Правовые основы воинской службы

В условиях резкого обострения общественных противоречий возраста­ет роль правового регулирования строительства и использования армии. По­литика военного строительства наглядно свидетельствует, что военные про­блемы невозможно решать без учета проблем экономических, правовых, со­циальных.

Служба в армии всегда сопряжена с лишениями и трудностями, с раз­личного рода опасностями для здоровья и самой жизни военнослужащих. И поэтому очень важно, чтобы человек в погонах был надежно социально за­щищен, чтобы каждый военнослужащий знал о льготах и гарантиях, предос­тавляемых ему и его семье государством. Особенно это актуально сейчас, ко­гда военнослужащие российской армии, внутренних войск, войск других министерств и ведомств, оставаясь верными присяге, выполняет свой воин­ский долг в "горячих точках", там, где опасно, там, где льется кровь и где они нужны как гарант мира и безопасности (Таджикистан, Чечня, Абхазия). Да и семьям военных подчас приходится несладко, и это, пожалуй, ни для кого не секрет - жилищные проблемы, удаленность частей и подразделений от большой ци­вилизации и как следствие невозможность для жен устроиться на работу по специальности, определить детей в детские учреждения или в хорошую шко­лу. И, наконец, целая гам­ма проблем социальных, вызванных политической, экономической неста­бильностью в ближнем зарубежье, да и в самой России. Государство, учиты­вая характер и сложности военной службы, установило для военнослужащих и членов их семей ряд льгот, гарантий и компенсаций по вопросам матери­ального обеспечения, предоставления жилья, по транспортным услугам, по получению ссуд на индивидуальное жилищное строительство и другим ост­рым социальным проблемам. Эти льготы и компенсации установлены и за­креплены федеральными законами "Об Обороне", "О воинской обязанности и военной службы", "О статусе военнослужащих", "О ветеранах", другими за­конодательными актами. Закон - лишь тогда является гарантом обеспече­ния предоставленных прав, когда он неукоснительно выполняется. Препятст­вием на этом пути нередко становится недостаточная правовая грамот­ность военнослужащих, и должностных лиц, обязанных по закону исполнять законодательство о льготах. Поэтому, осведомленность военнослужащих о принадлежащих им правах, гласность в практике их предоставления являют­ся важным условием защиты указанных прав и льгот.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются:

-Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

- Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;

- Федеральный закон «Об обороне»;

- Федеральный закон "О ветеранах";

- Общевоинские уставы ВС РФ;

- Положение о порядке прохождения военной службы;

- другие руководящие документы, законодательные акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита отечества является обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральными законами от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих» и от 28 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон от 31 мая 1996г. «Об обороне»определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

Федеральный закон от 12 января 1995 года «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Устав внутренней службы ВС РФ определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности, главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

Положение о порядке прохождения военной службы определяет порядок про­хождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в доб­ровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях Го­сударственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», в мирное время, порядок заключения контракта о прохождении военной службы (далее име­нуется — контракт) и прекращения его действия, а также другие вопросы, которые в
соответствии с федеральными законами относятся к сфере его регулирования.

2.Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Статус военнослужащих - есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными за конами и федеральными законами.

К военнослужащим относятся:

- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, обладают следующими конституционными правами:

- на защиту свободы, чести и достоинства,

- на свободу передвижения и выбор места жительства,

- на свободу слова,

- на свободу совести и вероисповедания,

- право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями,

- на труд,

- на отдых,

- на охрану здоровья и медицинскую помощь,

- на образование, и т.д.

Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются законодательными акта ми Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

Например: право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Под социальной защищенностью офицеров понимают, гарантии, льготы, и компенсации предоставляемые военнослужащим со стороны государства, компенсирующие особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе, по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, и, как следствие, ограничение военнослужащих в некоторых правах и свободах.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

- реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Гарантии

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее использование, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе, обращения в суд (субъективные гарантии).

Федеральный закон гарантирует: сохранение статуса военнослужащих за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложника, а так же интернированным в нейтральных странах; исполнение обязательств со стороны государства при осуществлении призыва на военную службу, заключении контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении с военной службы; предоставление военнослужащим жилых помещений и т.д.

Гарантии, являясь более широким понятием, включают в себя, в том числе, льготы и компенсации.

Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Так, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусмот- рены следующие компенсации:

- предоставление отдыха в другие дни недели в случае привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также предоставление отдыха за участие военнослужащих в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

- выплата денежных компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений;

- выплата денежных компенсаций за санаторно-курортное лечение и организованный отдых и др.

Меры социальной защиты военнослужащих в условиях чрезвычайного положения (предоставление льгот, компенсаций и гарантий) установлены Законом РФ “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” от 21 января 1993г.

Так военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются следующие гарантии и компенсации:

- оклады по воинским должностям и воинским званиям выплачиваются в двойном размере;

- засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначение пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца;

- предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения от пуска и обратно и др.

Под льготами понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов). Они являются элементом специального правого статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.

Льготы - это предусмотренные действующим законодательством преимущества, полная или частичная компенсация военнослужащим и членам их семей за тяготы и лишения материального и морального порядка, переносимые ими в связи с военной службой а также частичное или полное освобождение их от выполнения некоторых государственных обязанностей (уплаты налогов).

Пособия- один из видов материального обеспечения за счет средств государства, которые выдаются в случаях болезни, перевода в другую местность к новому месту службы, за ограничение некоторых прав и свобод в связи с выполнением обязанностей военной службы.

Пособия и компенсации - это тоже определенные льготы и рассматривая далее проблему можно опираться на понятия “льготы” - как основное.

Каждое льготное правоотношение есть определенная связь прав и обязанностей его участников, причем праву на льготы одного субъекта должна соответствовать обязанность другого субъекта.

Как стимулы, льготы оказывают свое воздействие не только на военнослужащих уже участвующих в поощряемой деятельности в плане ее наилучшего выполнения и обеспечения ее продолжения, но и на граждан, не принимающих пока требуемого участия, с целью привлечения их к этому участию.

Наши рекомендации