Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:

№ Баллы № Баллы

1 13, 7, 1 32 13, 7, 1

2 13, 7, 1 33 1, 5, 9, 13

3 1, 7, 13 34 1, 7, 13

4 4, 7, 10, 13 35 13, 1

5 7, 13 36 13, 7, 1

6 1, 13 37 1, 7, 13

7 3, 9, 5, 1 38 13, 7, 18 1, 7, 13 39 13, 7, 1

9 1 , 7, 13 40 13, 1

10. 1, 7, 13 41 13, 7, 1

11 1, 7, 13 42. 1, 7, 13

12 1, 5, 7, 9, 13 43 1, 7, 13

13 13, 9, 5, 1 44 13, 7, 1

14 1, 7, 13 45 13, 7, 1

15 13, 7, 1 46 13, 9, 5, 1

16 . 13, 9, 5, 1 47 13, 1

17 1,7,13 48 13, 1

18 13, 7, 1 49 13, 7, 1

19 1, 5, 9, 13 50 13, 7, 1

20 1, 5, 9, 13 51 1, 7, 13

21. 1, 5, 9, 13 52. 1, 4, 7, 10, 13

22 13, 7, 1 53 1, 4, 7, 10, 13

23 1, 5, 9, 13 54 1, 4, 7, 10, 13

24 13, 9, 5, 1 55. 1, 4, 7, 10, 13

25 1, 5, 9, 13 56 1, 4, 7, 10, 13

26 1, 5, 9, 13 57 1, 7, 13

27 13, 9, 5, 1 58. 13, 7, 1

28 1, 5, 9, 13 59 1, 7, 13

29 1,5,9,13 60 13, 10, 7, 4, 1

30 1, 5, 9, 13 61 1, 13

31 1, 5, 9, 13

Обработка результатов теста

• Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности – тип А;

• 168-335 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно А1);

• 336-459 – диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ;

• 460-626 баллов – диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно Б1);

• 627 баллов и выше – с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип личностной активности – тип Б.

Интерпретация результатов теста

Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью тип А характерны:

• преувеличенная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

• постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;

• неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;

• неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

• нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;

• энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи;

• импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;

• соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

• стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны:

• повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность;

• нехватка времени для отдыха в известной мере компенсируется расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения;

• энергичная, выразительная речь и мимика;

• эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

• чувствительность к похвале и критике;

• неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях;

• стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности;

• при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ), характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.

Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.

10.) Опишите сущность «телефона доверия» как одно из направлений помощи детям и молодежи в ТЖС – конспект (2 часа)

Детский телефон доверия с общим номером 8-800-2000-122 работает с 2010 года и объединяет 283 службы в регионах.

Детский телефон доверия – бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и подросткам по телефону, играющая особо важную роль в решении задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию по выявлению и профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с ними.

Служба «Телефон доверия» является одним из эффективных инструментов раннего выявления семейного неблагополучия, случаев, требующих защиты детей от насилия, профилактики суицидов несовершеннолетних.

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Основная задача службы телефона доверия: оказание населению квалифицированной, анонимной, бесплатной консультативно-психологической помощи.

Специалисты поддержат подростков, переживающих одиночество, проблемы общения с родителями или сверстниками, окажут помощь детям, столкнувшимся с проблемой насилия, оказавшимся в состоянии стресса, помогут снизить психологический дискомфорт. Консультации проводят психологи высшей категории, специализирующиеся на работе с семьей и детьми.

Источники:

1. Егорова М.О. «Современная модель межведомственного взаимодействия субъектов профилактики социального сиротства»/ М.О. Егорова// Выступление на Всероссийской конференции «Совершенствование организации деятельности служб по сопровождению замещающей семьи»

2. Чернова Н. Статья: 8-800-2000-122. Звонок по жизненным показаниям / Н. Чернова. - Журнал «Новая газета», рубрика «Колумнисты», ВЫПУСК № 31 ОТ 21 марта 2012.

11). Назовите наиболее распространенные объекты и соответствующие им формы зависимого поведения – аналитическая таблица (2 часа)

Объекты зависимого поведения Формы зависимого поведения
Психоактивные вещества Химическая аддикция: алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение
Активность, вовлеченность в процесс (хобби, игра, работа и др.) Нехимическая зависимость: гэмблинг, компьютерная аддикция, трудоголизм и др.
Люди, предметы и явления окружающей действительности, вызывающие определенные эмоциональные состояния Нехимическая зависимость: сексуальная и любовная зависимость, зависимость от еды, патологическое стремление к похудению (голодание), ургентная зависимость, аддикция отношений, аддикция избегания и др.

Источники:

1. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр./ Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.

2. Статья «Аддиктивное поведение» - сайт сообщества «Кабинет Психологической Помощи»/ [Режим доступа: http://oniomania.ru/index/zavisimoe_povedenie_i_ego_vidy/0-29

12). В чем суть и каковы признаки феномена созависимости – конспект (2 часа)

«Созависимый человек – этотот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботиться об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей». Созависимость в известном смысле – это отказ от себя.

Созависимыми являются:

• люди, состоящие в браке или находящиеся в любовных взаимоотношениях с больным зависимостью от психоактивных веществ;

• родители больных зависимостью от психоактивных веществ;

• люди, имеющие одного или обоих родителей, больных зависимостью от психоактивных веществ;

• люди, выросшие в эмоционально репрессивных семьях;

• люди, страдающие зависимостью, до и после активного периода болезни (преморбидное и постморбидное состояние).

Исследуя созависимость психологи собрали внушительный список характеристик поведения. В авторитетных источниках такие списки занимают несколько страниц, обычно их делят по группам: забота, низкое чувство собственного достоинства, подавление, навязчивость, контроль, отрицание, зависимость, неуспешная коммуникация, размытые границы, отсутствие доверия, сексуальные проблемы и другое.

Признак Зависимость Созависимость
Охваченность сознания предметом пристрастия Мысль об алкоголе или другом веществе доминирует в сознании Мысль о близком, больном химической зависимостью, доминирует в сознании
Утрата контроля Над количеством алкоголя или другого вещества, над ситуацией, над своей жизнью Над поведением больного и над собственными чувствами, над своей жизнью
Отрицание, минимизация, проекция "Я не алкоголик", "Я не очень много пью" "У меня нет проблем", проблемы у моего мужа"
Рационализация и другие формы психологической защиты "Друг пригласил на день рождения"  
Агрессия Словесная, физическая Словесная, физическая
Преобладающие чувства Душевная боль, вина, стыд, страх Душевная боль, вина, стыд, ненависть, негодование
Рост толерантности Увеличивается переносимость все больших доз вещества (алкоголь, наркотики Растет выносливость к эмоциональной боли
Синдром похмелья Для облегчения синдрома требует новая доза вещества, к которому имеется пристрастие Порвав взаимоотношения с зависимым человеком, созависимые вступают в новые деструктивные взаимоотношения
Опьянение Часто повторяющееся состояние в результате употребления химического вещества Невозможность спокойно, рассудительно, т.е. трезво, мыслить
Самооценка Низкая, допускающая саморазрушающее поведение Низкая, допускающая саморазрушающее поведение
Физическое здоровье Болезни печени, сердца, желудка, нервной системы Гипертензия, головные боли, "невроз" сердца, язвенная болезнь
Сопутствующие психические нарушения Депрессия Депрессия
Перекрестная зависимость от других веществ Зависимость от алкоголя, наркотиков, транквилизаторов может сочетаться у одного индивида Помимо зависимости от жизни больного, возможна зависимость от транквилизаторов, алкоголя, и др.
Отношение к лечению Отказ от помощи Отказ от помощи
Условия выздоровления Воздержание от химического вещества, знание концепции болезни, долгосрочная реабилитация Отстранение от человека, с которым имеются длительное время близкие отношения, знание концепции созависимости, долгосрочная реабилитация
Эффективные программы выздоровления Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа АА Программа 12 шагов, психотерапия, группы самопомощи типа Ал-Анон

Источники:

1. Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение/ А.Р. Ратинов, Г.Х. Ефремова. - Красноярск, 1988.

2. Столяренко А. М. Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

13). Раскройте мотивацию законопослушного и противоправного поведения – конспект (2 часа)

Противоправное поведение - это действия, или в некоторых случаях наоборот, бездействие в противоречии с предписаниями закона или иных правовых актов.

Мотивация выполнения правил или их нарушения может быть самой разнообразной. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).

Правомерное поведение – это урегулированное нормами права и соответствующее интересам граждан, органов, организаций, всего общества, сознательное и добровольное поведение субъектов права, которое охраняется государством. Правомерное поведение представляет собой общественно необходимое и общественно полезное явление, считается объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, содействует ею благополучию и развитию.

Мотивы, которые лежат в основе правомерных поступков, весьма неоднородны.

Ими могут быть и понимание общественного долга, и подчинение личного интереса общественному, и патриотические и интернациональные побуждения, и забота о близких и др. Но в то же время правомерные поступки могут совершаться под угрозой ответственности, из страха перед наказанием, из эгоистических стремлений, карьеристских соображений и т.п.

14). Опишите правила поведения в экстремальных ситуациях техногенного характера – памятка (2 часа)

Ситуация I.Запах аммиака в квартире, на балконе, виден затуманенный воздух (авария на химически опасном объекте, утечка или разлив аммиака).

Действия:

- Наденьте противогаз, а при его отсутствии повязку, смоченную в 2% растворе лимонной или уксусной кислоты.

- Закройте окна, форточки и двери.

- Включите радио, прослушайте сообщение штаба ГОЧС.

- Сообщите об опасности соседям.

- Произведите герметизацию квартиры.

- Не пользуйтесь открытым огнём, в помещении при смешивании с воздухом может образоваться взрывоопасная смесь.

- Если облако не исчезает и запах не уменьшается, выходите из зоны заражения перпендикулярно направлению движения ветра. Выходить надо обязательно в противогазе или в повязке, смоченной 2% растворе лимонной или уксусной кислоты.

- Верхнюю одежду плотно застегните, поднимите воротник, наденьте головной убор

Ситуация II.Отравление аммиаком (ощущение удушья, кашель, раздражение кожи, слезоточение, рези в глазах, насморк, боли в желудке).

Действия:

- Вынесите пострадавшего на свежий воздух, обеспечьте покой. Давайте пить только тёплое молоко с боржоми или питьевой содой. При наличии принимайте кодеин по 1 таблетке 2 раза в день.

- При спазмах горла положите теплую грелку на область шеи. Принимаете теплые водные ингаляции. В домашних условиях дышите воздухом над нагретой кастрюлей с водой.

- При поражении кожи обильно промойте ее не менее 15 минут водой или 2 % раствором борной или лимонной кислоты. В глаза закапать 3% раствор альбуцида, в нос теплое оливковое или персиковое масло.

Делать искусственное дыхание запрещается.

Ситуация III.Местность заражена аммиаком. Ее надо дегазировать.

Действия:

- Территорию засыпать местными подручными материалами: сухой измельчённой глиной, торфом, песком. Толщина слоя засыпки не менее 0,5 см.

- Промойте поверхности зданий водным раствором хлорной извести или хлорамином, солями гипохлорида кальция.

Ситуация IV.Запах хлора в квартире, на балконе, виден затуманенный воздух (авария на химически опасном объекте, утечка или разлив хлора).

Действия:

- Наденьте противогаз или повязку, смоченную в 2% растворе питьевой соды.

- Закройте все окна и двери.

- Включите радио и прослушайте сообщение штаба ГОЧС.

- Сообщите об опасности соседям.

- Если облако не исчезает, выходите из зоны заражения перпендикулярно ветру, обходя низкие участки, подвалы, тоннели, обязательно в средствах индивидуальной защиты органов, дыхания и кожи (табельных или подручных).

- При невозможности выйти из зоны заражения поднимитесь на верхние этажи здания.

Ситуация V. Отравление хлором (возникновение сухого кашля, отдышка, рези в глазах, слезотечение, резкой загрудинной боли при сердечном приступе).

Действия:

- Вынесите пострадавшего на свежий воздух, обеспечьте полный покой. При остановке дыхания сделайте искусственное дыхание. Вдыхайте нашатырный спирт.

- Кожные покровы, рот, нос промойте 2% раствором питьевой соды. Дайте пить теплое молоко с боржоми или содой, кофе.

- При продолжении удушья обратитесь за помощью к медицинским работникам.

Ситуация VI. Местность заражена хлором. Ее надо дегазировать.

Действия:

- Место разлива залейте водой, нейтрализуйте гашеной известью или раствором соды, каустика.

- Территорию засыпьте сухой измельченной глиной, либо торфом, золой. Толщина слоя засыпки не менее 0,5 см.

Ситуация VII. Отравление угарным газом. (Развивается постепенно и незаметно. Первые признаки отравления: боль в висках, боль в лобной части, шум в ушах, потемнение в глазах; затем: мышечная слабость, особенно в ногах, головная боль, затруднение дыхания, тошнота, рвота, возбуждение или отрешенное состояние, потеря сознания).

Действия:

- Вынесите пострадавшего из зоны заражения или интенсивно проветрите помещение,

- В очагах пожаров наденьте на пострадавшего изолирующий или фильтрующий противогаз с гопкалитовым патроном или патроном ДПГ-1.

- После эвакуации из зоны заражения дайте вдыхать нашатырный спирт.

- Наложите на голову и грудь холодный компресс.

- По возможности дайте вдыхать увлажненный кислород.

- При остановке дыхания сделайте искусственное дыхание.

15). Опишите психосоматическое проявление действия экстремальной ситуации – конспект (2 часа)

Психосоматические заболевания— группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разно­образны, В начальный момент реакции людей преимущественно витальной направленности, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов — от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных.
Иногда люди испытывают состояние психогенной анестезии (отсутствие чувства боли) в первые пять-десять минут после полученных травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись.

Экстремальные ситуации характеризуются рядом существенных психогенных признаков, оказывающих деструктивное, разрушитель­ное воздействие на соматику и психику человека. К ним можно отне­сти следующие психогенные факторы.

Паника- одно из психических состояний, свойственных экстре­мальным ситуациям. Человек мечется, не соображая, что он делает, либо цепенеет, столбенеет, происходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основ­ными и второстепенными действиями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельно­сти и пр.

Афферентация измененная -выраженными нарушениями самосознания, ориентации в пространстве, аффектацией, деперсонализацией и дереализацией личности.

Десинхроноз -рассогласование ритма сна и бодрствования, что приводит к астенизации нервной системы и развитию неврозов.

Монотонность -функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе.

Изменение восприятия пространственной структуры -состояние, возникающее в ситуациях, когда в поле зрения человека вообще отсутствуют какие-либо объекты.

Сенсорная изоляция - отсутствие воздействия на человека зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов.

В обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с подобным явлением и поэтому не осознает значения воздействий раздражителей на рецепторы, не отдает себе отчета в том, насколько важна для нормального функционирования мозга его загруженность.

Источники:

1. Мокшанцев Р.И. Социальная психология: Учебное пособие для ВУЗов/ Р.И. Мокшанцев , А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск: Инфра-М, 2001

Наши рекомендации