II. Рабочая программа дисциплины. В основу учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) «Психология семьи» положены требования Федерального государственного образовательного стандарта
I. Нормативный блок
Аннотация
В основу учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) «Психология семьи» положены требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 030300.62 «Психология» с профилю подготовки «Психологическое консультирование», Положение системы качества об учебно-методическом комплексе дисциплины для основных образовательных программ, реализуемых ФГОС в Тувинском государственном университете (СК-П-118. Версия 1.0).
Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:
1. Нормативный блок (аннотация УМКД, стандарт дисциплины (выписка), учебный план (выписка)).
2. Рабочая программа дисциплины.
3. Рейтинг-план дисциплины.
4. Методические материалы для балльно-рейтинговой оценки знаний студентов по дисциплине.
1.2. Выписка из ФГОС ВПО по дисциплине «Психология семьи»
Направление подготовки 030300 «Психология»
Профиль подготовки «Психологическое консультирование»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Б.3. Профессиональный цикл
Б.3.Б.29. Психология семьи
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен иметь следующие компетенции:
а) общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к:
- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
- владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
- нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
- проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
- пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);
- использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);
- использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);
- овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
б) профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
практическая деятельность:
способностью и готовностью к:
- реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
- психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
- ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью к:
- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
- проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);
- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).
педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к:
- преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);
- участию в учебно-методической работе в сфере среднего образования (ПК-16);
- подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);
- использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
- просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
организационно-управленческая деятельность:
способностью и готовностью к:
- анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);
- проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);
- реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
Выписка из учебного плана дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
1 курс 2 семестр (2011-2012 уч.г.)
Наименование дисциплины | Всего часов | Ауд. часов | Самост. работа | Лекций | Лабораторных | Практических | Контроль |
Б.3.Б.29. Психология семьи (17 недель) | Экзамен |
II. Рабочая программа дисциплины
Тувинский государственный университет | |
Положение об УМКД для ООП реализуемых по ФГОС в ТувГУ | |
СК- П - 118 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра психологии и педагогики развития личности
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
_____ к.псх.н. Л.М. Ондар
«_____»______________2011г.