Функции Министерства здравоохранения
К числу основных функций министерства относятся:
- разработка прогноза потребностей в кадрах специалистов различного про
филя;
- формирование долговременных программ развития медицинского образо
вания;
- определение государственного заказа вузам на подготовку специалистов,
обеспечение госзаказа необходимыми материально-техническими ресур
сами;
- разработка критериев и участие в оценке квалификации выпускников вузов.
Государственный заказ на подготовку специалистов определяется на осно
ве соглашения министерства с вузами. Обязательным условием заключения со
глашения является соответствие плана приема студентов и возможностей (ма
териально-технических, кадровых и др.), имеющихся у вуза.
За министерством закрепляется функция центра сертификации. На основе анализа деятельности, состояния материально-технической базы, кадрового состава министерство выдает вузу сертификат на право подготовки специалистов определенного профиля. Учитывая различия в состоянии вузов, предусматривается введение нескольких классов сертификатов. Министерство имеет право лишить вуз сертификата в случае несоответствия требуемому уровню.
Введение сертификатов на право подготовки специалистов делает излишней разработку министерством комплекса нормативов обеспечения вузов ресурсами.
Функции вузов
Вузы функционируют как независимые, бесприбыльные организации. Подготовка специалистов осуществляется на основе: а) госзаказов министерства, б) контрактов, заключаемых заинтересованными организациями, предприятиями, группами и отдельными лицами.
Финансирование деятельности вузов предусматривает оплату подготовки специалистов в рамках госзаказа, оплату подготовки специалистов по системе контрактных отношений, оплату работ, выполняемых по договорам с предприятиями, организациями и другими заказчиками. Соотношение доли средств, получаемых вузами в результате выполнения госзаказа и контрактов, не устанавливается и не планируется.
Предусматривается два варианта оплаты подготовки специалистов: а) прямая оплата процесса обучения студентов; б) отсроченная оплата стоимости обучения. При втором варианте вуз получает 75-80% средств, необходимых для организации процесса обучения. Оставшаяся часть выплачивается вузу только после 2-3 лет работы выпускника и прохождения им квалификационного экзамена.
Вузы самостоятельно разрабатывают программы финансирования учебного процесса, научной деятельности, оплаты труда персонала и т. д. Вузы также самостоятельно определяют организационную структуру, содержание учебного процесса. Количество кафедр-факультетов, численность штатов регулируются вузами в соответствии с задачами и имеющимися финансовыми возможностями.
Вузы имеют право предлагать свои услуги на мировом рынке подготовки медицинских кадров. Средства, получаемые от подготовки иностранных студентов, полностью остаются в бюджете вуза.
В вузах развивается контрактная система найма персонала. Предусматривается, что персонал вуза будет включать: а) постоянную часть преподавателей, научных работников, служащих; б) часть работников, заключивших контракты с вузом для выполнения определенной программы. Соотношение постоянной и временной частей персонала не планируется, определяется в соответствии с целями и условиями деятельности вуза.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вот то не все, что я сумел передать заинтересованному читателю. Желая как можно больше повторить себя в этой книге, уже хочу ее всю переписать. Зато теперь Вы, читатель, наверное, чуствуете себя увереннее в нашей профессии. Ну как? Уже чувствуете?
Я учился у многих. За это спасибо вам -
Джермен Михайлович Гвишиани, Б.А. Трушин, Н.И. Лапин, В А. Ядов,
\Н.Ф. Наумова\,\М.И. Бобнева], AM. Пятигорский, Ю.А. Левада, БД. Доцюк, М.З. Сафро, \Г.П. Щедровицкий [, Б.В. Сазонов, Л А. Петровская, А.В. Тихонов, B.C. Дудченко,\В.Ш. Рапопорт\,\Я.С. Капелюш], В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин, Я. Лейманн, Э. Терк, С.В. Хайниш, В.И. Герчиков, X. Висемаа (Голландия), М. Восток (Англия), Р. Алони (Израиль), К. Тайчер (Голландия), Г. Лоуренс (Англия), В.А. Петровский, В.В. Авдеев, М.И. Тряшин, Е.С. Поварницына, Е. Емельянов и вам, самые разные мои клиенты и слушатели Школы консультантов по управлению.