Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:
№ Баллы № Баллы
1 13, 7, 1 32 13, 7, 1
2 13, 7, 1 33 1, 5, 9, 13
3 1, 7, 13 34 1, 7, 13
4 4, 7, 10, 13 35 13, 1
5 7, 13 36 13, 7, 1
6 1, 13 37 1, 7, 13
7 3, 9, 5, 1 38 13, 7, 18 1, 7, 13 39 13, 7, 1
9 1 , 7, 13 40 13, 1
10. 1, 7, 13 41 13, 7, 1
11 1, 7, 13 42. 1, 7, 13
12 1, 5, 7, 9, 13 43 1, 7, 13
13 13, 9, 5, 1 44 13, 7, 1
14 1, 7, 13 45 13, 7, 1
15 13, 7, 1 46 13, 9, 5, 1
16 . 13, 9, 5, 1 47 13, 1
17 1,7,13 48 13, 1
18 13, 7, 1 49 13, 7, 1
19 1, 5, 9, 13 50 13, 7, 1
20 1, 5, 9, 13 51 1, 7, 13
21. 1, 5, 9, 13 52. 1, 4, 7, 10, 13
22 13, 7, 1 53 1, 4, 7, 10, 13
23 1, 5, 9, 13 54 1, 4, 7, 10, 13
24 13, 9, 5, 1 55. 1, 4, 7, 10, 13
25 1, 5, 9, 13 56 1, 4, 7, 10, 13
26 1, 5, 9, 13 57 1, 7, 13
27 13, 9, 5, 1 58. 13, 7, 1
28 1, 5, 9, 13 59 1, 7, 13
29 1,5,9,13 60 13, 10, 7, 4, 1
30 1, 5, 9, 13 61 1, 13
31 1, 5, 9, 13
Обработка результатов теста
• Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности – тип А;
• 168-335 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно А1);
• 336-459 – диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ;
• 460-626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно Б1);
• 627 баллов и выше – с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б.
Интерпретация результатов теста
Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью тип А характерны:
• преувеличенная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;
• постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;
• неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;
• неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;
• нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;
• энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи;
• импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;
• соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;
• стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.
Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны:
• повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность;
• нехватка времени для отдыха в известной мере компенсируется расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения;
• энергичная, выразительная речь и мимика;
• эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;
• чувствительность к похвале и критике;
• неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях;
• стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности;
• при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.
Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ), характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.
Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.
10.) Опишите сущность «телефона доверия» как одно из направлений помощи детям и молодежи в ТЖС – конспект (2 часа)
Детский телефон доверия с общим номером 8-800-2000-122 работает с 2010 года и объединяет 283 службы в регионах.
Детский телефон доверия – бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону, играющая особо важную роль в решении задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию по выявлению и профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с ними.
Служба «Телефон доверия» является одним из эффективных инструментов раннего выявления семейного неблагополучия, случаев, требующих защиты детей от насилия, профилактики суицидов несовершеннолетних.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.
Основная задача службы телефона доверия: оказание населению квалифицированной, анонимной, бесплатной консультативно-психологической помощи.
Специалисты поддержат подростков, переживающих одиночество, проблемы общения с родителями или сверстниками, окажут помощь детям, столкнувшимся с проблемой насилия, оказавшимся в состоянии стресса, помогут снизить психологический дискомфорт. Консультации проводят психологи высшей категории, специализирующиеся на работе с семьей и детьми.
Источники:
1. Егорова М.О. «Современная модель межведомственного взаимодействия субъектов профилактики социального сиротства»/ М.О. Егорова// Выступление на Всероссийской конференции «Совершенствование организации деятельности служб по сопровождению замещающей семьи»
2. Чернова Н. Статья: 8-800-2000-122. Звонок по жизненным показаниям / Н. Чернова. - Журнал «Новая газета», рубрика «Колумнисты», ВЫПУСК № 31 ОТ 21 марта 2012.
11). Назовите наиболее распространенные объекты и соответствующие им формы зависимого поведения – аналитическая таблица (2 часа)
Объекты зависимого поведения | Формы зависимого поведения |
Психоактивные вещества | Химическая аддикция: алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение |
Активность, вовлеченность в процесс (хобби, игра, работа и др.) | Нехимическая зависимость: гэмблинг, компьютерная аддикция, трудоголизм и др. |
Люди, предметы и явления окружающей действительности, вызывающие определенные эмоциональные состояния | Нехимическая зависимость: сексуальная и любовная зависимость, зависимость от еды, патологическое стремление к похудению (голодание), ургентная зависимость, аддикция отношений, аддикция избегания и др. |
Источники:
1. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр./ Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.
2. Статья «Аддиктивное поведение» - сайт сообщества «Кабинет Психологической Помощи»/ [Режим доступа: http://oniomania.ru/index/zavisimoe_povedenie_i_ego_vidy/0-29
12). В чем суть и каковы признаки феномена созависимости – конспект (2 часа)
«Созависимый человек – этотот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботиться об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей». Созависимость в известном смысле – это отказ от себя.
Созависимыми являются:
• люди, состоящие в браке или находящиеся в любовных взаимоотношениях с больным зависимостью от психоактивных веществ;
• родители больных зависимостью от психоактивных веществ;
• люди, имеющие одного или обоих родителей, больных зависимостью от психоактивных веществ;
• люди, выросшие в эмоционально репрессивных семьях;
• люди, страдающие зависимостью, до и после активного периода болезни (преморбидное и постморбидное состояние).
Исследуя созависимость психологи собрали внушительный список характеристик поведения. В авторитетных источниках такие списки занимают несколько страниц, обычно их делят по группам: забота, низкое чувство собственного достоинства, подавление, навязчивость, контроль, отрицание, зависимость, неуспешная коммуникация, размытые границы, отсутствие доверия, сексуальные проблемы и другое.
Признак | Зависимость | Созависимость |
Охваченность сознания предметом пристрастия | Мысль об алкоголе или другом веществе доминирует в сознании | Мысль о близком, больном химической зависимостью, доминирует в сознании |
Утрата контроля | Над количеством алкоголя или другого вещества, над ситуацией, над своей жизнью | Над поведением больного и над собственными чувствами, над своей жизнью |
Отрицание, минимизация, проекция | "Я не алкоголик", "Я не очень много пью" | "У меня нет проблем", проблемы у моего мужа" |
Рационализация и другие формы психологической защиты | "Друг пригласил на день рождения" | |
Агрессия | Словесная, физическая | Словесная, физическая |
Преобладающие чувства | Душевная боль, вина, стыд, страх | Душевная боль, вина, стыд, ненависть, негодование |
Рост толерантности | Увеличивается переносимость все больших доз вещества (алкоголь, наркотики | Растет выносливость к эмоциональной боли |
Синдром похмелья | Для облегчения синдрома требует новая доза вещества, к которому имеется пристрастие | Порвав взаимоотношения с зависимым человеком, созависимые вступают в новые деструктивные взаимоотношения |
Опьянение | Часто повторяющееся состояние в результате употребления химического вещества | Невозможность спокойно, рассудительно, т.е. трезво, мыслить |
Самооценка | Низкая, допускающая саморазрушающее поведение | Низкая, допускающая саморазрушающее поведение |
Физическое здоровье | Болезни печени, сердца, желудка, нервной системы | Гипертензия, головные боли, "невроз" сердца, язвенная болезнь |
Сопутствующие психические нарушения | Депрессия | Депрессия |
Перекрестная зависимость от других веществ | Зависимость от алкоголя, наркотиков, транквилизаторов может сочетаться у одного индивида | Помимо зависимости от жизни больного, возможна зависимость от транквилизаторов, алкоголя, и др. |
Отношение к лечению | Отказ от помощи | Отказ от помощи |
Условия выздоровления | Воздержание от химического вещества, знание концепции болезни, долгосрочная реабилитация | Отстранение от человека, с которым имеются длительное время близкие отношения, знание концепции созависимости, долгосрочная реабилитация |
Эффективные программы выздоровления | Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа АА | Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа Ал-Анон |
Источники:
1. Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение/ А.Р. Ратинов, Г.Х. Ефремова. - Красноярск, 1988.
2. Столяренко А. М. Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
13). Раскройте мотивацию законопослушного и противоправного поведения – конспект (2 часа)
Противоправное поведение - это действия, или в некоторых случаях наоборот, бездействие в противоречии с предписаниями закона или иных правовых актов.
Мотивация выполнения правил или их нарушения может быть самой разнообразной. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).
Правомерное поведение – это урегулированное нормами права и соответствующее интересам граждан, органов, организаций, всего общества, сознательное и добровольное поведение субъектов права, которое охраняется государством. Правомерное поведение представляет собой общественно необходимое и общественно полезное явление, считается объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, содействует ею благополучию и развитию.
Мотивы, которые лежат в основе правомерных поступков, весьма неоднородны.
Ими могут быть и понимание общественного долга, и подчинение личного интереса общественному, и патриотические и интернациональные побуждения, и забота о близких и др. Но в то же время правомерные поступки могут совершаться под угрозой ответственности, из страха перед наказанием, из эгоистических стремлений, карьеристских соображений и т.п.
14). Опишите правила поведения в экстремальных ситуациях техногенного характера – памятка (2 часа)
Ситуация I.Запах аммиака в квартире, на балконе, виден затуманенный воздух (авария на химически опасном объекте, утечка или разлив аммиака).
Действия:
- Наденьте противогаз, а при его отсутствии повязку, смоченную в 2% растворе лимонной или уксусной кислоты.
- Закройте окна, форточки и двери.
- Включите радио, прослушайте сообщение штаба ГОЧС.
- Сообщите об опасности соседям.
- Произведите герметизацию квартиры.
- Не пользуйтесь открытым огнём, в помещении при смешивании с воздухом может образоваться взрывоопасная смесь.
- Если облако не исчезает и запах не уменьшается, выходите из зоны заражения перпендикулярно направлению движения ветра. Выходить надо обязательно в противогазе или в повязке, смоченной 2% растворе лимонной или уксусной кислоты.
- Верхнюю одежду плотно застегните, поднимите воротник, наденьте головной убор
Ситуация II.Отравление аммиаком (ощущение удушья, кашель, раздражение кожи, слезоточение, рези в глазах, насморк, боли в желудке).
Действия:
- Вынесите пострадавшего на свежий воздух, обеспечьте покой. Давайте пить только тёплое молоко с боржоми или питьевой содой. При наличии принимайте кодеин по 1 таблетке 2 раза в день.
- При спазмах горла положите теплую грелку на область шеи. Принимаете теплые водные ингаляции. В домашних условиях дышите воздухом над нагретой кастрюлей с водой.
- При поражении кожи обильно промойте ее не менее 15 минут водой или 2 % раствором борной или лимонной кислоты. В глаза закапать 3% раствор альбуцида, в нос теплое оливковое или персиковое масло.
Делать искусственное дыхание запрещается.
Ситуация III.Местность заражена аммиаком. Ее надо дегазировать.
Действия:
- Территорию засыпать местными подручными материалами: сухой измельчённой глиной, торфом, песком. Толщина слоя засыпки не менее 0,5 см.
- Промойте поверхности зданий водным раствором хлорной извести или хлорамином, солями гипохлорида кальция.
Ситуация IV.Запах хлора в квартире, на балконе, виден затуманенный воздух (авария на химически опасном объекте, утечка или разлив хлора).
Действия:
- Наденьте противогаз или повязку, смоченную в 2% растворе питьевой соды.
- Закройте все окна и двери.
- Включите радио и прослушайте сообщение штаба ГОЧС.
- Сообщите об опасности соседям.
- Если облако не исчезает, выходите из зоны заражения перпендикулярно ветру, обходя низкие участки, подвалы, тоннели, обязательно в средствах индивидуальной защиты органов, дыхания и кожи (табельных или подручных).
- При невозможности выйти из зоны заражения поднимитесь на верхние этажи здания.
Ситуация V. Отравление хлором (возникновение сухого кашля, отдышка, рези в глазах, слезотечение, резкой загрудинной боли при сердечном приступе).
Действия:
- Вынесите пострадавшего на свежий воздух, обеспечьте полный покой. При остановке дыхания сделайте искусственное дыхание. Вдыхайте нашатырный спирт.
- Кожные покровы, рот, нос промойте 2% раствором питьевой соды. Дайте пить теплое молоко с боржоми или содой, кофе.
- При продолжении удушья обратитесь за помощью к медицинским работникам.
Ситуация VI. Местность заражена хлором. Ее надо дегазировать.
Действия:
- Место разлива залейте водой, нейтрализуйте гашеной известью или раствором соды, каустика.
- Территорию засыпьте сухой измельченной глиной, либо торфом, золой. Толщина слоя засыпки не менее 0,5 см.
Ситуация VII. Отравление угарным газом. (Развивается постепенно и незаметно. Первые признаки отравления: боль в висках, боль в лобной части, шум в ушах, потемнение в глазах; затем: мышечная слабость, особенно в ногах, головная боль, затруднение дыхания, тошнота, рвота, возбуждение или отрешенное состояние, потеря сознания).
Действия:
- Вынесите пострадавшего из зоны заражения или интенсивно проветрите помещение,
- В очагах пожаров наденьте на пострадавшего изолирующий или фильтрующий противогаз с гопкалитовым патроном или патроном ДПГ-1.
- После эвакуации из зоны заражения дайте вдыхать нашатырный спирт.
- Наложите на голову и грудь холодный компресс.
- По возможности дайте вдыхать увлажненный кислород.
- При остановке дыхания сделайте искусственное дыхание.
15). Опишите психосоматическое проявление действия экстремальной ситуации – конспект (2 часа)
Психосоматические заболевания— группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.
Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разнообразны, В начальный момент реакции людей преимущественно витальной направленности, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов — от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных.
Иногда люди испытывают состояние психогенной анестезии (отсутствие чувства боли) в первые пять-десять минут после полученных травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись.
Экстремальные ситуации характеризуются рядом существенных психогенных признаков, оказывающих деструктивное, разрушительное воздействие на соматику и психику человека. К ним можно отнести следующие психогенные факторы.
Паника- одно из психических состояний, свойственных экстремальным ситуациям. Человек мечется, не соображая, что он делает, либо цепенеет, столбенеет, происходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельности и пр.
Афферентация измененная -выраженными нарушениями самосознания, ориентации в пространстве, аффектацией, деперсонализацией и дереализацией личности.
Десинхроноз -рассогласование ритма сна и бодрствования, что приводит к астенизации нервной системы и развитию неврозов.
Монотонность -функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе.
Изменение восприятия пространственной структуры -состояние, возникающее в ситуациях, когда в поле зрения человека вообще отсутствуют какие-либо объекты.
Сенсорная изоляция - отсутствие воздействия на человека зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов.
В обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с подобным явлением и поэтому не осознает значения воздействий раздражителей на рецепторы, не отдает себе отчета в том, насколько важна для нормального функционирования мозга его загруженность.
Источники:
1. Мокшанцев Р.И. Социальная психология: Учебное пособие для ВУЗов/ Р.И. Мокшанцев , А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск: Инфра-М, 2001