Формирование психологии как отдельной науки
Выделение психологии в качестве отдельной науки и психологической практики началось во второй половине XIX века (особенно в 60—70-х годах).Разрабатывались программы построения психологической науки, обосновывались специфические методы психологического исследования, создавались лаборатории, институты, кафедры в высших учебных заведениях, начали выпускаться специальные психологические журналы, стали проводиться конгрессы по психологии, образовывались психологические общества и ассоциации. Большое значение приобретали эмпирические методы изучения психических явлений, особенно эксперимент. В психологических исследованиях все чаще использовались измерения, что становилось важным критерием научности.
Немецкий физик, психолог, философ Густав Фехнер(1801—1887) заложил основы науки психофизики. Задача психофизики — изучение закономерных связей психических и физических явлений. Он обратил внимание на открытие физиолога Эрнста Вебера (1795— 1878), изучавшего зависимость ощущений от физических стимулов, и выразил ее в математической форме. Идеи психофизики оказали огромное влияние на возникновение и развитие во второй половине XIX века экспериментальной психологии. Фехнер стал автором одного из первых психофизических законов, получивших математическое описание.
Немецкий психолог Герман Эббингауз(1850—1909) экспериментально изучал процессы памяти и выявил, таким образом, количественные закономерности процессов запоминания и забывания.
Другой немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт(1832—1920) разрабатывал физиологическую психологию как особую науку. Он стал активно использовать метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и изучения закономерных связей между ними. Данный подход в изучении психологии в дальнейшем получил название структурализма, поскольку исследовались простейшие структуры осознаваемого внутреннего опыта человека. Для изучения психических элементов применяли метод экспериментальной интроспекции, который состоял в том, что испытуемого просили описать, что он чувствует в той или иной ситуации (например, в условиях действия какого-либо раздражителя на органы чувств).
Большой заслугой Вундта было основание в Лейпциге в 1879 г. первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание. Через два года лаборатория превратилась в Институт экспериментальной психологии, который очень быстро стал мировым центром научной психологии и подготовки кадров. Там начинали работать многие известные психологи из Германии (Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, Э. Мейман),из Англии (Э. Титченер)из Америки (Ст. Холл, Ф. Энджелл,Дж. Кэттел),из России (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге).
После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США. Так сложилась школа Вундта, начинающая историю психологии как самостоятельной науки.
В 1883 г. стал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название «Философские исследования» (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии). В 1905 г. название журнала было изменено на более точное: «Психологические исследования».
Американский психолог Эдвард Титченер(1867—1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. Там он изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах. В 1892 г. переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу.
В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» Титченер изложил основные достижения этой науки с вундтовских позиций. Поэтому Титченера иногда называют «американским Вундтом». Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей считалось изучение структуры сознания, безотносительно к тому, как эта структура работает. Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он считал, что только изучив структуру сознания, можно впоследствии изучать, как оно работает. Поэтому он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики. Он считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой.
Наряду с лабораторным экспериментом в психологии стал использоваться естественный эксперимент. Методология естественного эксперимента разрабатывалась, в частности, отечественными российскими психологами Александром Федоровичем Лазурским(1874—1917) и Владимиром Михайловичем Бехтеревым(1857—1927). Австрийский психолог и философ Франс Брентано(1838—1917) выдвинул программу, которая противостояла как традиционной ассоциативной психологии, так и новой психологи Вундта. В своем главном труде «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано противопоставляет экспериментальному методу Вундта внутреннее восприятие психических феноменов. Метод, который он предлагал, был вариантом субъективного метода самонаблюдения. Предметом психологии для Брентано являются психические феномены как акты видения, слышания, суждения и т.п.
Экспериментальное развитие учение Брентано об актах получило у Карла Штумпфа(1848—1936), крупного немецкого психолога, основателя психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Центральным понятием психологии Штумпфа являлось понятие функции, которое соответствует понятию акта Брентано. Экспериментальные исследования он проводил на материале слухового восприятия, в частности музыки.
Учениками Штумпфа в разное время были К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин, ставшие впоследствии основателями гештальтпсихологии.
Американский психолог Уильям Джемс(1842—1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894— 1895). В своих научных исследованиях Джемс занимался многими проблемами: изучением работы мозга, развития познавательных процессов и эмоций, проблемами личности. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Психологам, по его мнению, необходимо понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. В этой связи идеи Джемса и его сотрудников в подходе к изучению психологии стали называть функционализмом. Согласно их гипотезе, роль сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим с утра до вечера, со дня рождения и до смерти, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств.
Джемс многое сделал для развития психологии, независимой от медицины и философии. Его главный труд «Основы психологии» (в 2-х т., 1890), которым он оказал большое влияние на развитие психологии своим талантом в описании душевной жизни. Он считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.
Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829— 1905)разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Революцией в психологии стал план Сеченова построения психологии на основе объективного метода. Этот план он изложил в трактате «Кому и как разрабатывать психологию» (1873). Психологию Сеченов называл «родной сестрой физиологии». Он создал основы новой эмпирической психологии, базирующейся на рефлекторном понимании сознательной и бессознательной психической жизни. Согласно его теории психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.), акты сознания протекают по механизму физиологического рефлекса. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.
Известный психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев(1857—1927) получил образование в Петербургской медико-хирургической академии и после ее окончания определился в своих научных интересах. Занятия психиатрией, исследования душевной жизни человека стали главным делом его жизни. Стремясь сделать психологию естественной наукой, он формулирует основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев создает в Петербурге Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт.
Объективная психология понималась им как психология поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. В то же время он не отвергает сознание как предмет психологии и субъективные методы исследования психики. Бехтерев считал проблему личности одной из " важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые в то время трактовали личность как интегративное целое. Интересы его были разносторонни, но концентрировались вокруг одной цели — изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид — это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Русский физиолог Иван Петрович Павлов(1849—1936) — один из наиболее известных в мире русских ученых в области психологии, но он не был психологом. Он был выдающимся физиологом и получил в 1904 г. Нобелевскую премию за исследования пищеварительных процессов у собак. За многочисленных научные заслуги ему было присвоено учеными единственное звание «старейшины физиологов мира».
В то же время И.П. Павлов является создателем учения о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психологию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М. Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концепцию двух сигнальных систем, учение о различных типах высшей нервной деятельности. Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Ряд лет он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал за это). В итоговых же работах он полагал, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации.
В научном сообществе учение Павлова было оценено как революция в психологии, как построение основы всех наук о поведении. Павлов создал крупнейшую международную научную школу (ее прошли свыше 300 исследователей).
Австрийский психолог Зигмунд Фрейдбыл создателем психоанализа. Фрейд начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. На этом основании решающую роль в поведении человека он отводил бессознательному ядру психической жизни. Его теория и метод исцеления были названы психоанализом. В дальнейшем они стали очень 1опулярны в психологии. Фрейд создал также теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека бессознательными психическими силами.
В конце XIX века начали развиваться и отдельные отрасли психологии, такие как детская, педагогическая, дифференциальная, а также психотехника.Это также стало существенным фактором формирования психологии как самостоятельной науки. Основателем детской психологии считается английский эмбриолог и психолог В. Прейер.Он взялся за целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение детского развития. В его книге «Душа ребенка» (1882) давалось описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет.
Развитие детской психологии в конце XIX — начале XX века было тесно связано с педологией— комплексной наукой о детях, созданной американским психологом Стенли Холлом(1844—1924). Он организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию по изучению ребенка, а также начал издавать журнал, посвященный проблемам детской психологии.
Развитие детской психологии в Англии было связано с именем Д. Селли(1843—1923). Всвоих основных книгах «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894—1915) он описывал формирование психических процессов ребенка на основе механизма ассоциации.
Прикладному аспекту детской и педагогической психологии уделял много внимания и немецкий ученый Эрнст Мейман,о работах которого в области экспериментальной педагогики шла речь в предыдущем разделе. Его трехтомник «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) представлял своего рода энциклопедию педагогической психологии, в котором не только было собрано все накопленное к тому времени этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития ребенка (цит. по Ярошевский, 1997, с. 159).
Швейцарский психолог Эдуард Клапаред(1873—1940) был одним из основателей педагогического института им. Ж.Ж. Руссо в Женеве. Он полагал, что необходимо различать прикладную и теоретическую психологию. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную детскую психологию он разделял на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания.
Большой вклад в разработку методов детской и педагогической психологии внес американский психолог Арнольд Гезелл(1881 — 1961). Он создал Йельскую клинику нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до трех лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре его научных интересов. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Он также использовал новые методы исследования: лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода — чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных — однояйцовых близнецов). Проблема индивидуальных различий людей всегда интересовала ученых, но только в конце XIX века психологические исследования этого направления стали формироваться в отдельную отрасль психологической науки.Несомненная заслуга в этом принадлежит английскому психологу и антропологу Фрэнсису Гальтону(1822—1911). Он первым разработал на основе экспериментальных и математических методов учение об индивидуально-психологических различиях между людьми — дифференциальную психологию. Объяснял он эти различия преимущественно наследственными факторами. В 1869 г. вышла книга Гальтона «Наследственный гений».
Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном, вооружали психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее перспективным оказался метод вычисления коэффициента корреляции между переменными.
Задачи отбора людей в целях достижения экономического эффекта в значительной степени стимулировали развитие дифференциальной психологии в конце XIX — начале XX века. Статистические приемы, предложенные Гальтоном, начали применяться для решения прикладных задач. Существенный вклад в становление психологии как самостоятельной науки внесло начавшееся использование тестов. Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами (от англ. test — испытание). Этот термин приобрел вскоре популярность как наиболее известное психологическое понятие. Широкое использование он получил после статьи Кеттела «Умственные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind» с послесловием Гальтона (цит. по Ярошевский, 1997, с. 145).
Американский психолог Джеймс Кеттел(1860—1944) предложил серию тестов, направленных на изучение сенсорных, моторных, интеллектуальных функций. Тесты интеллектуального развития были разработаны французскими психологами Альфредом Бине (1857-1911) и Теодором Симоном (1873—1961). В начале XX века количество тестов, используемых в психологии, стремительно возрастало. Психологи увлеклись идеей измерения психических функций, что стало важным фактором становления психологии как самостоятельной эмпирической науки. Вместе с тем, это создавало предпосылки для формирования практической психологии.
На рубеже XX векаиндустриальный прогресс обратил интересы психологии к производственной, трудовой деятельности. Зародилось новое направление прикладной психологии — психотехника.Термин был введен немецким психологом Вильямом Штерном(1875—1938). Под этим термином понималось использование психологии в экономике и промышленности. Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале рабочих и возможностях его использования. Экономическая заинтересованность предпринимателей стимулировала развитие психотехники. Для ее построения использовались достижения экспериментальной и дифференциальной психологии. Психотехника применялась достаточно широко. Проводились исследования проблемы утомления, определялась оптимальная продолжительность рабочего времени, создавались методы анализа профессий и профессиональной пригодности. Большой вклад в разработку психотехники (индустриальной психологии) внес Гуго Мюнстерберг(1863—1916). Он изучал вопросы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психологическим возможностям человека. Говоря о психологии как профессии, следует отметить, что первые психологи пришли в психологию из других наук. В. Вундт, например, начинал свои исследования как физиолог, затем стал основателем физиологической и экспериментальной психологии, а также занимался изучением психологии народов. 3. Фрейд первоначально работал как врач-невропатолог и только позже стал более глубоко заниматься изучением неосознаваемых психических явлений и использовать психологические методы в своей практической работе. Альфред Адлер окончил медицинский факультет Венского университета и первоначально практиковал как врач-офтальмолог. Однако благодаря своему растущему интересу к деятельности нервной системы область его занятий перемещается в сторону психиатрии и психологии. Л.С. Выгодский получил филологическое образование и стал первоначально специалистом в области литературы и искусства. Аналогичной была судьба и многих других психологов XX века.