Педагогическая культура педагога и воспитателя.
Важнейшей характеристикой учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначение — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Педагогическая культура педагога (воспитателя) — это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.
Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих: а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся и воспитанникам, способствующих формированию их мировоззрения; б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер их психики; в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Педагогическая направленностьличности педагога (воспитателя) — это его интегративная характеристика, отражающая предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов.
Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентностьпедагога (воспитателя) — профессиональные качества, позволяющие ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности.
Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качествпедагога (воспитателя) — это сумма таких черт характера, как любовь к людям, уважение их личного достоинства, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность .
Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования— это интегративная характеристика его личности, позволяющая постоянно совершенствоваться в своей деятельности и улучшать учебно-воспитательную работу.
Гармония развитых интеллектуальныхи организаторских качествпедагога (воспитателя) — особое сочетание сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т. д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, объединять и т. д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности.
Педагогическое мастерство — синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.
Занятие № 23
Сущность, содержание и структура обучения.
План:
12.1. Содержание и особенности процесса обучения.
12.2. Специфические закономерности обучения.
12.3. Принципы обучения.
12.4. Основные методы обучения.
12.4. Особенности устного изложения материала.
Содержание и особенности процесса обучения.
Как общественное явление обучение — особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказомв содержании образования.
Принципы обучения—основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения .
Методы обучения—способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Формы обучения— четко организованные, содержательно-насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Средства обучения— все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Знания— совокупность усвоенных учеником сведений, понятий ипредставлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Навыки— усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные н умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
Умения— достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и получать желаемый результат в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
Обучающий— учитель (преподаватель), который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику детей, развивая ее, формирует у них определенные знания, навыки и умения.
Обучаемые— дети и взрослые люди, которые, отражая в своем сознании учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями.
Учение— это деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни.
Преподавание— деятельность учителя (преподавателя) по организации, осуществлению и управлению процессом формирования у обучающихся определенных знаний, навыков и умений, развитию их психики и научного мировоззрения.