Практика выслеживания себя 4 страница

Новый тип обучения, который мы здесь рассматриваем, основан на использовании стресса, вовлекающего в процесс всю энергетику организма, и является двуплановым.

С одной стороны, достигается стирание на телесном уровне отжившего («неправильного») поведенческого стереотипа. Это происходит благодаря тому, что в процесс вовлечены высокие энергии, на которых возможен тончайший уровень трансформации такого стереотипа и его эволюции в личной истории (практика трансформации картины мира).

С другой стороны, в этом же процессе формируется новый стереотип, которому соответствует новая стратегия организации и использования собственной энергии (практика неделания).

Обучающийся побуждается к этому реальной ситуацией стресса, в которую попадает, а также шагами медитативной техники. Актуальный стресс играет роль сильного дополнительного мотива: для «выживания» и достижения хотя бы минимального уровня комфортности существования в этой стрессовой ситуации приходится обучиться принципиально новым («правильным») телесным и энергетическим стратегиям.

Напомним, что на протяжении всего процесса практикующий продолжает работу с образами; в частности, он удерживает в своем визуальном внимании образ стрессовой ситуации, где требуется новая стратегия поведения.

Главный принцип, определяющий все эффективные стратегии, состоит в следующем: в момент стресса «двигаться навстречу» дискомфорту и страху. Под этим мы подразумеваем способность «открывать» тело при появлении напряжения во внешнем мире (неопределенности, неизвестности, потерь, необходимости выбирать, менять позицию и т.д.), а не «закрывать» его, как большинство людей делает в подобных случаях.

Первый путь ведет к трансформации энергии и спонтанному возникновению адекватной реакции (практика неделания). Второй путь порождает стресс, точнее, ведет к переживанию ситуации как стрессовой.

Кроме того, любая эффективная стратегия подразумевает определенный набор специальных навыков - таких как навык перераспределения энергии в теле, навык поддержания свободного и стабильного доступа к сознательно выбранным состояниям в тот момент, когда извне идет сильное внешнее воздействие, навыка концентрации и деконцентрации в этих условиях и т.д.

Все эти навыки возникают на разных уровнях спонтанно включающейся практики неделания и формируются в обсуждаемом процессе. Полученные при таком обучении (создающем синхронные изменения в теле, эмоциональных реакциях, мыслях и поведении), эти навыки автоматически оказываются внесенными в жизнь либо требуют лишь небольшой корректировки, поскольку в результате энергетической работы больше нет бессознательного преобладания старого стереотипа. Тогда попадание в любую ситуацию, ранее переживавшуюся как стрессовая (публичные выступления и сложные переговоры, проблемы выбора, принятия решения и т.д.), вызывает спонтанное включение нового, эффективного, телесно-энергетического и психоментального стереотипа. Соответственно, новые стили поведения и мышления становятся легко доступными (рождаются по мере необходимости) и не требуют специальной подготовки.

Таким образом, овладение эффективными энергетическими стратегиями возникает в процессе освобождения от искажений изначальных стереотипов. Примечательно, что в дальнейшем они поддерживают себя сами, т.к. по определению свободны от страха и включают в себя стратегию «двигаться навстречу» возможному стрессу, что обеспечивает спонтанную интеграцию всех негативных переживаний в реальных жизненных контекстах.

После завершения вышеописанного терапевтического процесса восстановленные изначальные стереотипы запускают спонтанное творческое поведение, свойственное данной личности от рождения. Первоначально такое поведение может выглядеть несколько инфантильным, т.к. было заблокировано страхом в раннем возрасте.

Как упоминалось в разделе 2, поведение рождается в процессе взаимодействия отдельных субличностей и зависит от уровня зрелости каждой из них. Поэтому второй этап работы - обеспечить освобожденным изначальным стереотипам возможность эволюционировать до состояния зрелости (этот процесс ускоряется с помощью специальных форм практики неделания, которые мы опишем в другом месте).

Завершающим шагом рассмотренного здесь процесса обучения должно быть осознанное проживание нового стереотипа в реальной сложной ситуации.

8. Исцеление как дополнительный эффект переобучения и освобождения изначальных стереотипов

Сильный исцеляющий эффект естественным образом возникает независимо от того, с какими проблемами работает практикующий. Исцеление создается - как «побочный эффект» процесса - одновременно двумя механизмами.

Во-первых, парофитосауна изначально создавалась как мощная целебная процедура для лечения разнообразных заболеваний, в том числе так называемых «неизлечимых» (таких как обли-терирующий эндартериит, ревматоидный полиартрит, псориаз, рассеянный склероз, сахарный диабет, болезнь Бехтерева и др.).

С другой стороны, совершенно иной (дополнительный) механизм исцеления начинает работать для практикующих, когда они начинают одновременно с парофитосауной использовать практики выслеживания и трансформации энергии. Этот механизм подробно описан в главе VI. Используемые здесь техники трансформации энергии оказывают направленное исцеляющее воздействие. Они позволяют быстро ликвидировать любое острое заболевание -будь то простуда или обострение хронических заболеваний, таких как болезни внутренних органов, аллергия, астма, головные боли и т.д. В данном подходе задача исцеления не относится к числу основных задач, хотя именно работа с телом и является основной частью используемых здесь методов.

Телесный дискомфорт, боль или болезнь всегда являются оборотной стороной деструктивных стереотипов и страхов, определяющих неэффективные поведение, стиль мышления или эмоциональное восприятие. Нельзя вылечить болезнь, пока не изменились поведение и мышление, и нельзя изменить поведение и мышление, пока не вылечена болезнь. Оба процесса должны протекать одновременно. Болезнь всегда обостряется, если человек попадает в стрессовую ситуацию, хотя этот факт не всегда заметен и осознается.

Таким образом, здесь задача исцеления автоматически возникает и решается в процессе обучения новым поведенческим стереотипам. В практиках самоисцеления12 сначала выслеживается симптом болезни как реакция на определенные стрессовые ситуации из жизни. Затем выслеживаются ключевые эпизоды личной истории, где данная стрессовая ситуация встречалась. Выслеживается вся история развития заболевания, и она совпадает с историей развития соответствующего (деструктивного) поведенческого стереотипа как приспособительной реакции организма. Болезнь рассматривается как телесное проявление этого стереотипа.

Таким образом, трансформируя поведенческий стереотип с помощью используемых здесь энергетических практик, мы автоматически вылечиваем и соответствующее ему заболевание.

9. Приложение. Техническое описание метода

Мы исследовали два варианта метода.

В первом из них используется высокотемпературная парофитосауна - кедровая бочка, в которую подается горячий фитопар. В процессе заняты два участника - ведомый, который находится в бочке, и ведущий. Каждый из них пользуется упомянутыми в разделах 4 и 6 специальными медитативными приемами, основанными на навыках концентрации и деконцентрации внимания. Оба участника должны пройти специальную подготовку.

Задача ведомого состоит в максимально полном проживании актуального состояния стресса. Для этого используются навыки, описанные в разделе 6. Ведущий заранее обучается специальным приемам взаимодействия с партнером и помогает ему использовать все шаги техники, описанной в разделе 6.

12 Практики трансформации энергии, включая технологию, описанную в разделе 2, применительно к задаче исцеления заболевания подробно рассмотрены в главе VI.

В течение этой парной медитации ведомый спонтанно вспоминает и перепроживает самые сильные стрессовые состояния своей жизни, включая ранние, перинатальные и трансперсональные состояния. Запуском для этих воспоминаний служит проживаемое в фитосауне состояние стресса. Определенные приемы работы с энергией и состояние «открытого тела» позволяют полностью интегрировать стрессовые состояния во время пребывания в бочке и в последующих этапах ритуала.

Во втором варианте вместо фитосауны используется жесткий массаж с растяжками. В этом случае в ритуале участвуют трое: ведомый, ведущий и мануальный терапевт. Последний также должен пройти специальную подготовку, позволяющую ему ориентироваться не только на медицинские стандарты, но и на индивидуальный темп проживания ведомым состояний стресса и выполнения упомянутых выше шагов. Далее взаимодействие между ведомым и ведущим строится по той же схеме, что и в предыдущем варианте.

В каждом из вариантов метода главная задача ведомого состоит в том, чтобы в течение всего процесса двигаться навстречу стрессу, усиливая его проживание с помощью концентрации, одновременно расслабляя тело и расфокусируя внимание. Сила стресса существенно возрастает, если ведомый осознанно вспоминает реальную стрессовую ситуацию из своей личной истории (эта ситуация по эмоциональному содержанию должна быть изоморфна актуальному состоянию физического стресса), и начинает его перепроживать. В этот момент он должен еще больше расслабить тело и усилить состояние «открытого тела». В случае успеха это ведет к парадоксальной реакции: боль и сила переживания резко снижаются. В этот момент происходит интеграция состояния.

В наших тренингах использовались оба варианта метода вместе, в определенной последовательности (ежедневно проводились одна сессия жесткого массажа и две сессии фитосауны, между сессиями с той же целью использовалась парная йога; длительность тренинга - пять дней). Функцию ведущих выполняли специально подготовленные ассистенты тренера. Однако в настоящее время мы разрабатываем технологии обучения участников тренинга всем навыкам, необходимым для выполнения функции ведущих, так что каждый участник будет проходить процессы поочередно в двух ролях - как ведущий и как ведомый.

Результаты такой работы проявляются одновременно в трех формах:

1. Исцеление заболеваний;

2. Стойкие поведенческие изменения;

3. Изменение картины мира.

Эти изменения связаны с изменением глубинных стратегий реагирования на стрессы. Типичная стратегия среднего социально адаптированного человека состоит в том, что любое страдание отвергается. Это сопровождается спазмированием тела. Вся система телесных блоков является выражением такой стратегии, повторяющейся в самых разнообразных эпизодах и контекстах. Под страданием здесь понимается как физическая боль или телесный дискомфорт, так и любые эмоциональные переживания и страхи, владеющие современным человеком.

В процессе прохождения сессий, благодаря усилиям ведущего и внутреннему поведению ведомого, формируется в точности противоположная статегия, которую, как уже говорилось, можно было бы назвать стратегией «принятия страдания». Участник тренинга обучается реагировать на страдание мышечным расслаблением и состоянием «открытого тела» (которое спонтанно сопровождается процессами интеграции).

Более того, эта реакция становится осознанной, что ведет к серьезным изменениям в картине мира: любая ситуация стресса из разряда неприятностей и «объективных трудностей» переходит в разряд знаков внешнего мира, указывающих на необходимость активных внутренних изменений. Последнее автоматически влечет за собой изменения во внешних реакциях и поведенческих стратегиях (практика неделания).

Глава VIII

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ В ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ

1. Примеры систем. Система лидер - команда

Иньская и янская составляющие - дух и материя - присущи любой системе. В частности, лидер, команда, организация в целом или любое ее подразделение, а также отдельная личность, семья и т.д. являются примерами системы, которые мы будем рассматривать в этой главе.

Оба набора качеств - как иньский, так и янский - могут демонстрировать отдельные люди (например, лидер), весь коллектив или его часть. В дальнейшем мы будем использовать понятие целостная («живая», саморазвивающаяся) система для обозначения любой подобной структуры, состоящей не менее чем из двух взаимодействующих друг с другом частей.

В системе лидер - команда лидер является носителем янского (мужского) начала, «духа» фирмы, а команда - иньского (женского) начала, являющегося материальным носителем. Идеи лидера и его намерения проявлены в его инструкциях, затем материализуются в действиях команды.

В том случае, когда рассматривается отдельный человек, в понятие системы включается также его картина мира: убеждения, поступки, ценности и миссия. Эта часть системы рассматривается как янская. Его тело, ощущения, эмоции и мысли представляют собой иньскую часть системы, через которую материализуется намерение лидера.

В хорошо организованной системе энергии Инь и Ян объединены в энергию Ци, являются виртуальными и в чистом виде практически ненаблюдаемы. О такой системе мы будем говорить как о гармоничной системе, или системе, пребывающей в энергии Ци.

Любая конкретная система может быть подсистемой более широкой системы, а также может включать в себя более узкую систему. Можно говорить о системах разного уровня - более широких и более узких. Например, любой член команды (или лидер), рассматриваемый как система, представляет собой подсистему более широкой системы лидер - команда.

Каждая подсистема участвует во всех энергетических процессах, происходящих в более широкой системе. В частности, если в более широкой системе возникает энергетический раскол, то постепенно он распространяется и на любую подсистему; и наоборот, если раскол возникает в подсистеме, то он может, при некоторых условиях, постепенно распространиться на всю систему.

Рассмотрим типичные свойства системы на примере системы лидер - команда, состоящей из двух частей: лидера и команды.

Лидер сам по себе также является целостной системой и вовлечен во все процессы, происходящие в фирме. Он становится носителем энергетического раскола, сопровождающего любую стрессовую ситуацию или управленческую проблему. При этом он переживает одновременно два типа состояний, возникающих в результате распада энергии Ци. Как уже объяснялось, одно из этих состояний вытесняется в бессознательное.

Важное свойство системы, на котором строятся наши практические методы, состоит в следующем: та часть энергии, которая вытесняется в бессознательное лидера, оказывается проявленной в групповом сознании команды, и наоборот (механизм проекции).

Например, внешняя авторитарность лидера на фоне его же подавленной неуверенности сопровождается внешней неуверенностью и пассивностью команды, за которыми скрываются подавленный протест и готовность к бунту.

Практика выслеживания себя 4 страница - student2.ru

Соответственно, преодоление стрессовой ситуации или проблемы (в данном примере - скрытого противостояния лидера и команды) может быть инициировано лидером только в том

 
  Практика выслеживания себя 4 страница - student2.ru

152

случае, когда он имеет навык управления собственными состояниями. Лидер должен владеть приемами восстановления энергии Ци в самом себе и обладать достаточной силой, чтобы этот процесс распространялся на всю команду.

Выше такой процесс был назван аннигиляцией «Инь-Ян - пары». Он выражается в полной перестройке взаимодействия между лидером и подчиненными, в ходе которой создаются все необходимые условия для решения актуальных управленческих задач и выполняются все необходимые практические шаги.

Аннигиляция раскола (или восстановление энергии Ци) осуществляется в данном подходе с помощью приемов управления состояниями, рассмотренными в других главах. Постоянное использование этих практик позволяет развить все качества, необходимые для того, чтобы использовать приемы восстановления энергии Ци в любой подсистеме и в любых контекстах.

2. Структура кибернетической системы и энергетический подход к управлению (на примере системы лидер - команда)

2.1. Лидер - команда и личность лидера как целостные системы

В этой главе мы будем рассматривать системы, состоящие из двух частей. В таких системах имеется два типа связей, которые будут главным объектом нашего внимания.

Напомним, что в системе лидер - команда лидер является носителем янской части системы (ее «духа»), а команда - носителем инь-ской части, через которую воплощаются намерения лидера.

Если же в качестве системы рассматривается личность, то в категорию дух включаются картина мира, ценности, миссия и поступки, а в категорию тело - мысли, эмоции, ощущения и физическое тело.

Практика выслеживания себя 4 страница - student2.ru

2.2. Структура целостной (кибернетической13) системы. Двойная связь, или два типа отношений, в системе лидер -команда

Два типа отношений (связей), существующих в любой целостной системе (см. рис. 30), имеют разную природу. Один тип мы будем соотносить с воздействием (активный тип связи), другой тип представляет собой обратную связь (пассивный тип).

Наличие обратной связи - основное отличительное свойство кибернетической системы. Оно приводит к исчезновению причинно-следственных отношений внутри системы. Кроме того, оно обеспечивает явление самонастройки, которая гарантирует устойчивость системы (подробнее см. ниже) и определяет все ее уникальные качества.

Практика выслеживания себя 4 страница - student2.ru

С активным типом отношений связана энергия Ян, с пассивным - Инь. Оба типа отношений одновременно присутствуют в любом взаимодействии между частями. Чтобы изобразить этот факт графически, мы введем понятие линии, переносящей «заряд». Такие линии, по определению, связывают разные части системы и символизируют перенос энергии Ци. Исходящий конец линии всегда связан с энергией Ян, а входящий - с энергией Инь (см. рис. 31).

Ян Инь

(+) ►(-)

Рис. 31. Линия, переносящая «заряд» (энергию Ци)

Заметим, что активный по отношению части системы тип связей является пассивным по отношению к другой части, и наоборот. Тогда эти два типа связей в системе лидер - команда выглядят следующим образом:

13 Термин «кибернетическая система» представляется нам слишком техническим и только условно применимым к системам, составляющие которых обладают осознанностью. Поэтому в данной главе мы будем употреблять выражение «целостная система».

 
  Практика выслеживания себя 4 страница - student2.ru

Изображенный на рис. 32 процесс перетекания энергии в системе лидер - команда проявляется в следующем коммуникативном процессе. Прежде чем осуществить воздействие на команду или отдельного члена команды, компетентный лидер должен получить достаточное количество вербальной и невербальной информации. Для этого используется пассивный, «иньский», тип отношений - наблюдение, чувствование, вопросы, обсуждения. Это позволяет найти точную форму и момент для воздействия (активный, «янский», тип отношений). Под формой можно понимать как любые невербальные характеристики коммуникации (интонация, жест, темп, ритм, громкость, поза, выбор формулировки и т.д.), так и вид воздействия (инструкция, поощрение или наказание, личная беседа и т.д.). Точная форма и правильно выбранный момент необходимы для того, чтобы воздействие достигло цели, после чего снова включается второй тип отношений, и все повторяется до тех пор, пока воздействие не достигнет цели, и в системе не установится равновесие. Оба типа отношений вместе образуют контур, по которому течет энергия Ци. В реальности оба типа связи, как правило, работают одновременно (т.к. в системе отсутствует причинно-следственная связь, см. ниже), но в описании удобно использовать принятый здесь хронологический порядок.

2.3. Проблемы управления как сбои в двойной связи. Принцип синхронности

В тех случаях, когда двойная связь нарушается или приостанавливается, один тип отношений начинает доминировать (ситуация раскола), и в системе возникают проблемы. Если у лидера доминирует иньский тип отношений, то возникают проблемы, связан

Практика выслеживания себя 4 страница - student2.ru

ные с манипулятивными действиями команды, а также явными и неявными попытками перехвата управления; если янский - управление становится директивным, что создает другой круг проблем. В обоих случаях система становится линейной (в отличие от замкнутых систем) - см. рис. 33:

Рис. 33. Линейные системы, возникающие при разрыве двойной связи

Заметим, что команда, также как и лидер, потенциально обладает двумя видами энергий, иньской и янской, проявляя их в зависимости от обстоятельств. Тогда общее правило для системы из двух частей состоит в следующем: если в одной части проявлена (т.е. присутствует в сознании) энергия Ян, то в другой части системы обязательно проявлена энергия Инь (см. рис. 29). Другими словами, если одна часть находится в состоянии воздействия, то другая находится в состоянии восприятия. Верно и обратное утверждение: если в первой части системы проявлена энергия Инь, то во второй ее части проявлена энергия Ян. Это свойство характерно для любой целостной системы; мы будем называть его ПРИНЦИП СИНХРОННОСТИ. Важно осознавать, что система не может состоять только из двух янских или из двух иньских частей. Если попытаться создать систему из двух янских или двух иньских частей - например, двух человек янского или иньского склада, такая система оказывается нестабильной и быстро распадается.

В системе лидер - команда принцип синхронности проявляется в виде следующего правила: постоянно активный лидер получает пассивную команду. Активные люди не могут существовать в такой системе: они либо разрушают ее новыми идеями и неосознанными попытками перехвата управления, либо оказываются изгнанными.

В связи с этим на практике у лидера обычно возникает следующая проблема: с одной стороны, каждый лидер хочет иметь исполнительных сотрудников, с другой стороны, он заинтересован в их активности. Как совместить эти два качества? Как сделать команду более активной, не утрачивая своих лидерских позиций? Известно, что ни призывы, ни личный пример на активность команды повлиять не могут. Для того, чтобы повысить активность команды, лидер должен в совершенстве владеть приемами осознанно неактивного поведения («иньский стиль управления»).

Более того. Все проблемы лидерства и управления сводятся, как нетрудно убедиться, и как будет иллюстрироваться ниже, к повреждению одного из двух вышеупомянутых типов отношений или, другими словами, преобладанию янской или иньской энергии. (Заметим, что такую же природу имеют и телесные заболевания. В каком-то смысле, любая проблема управления может рассматриваться как «заболевание» системы.) В здоровой системе оба типа связей - иньская и янская - должны быть уравновешены. Каждая из энергий и соответствующие ей состояния должны присутствовать лишь виртуально, не превращаясь в постоянно действующий стереотип.

Из сказанного, в частности, вытекает следующее: широко распространенное суждение о том, что наше время требует от лидера «активности прежде всего», не вполне справедливо. Активность должна уравновешиваться качеством выдержки. В противном случае мы получаем янского лидера, который большую часть времени находится в расколотом состоянии, вследствие чего его активность вырождается в суету, поспешность и директив-ность. Все сказанное относится, естественно, не только к лидеру, но к любой человеческой личности, в какой бы роли человек ни находился.

Итак, личностная сила (в том числе и сила лидера) состоит в равновесии иньских и янских качеств. Это означает, что в основе силы лежит баланс между восприимчивостью и активной волей (энергия Ци). Иногда нужен особый талант для того, чтобы не спешить с очередным шагом: несвоевременные активные действия разрушают будущее, уже готовое сложиться. Человек, в котором соединены активность и выдержка, может бездействовать большую часть времени, нанося затем короткое и очень точное воздействие. Такой стереотип принят в восточных единоборствах: мастер боевых искусств никогда не торопится быть активным, но точно следует движению энергий Инь и Ян, которое тонко чувствует. Одно из правил единоборств состоит в том, чтобы следовать энергии Инь, когда партнер демонстрирует энергию Ян, и наоборот.

Таким образом, под искусством лидерства и управления мы будем понимать способность человека к осознанному, точному и адекватному использованию виртуальных энергий Инь и Ян. Это подразумевает создание особого баланса между ними, возникающего в результате аннигиляции «Инь-Ян - пары» и возникновения энергии Ци. Наличие такого баланса позволяет легко решать возникающие проблемы либо даже полностью исключить их появление. Если лидер способен постоянно поддерживать этот баланс и осуществлять процесс аннигиляции «Инь-Ян - пары» во всех возникающих расколах, то команда вынуждена подстроиться под такой режим.

От лидера при таком подходе требуется особый набор качеств (см. выше). Акцент ставится на накопление личной силы лидера, и все задачи решаются через обучение лидера и его личностное развитие.

2.4. Причинно-следственные связи в системе как ошибка восприятия, ведущая к распаду системы

Как уже говорилось, в системе с двойной связью отсутствуют причинно-следственные отношения. Рассмотрим это подробнее. Предположим, что в какой-то момент лидер в своих коммуникациях использует энергию Инь, и тогда команда находится в энергии Ян. Такой фрагмент отношений можно рассматривать как определенное (обычно неосознаваемое) воздействие на лидера со стороны отдельных подчиненных или команды. Лидер может это воспринимать как конструктивную активность команды или давление. Спустя некоторое время роли меняются: лидер создает ответное воздействие на команду, а команда переходит в состояние восприятия.

В таком описании активные действия лидера можно рассматривать как следствие упомянутого (осознанного или неосознанного) воздействия команды. С другой стороны, любую активность команды можно рассматривать как реакцию на предыдущее, осознанное или неосознанное, воздействие лидера. Таким образом, взаимодействие частей в системе лидер - команда можно рассматривать как последовательный обмен активными воздействиями. Именно поэтому здесь нельзя говорить о причинноследственных отношениях: в любой последовательности событий в качестве причины можно рассматривать либо лидера, либо команду - в зависимости от того, на чем ставится (не всегда осознанно) акцент внимания.

Это свойство системы потенциально является источником всех внутренних конфликтов: каждая из сторон неосознанно выделяет в качестве источника проблемы удобный для себя фрагмент отношений, снимая с себя ответственность и приписывая своей позиции статус объективной истины. Как только подобные «объективные» причины конфликта обозначены, конфликт из виртуального превращается в реальный, иногда становясь безнадежным тупиком, из которого нет выхода, потому что каждая из сторон требует изменения и активных мер от другой стороны. Этот тупик действительно безнадежен, т.к. обе стороны делают глобальную ошибку, внося в систему несвойственные ей причинно-следственные связи.

Обычно в такой ситуации используется компромисс, но с энергетической точки зрения компромисс сохраняет раскол в системе, создавая внешнюю видимость согласия. Конфликт же переводится в неявную форму. Он становится неосознанным, а потому более опасным.

В нашем подходе предлагается другой способ восстановления согласия. Вкратце он сводится к следующему. Используя практики части 3, каждая из сторон (или хотя бы одна из них) должна выследить глубинный мотив, ведущий к противостоянию, и тем самым сделать его осознанным. Как правило, таким мотивом оказывается страх ответственности, за которым чаще всего стоят более глубокие страхи социального характера, например, страх не соответствовать ролевым ожиданиям («я - плохой управляющий», «я - плохой специалист» и т.д.) или страх внешней оценки. После выслеживания делается следующий шаг - используется практика трансформации энергии страха. (Для этого используются специально отведенные время и место.) В процессе этой практики восстанавливается энергия Ци. Только после этого конфликт исчерпывается и люди оказываются способными к конструктивной дискуссии и совместным действиям. Конфликт в этом случае превращается в источник энергии, которая затем расходуется на углубление отношений и создание большей сплоченности команды. Более подробный анализ подобной ситуации дается в главе V.

Практика выслеживания себя 4 страница - student2.ru

Вернемся к ситуации противостояния. Отстаивая свою позицию, обе стороны создают раскол энергии Ци, превращая круговое взаимодействие, где нет причинно-следственных связей (рис. 32), в линейное, для которого категории причины - следствия уместны (рис. 33). В возникающем конфликте появляются янская и иньская роли («преследователь» и «жертва»). Каждая роль опирается на собственное причинно-следственное описание. Ясно, что использование причинно-следственных категорий не является здесь адекватным и связано с вышеупомянутой ошибкой восприятия.

Наши рекомендации