Научные темы на факультете педагогики и психологии МПГУ
Тематика исследований студентов, бакалавров, магистрантов выстраивается в согласовании с научными темами кафедр и научных групп, также в соответствии со специализациями, в рамках которых проводится подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов.
Научная тема кафедры педагогики и психологии профессионального образования: «Научно-методическое, информационное и технологическое обеспечение развития профессионального педагогического образования» (руководитель д.п.н., профессор Л.С. Подымова), раскрывается по следующим направлениям:
• личностно-деятельностный и компетентностный подход в педагогике и образовании;
• основные тенденции развития современной образовательной политики в РФ;
• стратегия модернизации высшего педагогического образования;
• становление и совершенствование методологической культуры учителя, его профессионализма и профессиональной компетентности;
• образовательное пространство как педагогическая категория;
• аксиологический потенциал образования и воспитания личности;
• концептуальные основы проектирования гуманитарно ориентированного содержания подготовки учителя физической культуры;
• педагогические условия развития духовной культуры учителя;
• технологии обучения учителя в педагогическом вузе;
• педагогическая поддержка развития личности на различных возрастных этапах развития;
• профессиональное развитие и саморазвитие педагога;
• аксиологические основания общей теории воспитания и другие.
2. Научная тема кафедры социальной педагогики и психологии: «Психолого-педагогические проблемы социума» (руководитель д.философ.н., профессор В.И. Жог).
В исследовании данной проблемы разрабатываются следующие направления:
• социальная психология: теоретические и прикладные аспекты;
• социально-психологические проблемы образования;
• социальное воспитание в контексте социализации;
• проблема компетентности в современном обществе;
• научно-методическое обеспечение компетентностного подхода в образовании;
• возрастные проблемы социализации;
• психопластика личности;
• воспитание в контексте киберсоциализации человека;
• интериоризация в контексте социализации;
• проблемы теории и истории социальной педагогики;
• теория, история и практика социальной работы;
• психология менеджмента и маркетинга в образовании;
• социально-психологическое сопровождение личности в экстремальных ситуациях.
3. Научная тема кафедры психологии развития: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» (руководитель академик РАО, д.пс.н. профессор В.С. Мухина). В рамках данной темы разрабатываются следующие фундаментальные и поисковые научные исследования:
• феноменология развития и бытия личности;
• методология психологических исследований;
• моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;
• развитие личности на всех этапах жизненного пути;
• личность в экстремальных условиях;
• личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;
• создание условий воспитания и развития личности;
• психологическое сопровождение и консультирование личности.
4. Научна тема кафедры психологии образования: «Психологическое сопровождение образования: личностный и институциональный аспекты» (руководитель к.психол.н., профессор А.С. Обухов).
В качестве основных направлений исследований кафедры психологии образования можно выделить:
• антропологические проблемы образования;
• психология управления образованием;
• развитие субъектности на основе деятельностного подхода в образовании;
• научно-методическое обеспечение психологической службы в образовании;
• развитие психологической культуры участников образовательного процесса;
• развитие одаренности и творчества в образовании;
• психолого-педагогические основы поликультурного образования;
• психология исследовательской деятельности и психологические основы исследовательского обучения;
• психологические сопровождение системы образования и семьи в контексте этнокультурного проблем современности;
• психологическое сопровождение патронатной семьи в условиях современных задач социализации личности и модернизации общества;
• психологические сопровождение развития жизнестойкости личности в условиях социальной стратификации общества;
• психология здоровьесбережения участников образовательного процесса.
В рамках каждой научной темы осуществляется детализация проблематики исследования, корректируемая ежегодно. Списки научных групп с перечнем основной проблематики представляются студентам ежегодно в начале учебного года.