Вербицкий Андрей Александрович 7 страница
Мотивационный синдром понимается нами как система и как процесс. Как система он позволяет охватить всю сложность и многообразие различных мотивационных компонентов в их единстве и взаимовлияниях, проанализировать структурные изменения мотивационной сферы в ее развитии. Как динамический процесс мотивационный синдром объединяет в себе разнообразные механизмы порождения, взаимопереходы и развитие мотивов. С опорой на понятие мотивационного синдрома можно будет, очевидно, подойти и к решению актуальной для психологии проблемы обоснования мотива как основной категории мотивационной сферы и единицы ее анализа, поскольку, как показано в литературе, наиболее плодотворным является анализ на уровне отдельных предметных мотивов (172).
Деятельности, как отмечал А.Н.Леонтьев, без мотива не бывает; мотивом выступает тот предмет, на который она направлена; "психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов" (95, с.196). Развитие потребностей означает развитие их предметного содержания, т.е. конкретных мотивов. В исследовании Р.С.Вайсмана на примере конкретно-предметных мотивов анализируются также взаимосвязи и взаимопереходы мотивационных переменных и их изменения в процессе онтогенетического развития (31). Мысль о таких взаимосвязях и взаимопереходах стала одной из отправных при формулировании нами положения о мотивационном синдроме.
Представление о единице анализа тех или иных психологических феноменов в принципе традиционно для психологии. "Под единицей,- писал Л.С. Выготский,- мы понимаем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и которые являются далее неразложимыми живыми частями этого единства" (46, с. 15-16).
В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов отмечают, что выделение единиц есть начало, а не завершение анализа (70). Авторы систематизировали требования к единице психологического анализа в следующих положениях: она должна быть связной психологической структурой; содержать в противоположном виде свойства целого; быть способной к развитию и саморазвитию, обладать порождающими свойствами ее трансформации в нечто иное по сравнению со своими исходными формами; быть живой частью целого и в то же время единым, далее неразложимым целым; быть выделена исходя из таксономического подхода; позволять синтетически изучать свойства сложного единства (целого); позволять исследовать отношение изучаемой функции (или процесса) ко всей жизни сознания в целом.
Мотив как единица мотивационной сферы выступает базовой формой проявления в деятельности всех мотивационных переменных, поскольку в своей динамике они являются либо источниками порождения мотивов, либо формами их проявления в психике, либо последующими формами жизни мотивов в некоторой цепи взаимных переходов друг в друга компонентов мотивации. Мотивационные компоненты представлены в мотивационном синдроме как разнообразные "симптомы", признаки (эмоции, желания, стремления, интересы и др.) актуализирующихся и развивающихся в процессе деятельности мотивов.
Наряду с широко известным представлением о действии как единице анализа деятельности человека во многих работах обсуждается интересующая нас идея анализа мотивационной сферы человека по единицам, однако отсутствует содержательный анализ соотношения единицы анализа деятельности и единицы анализа мотивационной сферы, что могло бы стать плодотворным в плане раскрытия сложной динамики движения той или иной деятельности. Так, А.К.Маркова считает актуальным выделение единиц анализа мотивации учения в связи с необходимостью разработки и систематизации ее характеристик и параметров (105). А.Г.Асмолов, называя в числе принципов деятельности принцип ее психологического анализа "по единицам", упоминает о мотиве как системообразующем признаке деятельности, впрочем, содержательно его не раскрывая. Судя по контексту работы автора, мотив фактически и выступает одной из таких "единиц" (14). Показано, что единицами ситуационного уровня иерархически организованной мотивационной сферы личности являются побуждения, а личностного уровня - мотивы (168).
Отмечая необходимость выхода за пределы единичной деятельности и побуждающих ее мотивов, А.М.Айламазьян считает актуальной задачу выбора мотива деятельности при соотнесении субъектом собственных ситуативных мотивов с более широким контекстом, обусловливающим необходимость преодоления возникшего побуждения ради иных ценностей или мотивов. Такой выбор, являясь одним из центральных моментов личностной регуляции, выступает элементарной единицей активности личности. Ситуация выбора мотивов предполагает ориентировку субъекта в своих мотивах, характеризующуюся временными ограничениями, определенным временным интервалом (2). Это созвучно механизму, отраженному в понятиях "отдаленное мотивационное поведение" (18) и "мотивационный процесс", понимаемый В.А.Иванниковым как порождение побуждения, произвольное придание субъектом дополнительного смысла осуществляемой им деятельности (73).
Таким образом, рассматривая мотив как единицу анализа мотивационной сферы, мотивационный синдром и его трансформации, отражающие динамику этой сферы, необходимо удерживать и их временные характеристики. Соответственно, выбор мотивов, формирование побуждений, ориентировка в собственных ситуативных мотивах, осознание их соотношения в связи с широким личностным контекстом как функции мотивационного синдрома (наряду с функциями, присущими самому мотиву) характеризуют его как процесс, развернутый во времени.
Мотивационный синдром как разворачивающийся во времени сложный психический процесс также представляет собой единицу анализа мотивационной сферы, но более крупную, нежели мотив. Мотив, выступая единицей анализа мотивационного синдрома, служит в то же время конкретным признаком ("симптомом") проявления и развития этого синдрома в деятельности субъекта. Таким образом, мотивационный синдром отражает процессуальную сторону мотивационной сферы, выступая системой взаимодействия мотивов и других мотивационных проявлений как ее компонентов.
Термин "мотивационный синдром" впервые использовал Ю.М.Орлов: "Существуют мотивы учебной деятельности, связанные с потребностью в познании, которые вследствие этого образуют мотивационный синдром этой потребности" (127, с. 302). К таким мотивам автор относит мотивы развития умственных способностей, познавательные, привлекательности учебных предметов, мотивы радости познания нового, потребность в знании с точки зрения требований профессии. Отмечается факт "перекрещивания" мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации, доминирования, позволяющий путем стимулирования одного мотива воздействовать на мотивы других потребностей. Таким образом, Ю.М.Орлов под "мотивационным синдромом" подразумевает совокупность мотивов, соотнесенных с той или иной потребностью.
Мотивационный синдром в нашем понимании - это, с одной стороны, способ теоретического осмысления мотивационной сферы как системы, в которой представлены и взаимодействуют все мотивационные проявления; с другой - способ анализа реальных соотношений и взаимосвязей ведущих мотивов в общей иерархии мотивов учения субъекта. Одновременно понятие "мотив" становится единицей анализа мотивационного синдрома как основной формы проявления в деятельности всех мотивационных переменных - не только собственно мотивов, но и ценностей, целей, желаний, влечений, побуждений и т.п.
Это означает, что в своей динамике все мотивационные компоненты выступают либо как источники порождения мотивов, либо последующие формы жизни мотивов в некоторой цепи взаимных переходов, либо являются специфическими субъективными их проявлениями в психике. Мотивационные переменные, включая собственно мотив, являются конкретными "симптомами" актуализирующегося в деятельности мотивационного синдрома.
В качестве основной единицы анализа мотивационного синдрома как системы и процесса мотив в то же время - его ведущий компонент, в котором представлены и отмеченные выше его субъективные формы (в этом смысле мотив - тоже сложная система). Как подчеркивает Я.А.Пономарев, система обнаруживает себя во взаимодействии с другими системами и получает свою определенность не только через соотношения своих компонентов, но и в характеристиках процесса и продукта этой системы (137). Это справедливо и по отношению к единице анализа мотивационного синдрома, и по отношению к нему самому, выступающему одновременно некоторой целостной системой, компонентом мотивационной сферы субъекта как более широкой системы, единицей ее анализа, процессом взаимодействия мотивационных переменных и его продуктом.
Будучи системой взаимодействия разнообразных мотивов деятельности субъекта и других мотивационных проявлений как компонентов этой системы, мотивационный синдром отражает сущность содержательной и процессуальной сторон мотивационной сферы.
Представление о мотивационном синдроме позволяет проследить теоретические взаимосвязи между понятийными областями различных психологических школ и направлений, исследующих мотивационную сферу человека, именно потому, что мотив выбран в качестве единицы его анализа. Ведь мотив, как было показано в первом разделе, - понятие, используемое практически во всех исследованиях мотивации, проводимых в разных направлениях и с разных теоретических позиций: в теориях установки, отношений, потребностей, диспозиций личности, интересов, направленности личности, влечений и т.п. При всем разнообразии подобных областей это понятие как бы пересекает их и служит своеобразным теоретическим мостиком, объединяя исследования мотивационной сферы в единую систему знаний о ней, на осмысление которой и ориентировано понятие мотивационного синдрома.
Будучи теоретической абстракцией, позволяющей осмыслить взаимосвязи различных мотивационных переменных, мотивационный синдром отражает в то же время и вполне определенную психическую реальность, наполняемую конкретным содержанием, выраженным в предметной отнесенности входящих в него мотивов.
Познавательные и профессиональные мотивы выступают, в соответствии с развиваемой нами позицией, одними из основных форм проявления мотивационного синдрома. Поэтому имеет смысл рассматривать познавательный и профессиональный мотивационные синдромы и как относительно независимые образования, и как составляющие более широкого - общего мотивационного синдрома учения, отражающего динамику их взаимных трансформаций. Таким образом, многообразие мотивов и мотивационных проявлений, побуждающих учебную деятельность субъекта, составляет общий мотивационный синдром учения, одними из основных форм проявления которого выступают познавательный мотивационный синдром (ПМС) и профессиональный мотивационный синдром (ПрМС).
Содержательное отличие профессионального мотивационного синдрома от познавательного идет по линии представленности в том или ином из них ведущего мотива - соответственно профессионального и познавательного. Безусловно, это некоторая теоретическая абстракция, поскольку, как уже было отмечено, невозможно выделить "чистую культуру" познавательных, профессиональных или любых иных мотивов в едином мотивационном синдроме, побуждающем ту или иную деятельность человека (в мотивационный синдром учения могут входить, например, мотивы достижения, аффилиации и др.).
Одним из основных положений развиваемого нами подхода является то, что ПМС и ПрМС проявляются и формируются в учебной деятельности субъекта, с одной стороны, как относительно независимые системы мотивов, с другой - как взаимосвязанные в своем развитии составляющие мотивационной сферы учения. Взаимосвязи познавательных и профессиональных мотивов в их генезисе можно проследить в условиях контекстного обучения.
Как подчеркивает Я.А.Пономарев, "предметом научного анализа может быть только взаимодействующая система" (137, с.19), в противном случае исследование будет представлять собой описание того или иного компонента системы, не раскрывающее сущности самой системы. Мотивационный синдром представляют собой систему взаимовлияющих мотивационных переменных, взаимное влияние свойств и функций компонентов которой в динамике определяет способ взаимодействия этих компонентов и видоизменяет его. В свою очередь, в результате изменения способа взаимодействия входящих в систему компонентов в рамках каждого из них происходят определенные трансформации их свойств и функций. Важно, при этом, выявить природу взаимодействующих систем. Взаимное влияние свойств и функций компонентов какой-либо системы в ее динамике определяет способ взаимодействия этих компонентов и видоизменяет его (там же). Это справедливо и по отношению к взаимодействующим системам ПМС и ПрМС (Рис.1). В результате изменения способа взаимодействия входящих в систему компонентов в каждом из них происходят определенные трансформации их свойств и функций.
Мотивационная сфера субъекта, как и любая другая система, не представляет собой изолированно взятый объект, в связи с чем недостаточно ее изучение в отрыве от влияющих на нее более широких систем, также развивающихся благодаря этому взаимодействию. Следовательно, исследуя профессиональные и познавательные мотивы студентов как взаимодействующие системы в целостном процессе их учебной деятельности, нужно учитывать, что развивается и сама учебная деятельность как более широкая система по отношению к познавательному и профессиональному мотивационным синдромам. Познавательные и профессиональные мотивы, являясь новообразованием учебной деятельности в результате взаимных трансформаций, обусловливают как дальнейшее развитие друг друга, так во многом и самой деятельности.
Мотивационный синдром А. В. | |||||||||
А.1 | В.1 | ||||||||
А.2 | В.2 | ||||||||
Рис. 1. Мотивационный синдром как система взаимодействия анализируемых мотивов
Условные обозначения:
А,В - анализируемые системы мотивов мотивационного синдрома
А.1, А.2, В.1, В.2 - компоненты анализируемых систем
Понятие мотивационного синдрома позволяет раскрыть взаимодействие не только познавательных и профессиональных, но самых разных видов мотивов в мотивационной сфере учения студента, что обозначается в литературе такими понятиями, как "перекрещивание мотивов" (Ю.М.Орлов) или взаимодействие "главных мотивационных линий" (А.Н.Леонтьев).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. Кто из ученых впервые сформулировал принцип анализа психического «по единицам»?
2. Приведите аргументы в пользу мотива как единицы анализа мотивации.
3. Как Я.А.Пономарев раскрывает понятие «взаимодействующая система»?
4. Приведите примеры мотивационных переменных.
5. Как соотносятся понятия мотив и мотивационный синдром?
6. В чем специфика и взаимосвязь познавательного и профессионального мотивационных синдромов?
7. Какие мотивационные компоненты, на Ваш взгляд, составляют мотивационный синдром самоактуализации?
8. Какие мотивационные синдромы целесообразно привлечь для анализа профессиональной деятельности?
9. Попытайтесь ответить на предыдущий вопрос применительно к игровой деятельности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 2, 14, 18, 31, 46, 70, 73, 95, 99, 105, 116, 126, 127, 137, 146, 168, 172, 182, 185-187.