самосознания (к постановке проблемы) // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. С. 25-36.
Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000.
Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
Лебедева Н. М. Новая Русская Диаспора: Социально-психологический анализ. М., 1997а.
Лебедева Н. М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 19976. С. 101–115.
Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 73-87.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
Леви-Строс К Структурная антропология. М., 1985.
Леви-Строс К Первобытное мышление. М., 1994.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
Левкович В. П., Кузмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 35—42.
Левкович В. П., Мин Л. В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 72-81.
Левкович В. П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. 1973. №5. С. 123-131.
Лейнг К., Стефан У. Дж. Социальная справедливость с точки зрения культуры // Психология и культура. СПб., 2003. С. 598—655.
Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1983. Т. 2.
Лефевр В. А. Алгебра совести. М., 2003.
Ли Д., Сью С. Клиническая психология и культура // Психология и культура. СПб., 2003. С. 459-489.
Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.
Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.
Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.
Лотман Ю. М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Тезисы докладов IV Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17-24 авг. 1970 г. Тарту, 1970. С. 98-101.
Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992а.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 19926.
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994.
Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 6-16.
Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование. М., 1974.
Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.
Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1998.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
МайерсД. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб., 2000.
Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Монтескье Ш. Избр. произведения. М., 1955.
Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М„ 1996.
Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. СПб., 1999.
Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трамсформнции и постсоветский период // Этническая психология и овшеепш, М , 19У7 С. 76-88.
Овчинников В. В. Ветка сакуры. М., 1972.
Овчинников В. В. Сакура и дуб. Книга вторая: Корни дубй // 1'пмии Ш ими 1987. № 3.
Осипова О. А. Американская социология о традициях и ариннн Мостки М., 1985.
Павленко В. Н. Еврейская эмиграция: мотивы, барьеры, трйНсформйКИИ идентичности // Этническая психология и общество. М., 1997, < Ш 335.
Павленко В. И., Таглин С. А. Факторы этнопсихогенеза. Харькои, I1)') V
Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихологии. М , 200V
Падучева Е. В. Феномен Анны Вежбицкой // Вежбицкая А. Язык. Кулму ра. Познание. М„ 1997. С. 5-32.
Паин Э.А. Этнополитический маятник. М., 2004.
Памук О. Черная книга. СПб., 2000.
Патаки Ф. Социально-психологические факторы изменений, происходящих в Венгрии // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 5. С. ЮН 119.
Первая этнопсихологическая лаборатория в России // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 159-160.
Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология. М., 1994. С. 5-14.
Повесть временных лет // Изборник. М., 1969. С. 28—91.
Поло М. Книга о разнообразии мира. СПб., 1999.
Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.
Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию. СПб., 1995. С. 66—83.
Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М., 1985.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1957. Т. 3, 6.
Рейковски Я. Движение от коллективизма // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 24-33.
Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество// Реферативный журнал «Общественные науки за рубежом». Сер. 11. Социология. 1992. № 2. С. 160-190.
Ричи Д. Жесты как язык // Мир по-японски: Эстетические и этические ценности в японской культуре. СПб., 2000а. С. 77-78.
Ричи Д. Японский поцелуй // Мир по-японски: Эстетические и этические ценности в японской культуре. СПб., 20006. С. 79-83.
Романова О. Л. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде // Процессы психического развития. В поисках новых подходов. М., 1995.
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999.
Российская ментальность. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. № 1.С. 25-53.
Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. М.; Киев, 1996. С. 7-46.
Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб., 2001.
Салимова К. И. Восхождение к успеху (Воспитание в Японии: история и современность). М., 1993.
Семенов В. Е. Типология российских менталитегов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 485-492.
Сеченов И. М. Избр. философ, и психол. произв. М., 1947.
Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996.
Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
Ситарам К. С., Когделл Р. Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 2. С. 51-64. № 3. С. 60-68. № 4. С. 106-116. № 5. С. 100- 107.
Смелзер Н. Социология. М., 1994.
Смирнова Н. Л. Образ умного человека: Российское исследование // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 112-130.
Смит П.Б. Кросс-культурные исследования социального воздействия // Психология и культура. СПб., 2003. С. 575-597.
Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). М., 1991.
Собкин В. С. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентации русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995. С. 6-63.
Собкин B.C., Глухова Т.В., Мутерперель C.B. Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте // Возрастные особенности формирования толерантности / Труды по социологии образования. T. VIII. Вып. XIV. М., 2003. С. 152-172.
Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 463-489.
Степин В. С. Мировоззренческие универсалии как основание культуры // Универсалии восточных культур. М., 2001. С. 14-41.
Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997.
Стеценко А., Литтл Т., Оттинген Г., Балтес П. Развитие представлений детей о школьной деятельности: кросс-культурное исследование // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 3–23.
Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
Столин В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 46—57.
Стоунквист Э. В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта / Реферат Е. А. Веселкина // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. С. 91–112.
Стрелецкий В. Н. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. С. 225-249.
Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М., 1990. Вып. 20. С. 5-39.
Танака-Мацуми Ю. Патопсихология и культура // Психология и культура. СПб., 2003. С. 423-458.
Терентьева Л. Н. Формирование этнического самосознания в националь- но-смешанных семьях в СССР. М., 1974.
Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах на материале ритуала ндембу // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С. 50-81.
Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 14 т. М„ 1951. Т. 1. 1952. Т. 8.
Тоффлер О. Шок будущего. М., 2001.
Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллин, 1988.
Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. С. 104— 133.
Уоллес Э. Ф. К. Психические заболевания, биология и культура // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. С. 361-404.
Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура. СПб., 2003. С. 656-709.
Уорф Б. Л. Наука и языкознание // Зарубежная лингвистика. I. М., 1999а. С. 92-105.
Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Зарубежная лингвистика. I. М., 19996. С. 58-91.
Фаст Дж. Язык тела // Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995. С. 11-224.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб., 1995.
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2.
Холл Э. Как понять иностранца без слов // Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995. С. 225-429.
Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61-74.
Хонигман Дж. Понятия // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. С. 51—79.
Хохряков П. Язык и психология. Казань, 1889.
Цвейг С. Избранное. Минск, 1960.
Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. М., 1991.
Чехов А. П. Собр. соч.: В 12 т. М., 1955/Т. 4.
Чуркин А.А., Анашкина Л.M.Этнокультуральные особенности распространенности и клиники шизофрении. М., 1999.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.
Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1958. Т. 3.
Шериф М. Исследование межгруппового конфликта // Общественное животное. Исследования. Т. 2. СПб., 2003. С. 206-218.
Шлягина Е. И., Данзаева Э. У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 347—355.
Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.
Шнирельман В. А. Демографические и этнокультурные процессы эпохи первобытной родовой общины // История первобытного общества. М„ 1986. С. 427-489.
Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.; Воронеж, 1996.
Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1960. Ч. 1.С. 108-116.
Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. М., 1985.
Эйбл-Эйбесфельд И. Поведение детей: культуры народов ко-сан, янома- ми, химба и эйпо // Культуры. 1982. № 4. С. 5—29.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996а.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 19966.
Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Запись, составление Г. М. Науменко. М., 1998.
Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб., 2001.
Ямагучи С. Культура и контроль // Психология и культура. СПб., 2003. С. 359-390.
Ямское А. Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. С. 205— 224.
Ясперс К. Собр. соч. по психопатологии: В 2 т. М.; СПб., 1996. Т. 1.
Ainsworth М. D., Blehar М. С., Waters Е., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale (NJ), 1978.
Allport G. W. The nature of prejudice. Reading (Mass.), 1954.
Amir Y., Sharon I. Are social psychology's laws cross-culturally valid? // J. of Cross-Cultural Psychology. 1987. Vol. 18. P. 383-470.
Bar-Tal D. Causes and consequences of delegitimation: Models of conflict and ethnocentrism //J. of Social Issues. 1990. Vol. 46. P. 65-82.
Bar-Tal D. Group beliefs as an expression of social identity // Social identity: International perspectives. London, 1998. P. 91–113.
Bargal D., Bar H.A Lewinian approach to intergroup workshops for Arab- Palestinian and Jewish youth//J. of Social Issues. 1992. Vol. 48. P. 139-154.
Barry H. Description and uses of the Human Relations Area Files // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 2: Methodology. Boston, 1980. P. 445-478.
Barry H., Child I., Bacon M. Relation of child training to subsistence economy // American Anthropology. 1959. Vol. 61. P. 51-63.
Barth F. Introduction // Ethnic groups and boundaries: The social organization of culture difference. Bergen-Oslo; London, 1969. P. 9-38.
Bazerman M.H., Curhan J.R., Moore D.A., Valley K.L. Negotiation // Annual Review of Psychology. 2000. Vol. 51. P. 279-314.
Beaupré M., Hess U. Cross-cultural emotion recognition among Canadian ethnic groups//J. ofCross-Cultural Psychology. 2005. Vol. 36. P. 355-370.
Benedict R. The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946.
Bennett M. J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity // International J. of Intercultural Relations. 1986. Vol. 10. P. 179-196.
Berlin B., Kay P. Basic color terms: Their universality and evolution. Berkeley, 1969.
Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied Psychology: An International Review. 1997. Vol. 46. P. 5-34.
Berry J. W. On the unity of the field of culture and psychology // Social psychology and cultural context. Thousand Oaks (Cal.), 1999. P. 7-15.
Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 2002.
Berry J. W., Sam D. L. Acculturation and adaptation // Handbook of cross- cultural psychology. Vol. 3: Social behavior and applications. Boston, 1997. P. 291-326.
Betancourt H., Weiner B. Attributions for achievement-related events, expectancy, and sentiments: A study of success and failure in Chile and the United States//J. of Cross-Cultural Psychology. 1982. Vol. 13. P. 362-374.
Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford, 1982. P. 5-44.
Bock Ph. K. Rethinking psychological anthropology. Continuity and change in the study of human action. N. Y., 1988.
Bond M. H.A proposal for cross-cultural studies in attribution // Attribution theory: Social and functional extensions. Oxford, 1983. P. 144-157.
Bond R., Smith P. B. Culture and conformity: A meta-analysis of studies using Asch's (1952b, 1956) line judgment task // Psychological Bulletin. 1996. Vol. 119. P. 111-137.
Boyd R., Richerson P. J. Culture and the evolutionary process. Chicago, 1985.
Brewer M. B., Campbell D. T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East African evidence. N. Y., 1976.
Brigham J. S. Ethnic stereotypes// Psychological Bulletin. 1971. Vol. 76. P. 15-38.
Brown R. Prejudice: Its social psychology. Oxford, 1995.
Carnevale P.J. Property, culture and negotiation // Negotiation as a social process: New trends in theory and research. Thousand Oaks (CA), 1995. P. 309-323.
Chandler T., Shama D., Wolf F., Planchará S.Multiattributional causality: A five cross-national samples study //J. of Cross-Cultural Psychology. 1981. Vol. 12. P. 207-221.
Cheung F. M., Leung K. Indigenous personally measures: Chinese examples // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29. P. 233-248.
Church A. T., Lonner W. J. The cross-cultural perspective in the study of personality: Rationale and current research // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29. P. 32-62.
Dasen P. R. Cross-cultural Piagetian research: A summary // J. of Cross-Cultural Psychology. 1972. Vol. 3. P. 23-39.
DaunÂ.Svensk mentalitet. Simrishamn, 1989.
Deschamps J.-C.L'attribution, la catégorisation sociale et les représentations intergroupes// Bulletin de Psychologie. 1973/74. Vol. 27. P. 710-721.
Devine P. G.Stereotypes and prejudice: Their automatic and controlled components//!, of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 5-18.
Diaz-Loving R. Contributions of Mexican ethnopsychology to the resolution of the etic — emic dilemma in personality // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29. P. 104-118.
Dovidio J. F., BrighamJ. C., Johnson B. T., Gaertner S. L. Stereotyping, prejudice and discrimination: Another look // Stereotypes and stereotyping. N. Y.,P. 276-319.
Ekman P. Universal and cultural differences in facial expression of emotion // Nebraska symposium on motivation, 1971. Lincoln, 1972. P. 207—283.
Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: Categories, origins, usage and coding // Semiótica. 1969. Vol. 1. P. 49-98.
Fiske S. T. Stereotyping, prejudice and discrimination at the seam between the centuries: evolution, culture, mind and brain // European J. of Social Psychology. 2000. Vol. 30. P. 299-322.
Graumann C. F. Conspiracy: History and social psychology — A synopsis // Changing conceptions of conspiracy. N. Y., 1987. P. 245—251.
Greenberg J., Rosenfield D. Whites ethnocentrism and their attribution for the behavior of black: a motivational bias //J. of Personality. 1979. Vol. 47. P. 643— 657.
Groh D. The temptation of conspiracy theory, or Why do bad things happen to good people? // Changing conceptions of conspiracy. N. Y., 1987. P. 1-37.
Grundmann S., Ashkenasi A. New minorities in the East Germany and their influence on social and political development in united Germany // Psychological issues in the political transformation of Central and Eastern Europe. Helsinki, 1991. P. 84-91.
Gudykunst W. B., Bond M. H. Intergroup relations across cultures // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 3: Social behavior and applications. Boston,P. 119-161.
Hall E. T. The hidden dimensions of time and space in today's world // Cross- cultural perspectives in nonverbal communication. Toronto, 1988. P. 141–152.
Hammer M. R. Behavioral dimensions of intercultural effectiveness: A replication and extension // International J. of Intercultural Relations. 1987. Vol. 11. P. 65-88.
Haslam S. A., Turner J. C., Oakes P. J., McGarty C., Reynolds K. J. The group as a basis for stereotype consensus // European Review of Social Psychology. Vol. 8. Chichester (UK), 1998. P. 203-239.
Helkama K. Recherches récentes sur les valeurs // La construction sociale de la personne. Grenoble, 1999. P. 61-75.
Herskovits M. J. Les bases de l'anthropologie culturelle. Paris, 1967.
Hewstone M. Contact and categorization: social psychological interventions to change intergroup relations // Stereotypes and stereotyping. N. Y., 1996. P. 323-360.
Hewstone M., Jaspars J. Social dimensions of attribution // The social dimension. Vol. 2. Cambridge; Paris, 1984. P. 379-404.
Hewstone M., Ward C. Ethnocentrism and causal attribution in Southeast Asia // J. of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 48. P. 614-623.
Ho D. Y. F. Indigenous psychologies: Asian perspectives 11 J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29. P. 88-103.
Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills (Cal.), 1980.
Honigman J. J. Culture and personality. N. Y., 1954.
Hui C. H., Triandis H. C. Individualism-collectivism: A study of cross-cultural researchers //J. of Cross-Cultural Psychology. 1986. Vol. 17. P. 225-248.
Iwao S., Triandis H. C. Validity of auto- and heterostereotypes among Japanese and American students // J. of Cross-Cultural Psychology. 1993. Vol. 24. P. 428- 444.
Jasinskaja-Lahti I. Psychological acculturation and adaptation among Russian- speaking immigrant adolescents in Finland. Helsinki, 2000.
Johnson N. B., Middleton M. R.,Tajfel H. The relationship between children's preference for and knowledge about other nations // British J. of Social and Clinical Psychology. 1970. Vol. 9. P. 232-240.
Kagitçibasi C. Individualism and collectivism // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 3: Social behavior and applications. Boston, 1997. P. 1-49.
Kagitçibasi C., Berry J. W. Cross-cultural psychology: Current research and trend // Annual Review of Psychology. 1989. Vol. 40. P. 493-531.
Kanagawa Ch., Cross S. E., Markus H. R. «Who am I?» The cultural psychology of the conceptual self // Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol. 27. P. 90-103.
Katz D., Braly K. W. Racial stereotypes of one hundred college students // J. of Abnormal and Social Psychology. 1933. Vol. 28. P. 280-290.
Keel P., Klump K. Are eating disorders culture-bound syndromes? Implications for conceptualizing their etiology // Psychological Bulletin. 2003. Vol. 129. P. 747-769.
Kim U. Psychology, science and culture: cross-cultural analysis of national psychologies // International J. of Psychology. 1995. Vol. 30. P. 663-679.
Klineberg O. Social psychology. N. Y., 1954.
Knight G. P., Bernai M. E., Cota M. K. Family socialization and Mexican American identity and behavior // Ethnie identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. P. 101–129.
Lambert W. E., HamersJ., Frasure-Smith N. Child-rearing values: across-national study. N. Y., 1979.
Lee Y. T., Seligman M. E. P. Are Americans more optimistic than Chinese? // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. P. 32-40.
Leung K., Bond M.H., Carment D.W., Krishnan L., Liebrand W.B. Effects of cultural femininity on preference for methods of conflict processing: A cross- cultural study // Journal of Experimental Social Psychology. 1990. Vol. 26. P. 373-388.
Leung K., Chan D. Management across cultures // Psychology and cultural context. Thousand Oaks (CA), 1999. P. 177-188.
Liebkind K. Acculturation // Blackwell, handbook of social psychology: Intergroup processes. Maiden (MA), 2003. P. 386-406.
Liem R. Shame and guilt among first- and second-generation Asian Americans and European Americans //J. of Cross-Cultural Psychology. 1997. Vol. 28. P. 365-392.
Maass A., Ceccarelli R., Rudin S. Linguistic intergroup bias: evidence for in- group-protective motivation //J. of Personality and Social Psychology. 1996. Vol.71. P. 512-526.
Macrae C. N., Milne A. B., Bodenhausen G. V. Stereotypes as energy-saving devices: A peek inside the cognitive toolbox // J. of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66. P. 37-47.
Madon S., Guill M., Aboufadel K., Jussim L. Ethnic and national stereotypes: The Princeton trilogy revisited and revised // Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. Vol. 27. P. 996-1010.
Makine A. Le testament francais. Paris, 1995.
Marin G. Attributions for tardiness among Chilean and United States students // J. of Social Psychology. 1987. Vol. 127. P. 69-75.
Markus H. R., Kitayama S. The cultural psychology of personality // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29. P. 63-87.
Markus H.R., Lin L.R. Conflictways: Cultural diversity in the meanings and practices of conflict // Cultural divides. N.Y., 1998. P. 302-333.
Marsella A. J. Depressive experience and disorder across cultures // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 6: Psychopathology. Boston, 1980. P. 237— 289.
Matsuda N. Strong, quasi-, and weak conformity among Japanese in the modified Ash procedure//J. of Cross-Cultural Psychology. 1985. Vol. 16. P. 83-97.
Matsumoto D. Culture and psychology. Pacific Grove (Cal.), 1996.
Mlicki P. P., Ellemers N. Being different or being better? National stereotypes and identifications of Polish and Dutch students // European J. of Social Psychology. 1996. Vol. 26. P. 97-114.
Moghaddam F. M., Taylor D. M., Wright S. C. Social psychology in cross-cultural perspective. N. Y., 1993.
Moscovici S. The conspiracy mentality // Changing conceptions of conspiracy. N.Y., 1987. P. 151-169.
Moscovici S. Social representations. Explorations in social psychologv. Cambridge, 2000.
Murphy H. B. M. Culture and schizophrenia // Culture and psvchopathology. Baltimore, 1982. P. 221-250.
NaumovA. I., Puffer S. M. Measuring Russian culture using Hofstede's dimensions //Applied Psychology: An International Review. 2000. Vol. 49. P. 709-718.
Nolan M. A., Haslam S. A., Spears R., Oakes P. J. An examination of resource- based and fit-based theories of stereotyping under cognitive load and fit // European J. of Social Psychology. 1999. Vol. 29. P. 641-663.
Ocampo K. A., Bernal M. E., Knight G. P. Gender, race, and ethnicity: the sequencing of social constancies // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. P. 11—30.
Osgood C. E., May W.t Miron M. Cross-cultural universals of affective meaning. Urbana, 1975.
Peabody D. National characteristics. Cambridge, 1985.
Pearson V.M., Stephan W.G. Preferences for styles of negotiation: A comparison of Brazil and the U.S. // International J. of Intercultural Relations. 1998. Vol. 22. P. 67-83.
Pepitone A. Lessons from the history of social psychology // American Psychologist. 1981. Vol. 36. P. 972-975.
Pepitone A., Triandis H. C. On the universality of social psychological theories // J. of Cross-Cultural Psychology. 1987. Vol. 18. P. 471-498.
Perrin S., Spencer C. P. The Ash effect — A child of its time? // Bulletin of British Psychological Society. 1980. Vol. 32. P. 405-406.
Pettigrew T. F. The ultimate attribution error: extending Allport's cognitive analysis of prejudice // Personality and Social Psychology Bulletin. 1979. Vol. 5. P. 461 — 476.
Pettigrew T. F. Intergroup contact theory //Annual Review of Psychology. 1998. Vol. 49. P. 65-85.
Phinney J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. P. 499-514.
Phinney J. S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. P. 61-79.
Phinney J. S. An intercultural approach in psychology: cultural contact and identity//Cross-Cultural Psychology Bulletin. 1999. Vol. 33. P. 24-31.
Phinney J. S., Devich-Navarro M. Variations in bicultural identification among African American and Mexican American adolescents // J. of Research on Adolescence. 1997. Vol. 7. P. 3-32.
Piaget J., Weil A. M. The development in children of the idea of the homeland and of relations with other countries // International Social Science Bulletin. 1951. Vol. 3. P. 561-578.
Pollack R. H., Silvar S. D. Magnitude of the Muller-Lyer illusion in children as a function of the pigmentation of the fundus oculi // Psychonomic Science. 1967. Vol. 8. P. 83-84.
Psychological anthropology. Homewood (111.), 1961.
Roberson D., Davies I., DavidoffJ. Colors categories are not universal: Replications and new evidence from a stone-age culture // J. of Experimental Psychology; General. 2000. Vol. 129. P. 369-389.
Rohner R. P. The warmth dimension: Foundations of parental acceptance- rejection theory. Bewerly Hills (Cal.), 1986.
Rotheram M. J., Phinney J. S. Introduction: Definitions and perspectives in the study of children's ethnic socialization // Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park (Cal.), 1987. P. 10-28.
Rotheram-Borus M. J. Biculturalism among adolescents // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993. P. 81-102.
Schwartz S. H. Individualism-collectivism: Critique and proposed refinements // J. of Cross-Cultural Psychology. 1990. Vol. 21. P. 139-157.
Schwartz S., Bardi A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective//!, of Cross-Cultural Psychology. 2001. Vol. 32. P. 268-290.
Segall M. H., Campbell D. T., Hersokovits M. J. The influence of culture on visual perception. Indianapolis, 1966.
Semin G. R., ZwierS. M. Social cognition // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 3: Social behavior and applications. Boston, 1997. P. 51-75.
Shweder R. A. Thinking through cultures: expeditions in cultural psychology. Cambridge (Mass.), 1991.
Smith P. B., Schwartz S. H. Values // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 3: Social behavior and applications. Boston, 1997. P. 77-118.
Smolicz J. J. Tradition, core values and intercultural development: Plural societies // Ethnic and Racial Studies. 1988. Vol. 11. P. 390-405.
Stangor C., Lange J. E. Mental representations of social groups: understanding stereotypes and stereotyping emotions as determinants of intergroup attitudes // Advances in experimental social psychology. Vol. 26. San Diego (Cal.), 1994. P. 357-416.
Stephan W. G., Abalakina-Paap M. Russia and West: Intercultural relations // Handbook of intercultural training. Thousand Oaks (Cal.), 1996. P. 366-382.
Stephan W. G., Ageev V. S., Stephan C. W., Abalakina M., Stefanenko T., Coates-Shrider L. Measuring stereotypes: A comparison of methods using Russian and American samples // Social Psychology Quarterly. 1993. Vol. 56. P. 54—64.
Stephan W. G., Stephan C. W. Intergroup relations. Madison, 1996.
Stroebe W., Lenkert A., Jonas K. Familiarity may breed contempt: The impact of student exchange on national stereotypes and attitudes // The social psychology of intergroup conflict: Theory, research and application. Berlin, 1988. P. 167-187.
Sussman N. M., Rosenfeld H. M. Influence of culture, language, and sex on conversational distance //!. of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. P. 66-74.
Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, 1981a.
Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behaviour. Oxford, 1981b. P. 144-167.
Tajfel H., Flament C., Billig M. G., Bundy R. F. Social categorization and intergroup behaviour// European!, of Social Psychology. 1971. Vol. 1. P. 149-177.
Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. P. 7-24.
Tanaka-Matsumi J., Draguns J. G. Culture and psychopathology // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 3: Social behavior and applications. Boston, 1997. P. 449-491.
Taylor D. M., Jaggi V. Ethnocentrism and causal attribution in a South Indian context//!, of Cross-Cultural Psychology. 1974. Vol. 5. P. 162-171.
Taylor D. M., Moghaddam F. M.Theories of intergroup relations. International social psychological perspectives. N. Y., 1987.
Ting-Toomey S., Gao G., Trubisky P., YangZ., Kim H., Lin S. L., Nishida T. Culture, face maintenance and styles of handling interpersonal conflict: A study in five cultures // International J. of Conflict Management. 1991. Vol. 2. P. 275— 296.
Tinsley C. H. How negotiators get to yes: predicting the constellation of strategies used across cultures to negotiate conflict // J. of Applied Psychology. 2001. Vol. 86. P. 583-593.
Tinsley C., Curhan J., Kwak R.S. Adopting a dual lens approach for overcoming the dilemma of difference international business negotiations // International Negotiations. 1999. Vol. 4. P. 1-18.
Triandis H. C. Culture and social behavior. N. Y., 1994.
Triandis H. C. Cross-cultural psychology // Asian J. of Social Psychology. 1999. Vol. 2. P. 127-143.
Tronick E.Z, Morelli G. A., hey P. K. The Efe forager infant and toddlers pattern of social relationships: Multiple and simultaneous // Developmental Psychology. 1992. Vol. 28. P. 568-577.
Vaughan G. M.A social psychological model of ethnic identity development // Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park (Cal.), 1987. P. 73-91.
Ward C., Kennedy A. Acculturation strategies, psychological adjustment and socio-cultural competence during cross-cultural transitions // International J. of Intercultural Relations. 1994. Vol. 18. P. 329-343.
Weinreich P. The operationalization of ethnic identity // Ethnic psychology: Research and practice with immigrants, refugees, native peoples, ethnic groups and sojourners. Amsterdam, 1988. P. 149-168.
Werner O., CampbellD. T. Translation, working through interpreters and the problem of decentering // A handbook of method in cultural anthropology. N. Y., 1970. P. 398-422.
Westwood R.I., Tang S.F.Y., Kirkbride P.S. Chinese conflict behavior: Cultural antecedents and behavioral consequences // Organizational Development J. 1992. Vol. 10. P. 13-19.
Whiting B. B., Whiting J. W. Children of six cultures. A psycho-cultural analysis / In collaboration with R. Longabaugh. Cambridge (Mass.), 1975.
Zavalloni M. Ego-ecology: The study of the interaction between social and personal identities // Identity: Personal and socio-cultural. Stockholm, 1983. P. 205–231.
[1] В дальнейшем мы более подробно проанализируем понятие «этнос», а сейчас отметим, что это заимствованное из древнегреческого языка слово используется в значении «народ», «национальная общность».
[2] Не следует также забывать, что этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности именно у нас в стране: самоотождествиться с «народом» для большинства граждан не составляет труда, так как советская паспортная система превратила «национальность» в расовую категорию, определяемую по «крови» (происхождению родителей), тогда как обычно это понятие означает гражданство.
[3] Для лучшего осмысления того, что такое стереотип поведения, Гумилев приводит пример типичного поведения представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный: русский пожалеет пьяного и уступит ему место, латыш позовет милиционера, татарин отойдет в сторону, а кавказец может вступить в драку, если пьяный начнет к нему приставать.
[4] См. раздел 7.3.
[5] В США эту науку чаще всего называют просто антропологией, а специалиста и данной области — антропологом, но мы будем использовать термины «этнолог» или «культурантрополог», тем более что в русском языке термином «антропология» обычно обозначается физическая антропология.
[6] Это осознавали и «прародители» этнопсихологии. Так, древнегреческий историк Геродот, стремясь узнать причину войн между греками и варварами, побывал во многих странах и приобрел знания об образе жизни народов, которые в них обитали [Геродот, 1972]. О Геродоте и других мыслителях, в трудах которых имеются крупицы этнопсихологических знаний, более подробно мы поговорим в следующей главе.
[7] Запомним эти качества, со многими из них мы встретимся и в других «портретах» славянских народов, в частности народа русского.
[8] Еще одну концепцию лингвистического детерминизма — гипотезу Сепира— Уорфа — мы проанализируем в разделе 5.4. Там же рассмотрим исследования, проверявшие эту идею эмпирическим путем.
[9] Он использует именно это понятие, а не термин дух народа, как его предшест- исиники, но в терминологические разногласия мы углубляться не будем.
[10] Запомним это, так как общие (или коллективные, или социальные) предал нления являются одним из центральных понятий современной социальной психологии в целом и социальной этнопсихологии в частности.
[11] При этом термин тип он употребляет в значении, сходном с использованием этого слова для характеристики литературных героев.
[12] В данном тексте словом «установления» переводится английский термин «sets», т. е. «установки», или готовность действовать определенным образом по отношению к определенным объектам в определенных ситуациях.
[13] Как пишет Бенедикт, аполлониец-пуэбло «…выбирает золотую середину,идет изведанной тропою и не сует носа в разрушительные психологические состояния» [цит. по: Хонигман, 2001, с. 74].
[14] Следует отметить, что концепции многих культурантропологов, а не только Бенедикт, претерпели значительные изменения на протяжении их длинной научной карьеры и в своих заблуждениях они не стеснялись признаваться.
[15] Хотя иногда применяются тестирование и эксперимент.
[16] Называть его могут по-разному — от конфигураций культур до ментальности.
[17] Проблему подверженности зрительным иллюзиям мы затронем в разделе 5.2.
[18] Помощниками Риверса были студенты К. Майерс и У. Макдугалл, ставшие впоследствии известными психологами.