Визуально-кинестетическая диссоциация

Проведите следующий эксперимент.

Вспомните какое-нибудь приятное событие. Убедитесь в том, что вы ассоциированы в картинке, что вы видете ее своими собственными глазами. Обратите внимание на собственные ощущения. Теперь диссоциируйтесь, для этого представьте себя, смотрящего на эту картинку, который видит и слышит и чувствует то, что вы видели, слышали и чувствовали тогда. Это почти наверняка изменит ваше отношение к событию. Диссоциация от воспоминания лишает его своей эмоциональной силы. Приятное воспоминание утрачивает свою прелесть, а неприятное утрачивает свою боль. В будущем, когда воображение будет рисовать вам болезненную сцену, диссоциируйтесь от нее. Чтобы получить удовольствие от приятных воспоминаний, убедитесь в том, что вы ассоциированы.

Ассоциировано – значит вернуться и заново пережить опыт, глядя на него своими собственными глазами. Диссоциировано – означает смотреть на образ из памяти с любой точки зрения, кроме своих глаз. Идеальная ситуация - воспроизводить приятные воспоминания ассоциировано, чтобы можно было бы легко насладиться всеми положительными эмоциями, их сопровождающими. Когда индивид диссоциирован от неприятных воспоминаний, то при нем – по-прежнему вся зрительная информация о том, чего нужно избегать и как именно поступить, но без неприятной эмоциональной реакции. Многие люди делают наоборот! Научите свой мозг ассоциироваться с приятными воспоминаниями и диссоциироваться от неприятных воспоминаний.

Для большинства людей переживание будет более интенсивным и незабываемым, если оно большое, яркое, цветное, близкое и ассоциированное. Содержание воспоминания остается неизменным, изменяется лишь то, как мы его помним. Плохие вещи случаются и имеют последствия, с которыми мы вынуждены жить, но они не обязаны преследовать нас. Их сила, заставляющая нас чувствовать себя плохо здесь и сейчас, имеет происхождение в том способе, которым мы думаем о них. Каждый может быть режиссером своего воображаемого фильма и может решать, как он хочет думать, а не быть во власти репрезентаций, которые возникают сами по себе.

В таблице №2 представлены наиболее общие субмодальные различения.

Таблица № 2

Субмодальные различения

Визуальные Аудиальные Кинестетические
Цвет(изображение цветное или черно-белое) Яркость (ярче или темнее, чем обычно) Контраст(ярко или блекло) Фокус (резкий или размытый) Текстура поверхности образа (гладкий или грубый) Детальность(наличие деталей или их отсутствие) Размер(велика ли картинка (в см.)) Дистанция(далеко ли образ) Форма(какой формы картинка, (круглая, квадратная…)) Границы(есть ли границы, края расплывчаты. Каковы размеры границы) Положение (где этот образ помещен в пространстве) Количество (отдельная сцена или множество образов) Ориентация в пространстве (наклон) Ассоциация-диссоциация (вижу собственными глазами - вижу со стороны)   Положение (слышите это изнутри или снаружи) Высота (какова высота звука, высота выше или ниже, чем обычно) Тональность (носовой, гнусавный, полнозвучный, богатый тонкий, скрипящий…) Мелодия(это монотонное или есть мелодический диапазон) Громкость Темп Ритм Тембр -наполненность звуков Длительность (непрерывное или прерывистое) Моно/стерео(слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук повсюду вокруг вас)   Качество(Как бы вы описали ощущение тела: покалывание, тепло, холодно, расслабленно, напряженно, « завязанное в узел»…) Интенсивность(насколько сильно это ощущение) Положение(где вы чувствуете это в вашем теле) Движение(есть движения в этом ощущении, это движение непрерывно или оно проходит волнами) Направление(откуда это движение стартует. Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего сознаете его) Скорость(это медленная установившаяся прогрессия или это двигается рывками) Продолжительность(оно непрерывное или промежуточное)

Репрезентативные системы, ключи доступа и субмодальности представляют собой кирпичики, из которых строится здание субъективного опыта. Неудивительно, что люди строят различные карты окружающего их мира. Они имеют различные ведущие и предпочитаемые репрезентативные системы, различные синестезии и кодируют свои воспоминания с помощью различных субмодальностей. Когда же мы используем язык для общения друг с другом, то просто удивительно, как это мы ухитряемся понимать друг друга.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Определите, какие субмодальности являются критическими для вас. Для этого выполните следующее задание.

Вспомните эмоционально насыщенную ситуацию, которую вы можете представить хорошо. Сначала осознайте визуальную часть воспоминания, представьте себе , что вы поворачиваете ручку регулятора яркости изображения, увеличивая и уменьшая яркость. Отметьте, какие изменения это вносит в ваше переживание. Какая яркость оказывается для вас более предпочтительной? Если изменения в рамках какой-либо субмодальности приводит к изменениям вашего эмоционального состояния, то вы выявили ключевую субмодальность. В конце верните яркость в первоначальное состояние.

Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом меняется и какое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, в котором он был вначале.

Проделайте эти шаги с другими визуальными субмодальностями. Некоторые, а быть может, и все изменения будут оказывать глубокое воздействие на ваше отношение к этому воспоминанию. Вы можете захотеть оставить воспоминание с теми значениями субмодальностей, которые вам больше понравились

Сделайте то же самое с аудиальной и кинестетической модальностями.

2. Составьте батарею приятных воспоминаний, постарайтесь с каждым из них полностью ассоциироваться и полностью насладиться результатом.

3. Потренируйтесь в умении диссоциироваться от неприятных воспоминаний.

4. Познакомьтесь с книгой «Руководство по субмодальностям» Вилла Макдональда (115) и ответьте на вопросы:

· Как используются субмодальности в психотерапевтической практике?

· Какие психотерапевтические техники построены на идее субмодальностей?

Рекомендуемая литература:4, 60, 115, 143.

РЕФРЕЙМИНГ

В основе рефрейминга лежат следующие идеи.

1. Любой симптом, любое поведение, любая коммуникация человека изначально полезны и становятся вредными или болезненными только тогда, когда они используются в неподходящем контексте.

2. Человек обладает всеми необходимыми ресурсами, позволяющими добиться целесообразного поведения.

3. Человек осваивает мир и переживает события, исключительно опираясь на собственные модели; его опыт есть субъективная реальность, которую можно изменить.

Данная техника не работает с содержанием проблем, она реорганизует внутренние процессы человека благодаря максимальному использованию ресурсов и свободному потоку коммуникаций внутри человека. Она базируется на привлечении творческих способностей человека, используя которые, он сможет с помощью терапевта, а в дальнейшем и самостоятельно, моделировать свое новое поведение. Рефрейминг – это не способ смотреть на мир через розовые очки, так, чтобы все вокруг стало «на самом деле» хорошим. Проблемы не исчезнут сами по себе, с ними все равно придется что-то делать, но чем больше у вас будет способов по-разному посмотреть на них, тем легче их будет разрешить.

Существует несколько типов рефрейминга: рефрейминг смысла, рефрейминг контекста и шестишаговый рефрейминг.

Рефрейминг содержания (смысла) - изменение значения, оставляющее контекст прежним. Поведение само по себе ничего не значит, Вы можете придать ему значение, которое сделает его полезным. Найдите новое значение, которое может послужить переходом от жалобы на поведение к хотя бы частичному признанию, чем ценно это поведение.

Смысл любого события зависит от того, в какую рамку вы его помещаете. Когда меняется смысл , наши реакции и поведение также меняются. Способность помещать события в различные рамки (фреймировать событие) дает нам больше свободы и больше выборов. Например, можно сильно огорчиться, поранив ногу, а можно отнестись к этой ситуации как к возможности заняться отложенными давно делами. Транспортные пробки оказываются ужасной неприятностью, если вы в них попадаете, но в подаче министра, они могут стать признаком процветания.

Рефрейминг контекста - изменение контекста на такой контекст, в котором данная реакция представляет ценность. Вы меняете контекст, оставляя содержание прежним. Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Лишь очень немногие модели поведения не могут иметь ценности цели ни при каких обстоятельствах. Если вы начнете раздеваться на оживленном шоссе, то вас арестуют, а на нудистском пляже, наоборот, у вас будут неприятности, если вы этого не сделаете. А как насчет нерешительности? Она может оказаться полезной, если вы никак не можете решить, рассердиться вам или нет, а затем совсем забываете об этом.

Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа «Я слишком…», или «Я бы хотел прекратить…». Спросите: «Когда это поведение было бы полезным?», «При каких обстоятельствах это было бы ресурсным?». Когда вы найдете тот контекст, в котором это поведение является подходящим, вы можете мысленно прорепетировать его именно в этом контексте и выработать уместное поведение для первоначального контекста.

Сказки и метафоры – замечательные примеры рефрейминга. Что казалось несчастьем, оказывается полезным. Доставшийся в наследство кот, оказывается очень удачным приобретением, Лягушка может превратиться в принцессу. А если все, к чему вы прикасаетесь превращается в золото, то вы попали в большую беду.

Анекдоты - тоже рефрейминги. Почти все анекдоты начинаются с того, что помещают события в определенную рамку, а затем внезапно и резко изменяют ее. В анекдоте берут предмет и ситуацию и помещают ее внезапно в другой контекст или неожиданно придают ей другой смысл.

Реакции на эффективный рефрейминг:

1. Внутренние реакции: легкость, расслабление, более легкое дыхание, более привлекательная картинка содержания…

2. Внешние реакции: порозовение кожи, изменение в дыхании, мускульном напряжении…

Шестишаговый рефрейминг

Главной посылкой терапевтического вмешательства является то, что ни эмоции, ни поведение сами по себе не могут быть плохими и хорошими; все они полезны, в определенном контексте. Рефрейминг- специфический способ контакта с определенной долей/частью(за неимением лучшего термина) личности, которая порождает/блокирует некоторое поведение. Авторы метода делают это, чтобы найти «вторичную выгоду» данного фрагмента поведения, и позаботиться о ней как об интегральной части процесса, порождающего изменения в данной области поведения.

«Часть»-это своего рада метафора, способ говорить о некотором аспекте персоны, выражающемся в способности к какой-либо деятельности. Части обычно возникают из того, чему индивид обучается на опыте, и когда появляется нечто соответствующее этому опыту, они выражают себя. У каждой части есть своя цель и функция. Падение на лед вызывает боль, и из этого опыта создается «осторожная» часть, чтобы защитить нас. Все части присутствуют в нас для нашего блага и являются для нас ресурсами, если мы научимся их использовать, - чем и занимается рефрейминг.

В основе рефрейминга лежит различие между намерением и поведением: тем, что вы делаете и тем, чего вы на самом деле пытаетесь достичь при этом. Это решающее различие, которое следует иметь в виду, сталкиваясь с любым поведением. Часто то, что мы делаем, не дает нам в результате того, чего мы хотим.

Например, человек может много кушать, набирая лишний вес, а истинным намерением этого поведения является обеспечение удовольствия.

Иногда поведение дает нам то, чего мы хотим, но не вполне согласуется с другими частями нашей личности. Например, работник может льстить и шутить со своим начальником, чтобы получить повышение, а затем ненавидеть себя за это. Порой мы и в самом деле можем не знать, чего пытаемся достичь с помощью определенного поведения, и это кажется досадным. За каждым поведением скрывается положительное намерение. Все, что мы делаем, подчинено определенной цели, только эта цель может быть устаревшей. А некоторые типы поведения (курение) достигают противоположных результатов.

Избавление от нежелательного поведения не должно означать старания остановить его волевым усилием. Такие меры – гарантия того, что оно будет возобновляться настойчиво, потому, что вы обратили на него внимание и придали ему энергию. Нужно найти другой способ удовлетворить свое намерение, способ, который более созвучен другим сторонам вашей личности. На это и нацелена техника шестишагового рефрейминга.

Шестишаговый рефрейминг представляет собой технику терапии и личностного развития. Шестишаговый рефрейминг работает хорошо только тогда, когда в вас существует часть, которая заставляет вас вести себя таким образом, который вам не нравится. Он может быть также использован в случае психосоматических симптомов.

Итак, шесть последовательных шагов рефрейминга.

Наши рекомендации