Проза Д. Балашова или В. Пикуля. (или другой автор исторической прозы)
1) Валентин Пикуль. В 70е становятся очень популярными его романы. Это сдержанные произведения на историческую тематику, как приключенческие романы. Единственный автор 20 века, кто совместил историю и приключения. Он пишет об интимных подробностях жизни исторических личностей. Он не докучает историческими размышлениями. Исторические произведения Пикуля часто подвергались и продолжают подвергаться критике за неаккуратное обращение с историческими документами, вульгарный, по мнению критиков, стиль речи и пр.
За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал около 30 романов (баязет, пером и шпагой, слово и дело, крейсера, Париж на 3 часа, три возраста окини-сан, ступай и не греши, Барбаросса и др) и повестей.
Пикуль — противник приукрашивания истории. Прошлое, по мнению писателя, должно получить бескомпромиссную оценку, важно отделить подлинную правду от различных напластований. Пикулю свойственно контрастное изображение действительности, ему чужда недоговоренность.
Первый роман Пикуля вышел в 1954 г. Он назывался «Океанский патруль» и рассказывал о борьбе с немцами в Баренцевом море во время Великой отечественной войны. Роман имел большой успех, и Пикуль был принят в Союз писателей СССР. Однако сам автор позже всячески открещивался от своего произведения и говорил, что этот роман — пример того, как не надо писать романы
«Баязет» 1961— роман о патриотизме и мужестве солдат и офицеров Баязетского гарнизона. «Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом — под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном: выстоять… И выстояли».
Пристальный интерес Пикуля вызывает русский XVIII в.
Роман «Битва железных канцлеров» (1977), по словам Пикуля, является логическим продолжением романа «Пером и шпагой». Повествование раскрывает единоборство двух политических систем в лице русского министра М. Горчакова и прусского канцлера Бисмарка. «Битва железных канцлеров», по определению Пикуля, — «политический роман. Без прикрас. Без замысла. Без лирики», роман о силе русской дипломатии. Пикуль избрал форму романа-хроники. Герои романов Пикуля, как правило, — люди реально существовавшие. Их участие в исторических событиях зафиксировано в документах, закреплено в народной памяти.
В «Фаворите», следуя принципам хроники, писатель восстанавливает пеструю картину развития России во 2-й пол. XVIII в. В центре повествования два героя — Екатерина II и кн. Потемкин. Рисуя далеко не однозначные характеры героев, Пикуль преодолевает несколько одностороннюю трактовку императрицы, а главное — открывает сегодняшнему современнику образ Потемкина.
Последний роман, над которым работал Пикуль вплоть до своей смерти — «Барбаросса», посвященный событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом, Пикуль рассчитывал перейти к написанию книги «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), а затем создать второй том «Барбароссы». Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», во время работы над которым скончался.
2)К художественному творчеству Балашов обратился уже в зрелом возрасте. Первая повесть «Господин Великий Новгород», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» в 1967, изображала жизнь новгородского общества XIII в. пластично, зримо и достоверно, знакомила с духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры. С этого момента, не оставляя научную работу, Балашов посвящает себя и литературному труду.
Талант исторического романиста проявился в романе «Марфа-посадница» (1972), охватывающем период с 1470 по 1478 и посвящённом присоединению Новгорода к Московскому Великому княжеству. Опираясь на труды историка В. Л. Янина («Новгородские посадники» и др.), показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, трагический образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с Москвой. Целостное, исторически документальное воссоздание эпохи сочетается в романе с воплощением ярких, драматических характеров людей из разных сословий. Вместе с тем критика отмечала, что в романе «противоборство Москвы и Новгорода увидено лишь по-новгородски». Апология «воли», симпатии к новгородским еретикам XV в. при явной антипатии к москвитянам и деятелям Православной церкви (в чем проявилось некоторое следование В. Л. Янину) в известной мере лишили роман «объективности и мудрого историзма».
Главный труд Балашова — цикл романов «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1989), «Похвала Сергию» (1992), «Святая Русь» (1991—97), «Воля и власть» (2000), "Юрий" (неоконченный). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 (кончина кн. Александра Невского) до 1425. Именно в «Государях Московских» впервые в художественной литературе мир русского средневековья воссоздан с непревзойдённой степенью полноты, исторической достоверности и философской насыщенности. В нем погодно отражены основные исторические события, геополитическое положение Руси, жизнь главнейших княжеств, быт и нравы всех сословий, воплощены судьбы, облик и характер сотен исторических деятелей. Соединение эпичности с напряжёнными нравственно-психологическими коллизиями, духовное содержание русской истории XIV в., высокие художественные достоинства поставили романы Балашова в ряд серьёзных реалистических произведений, повествующих о мире и человеке.
12. "Судьба человека" М. Шолохова и ее интерпретация.
В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал ему печальную историю о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил писателя. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком». Однако к исповеди своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через десять лет. Повествуя о жизни отдельного человека, Шолохов представил типический характер, написал о судьбе героического многострадательного народа, прошедшего сквозь огонь жесточайшей из войн.
В биографии Соколова отразилась история страны – трудная и героическая. Борьба, труд, лишения, мечты молодой республики были жизненным университетом миллионов людей его поколения. В небольшом по объему произведении перед нами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Скромный труженик, отец семейства жил и был по-своему счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной жизни: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическая смерть любимого сына Анатолия в последний день войны – девятого мая. «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» – спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.
Страшным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких и крова, полное одиночество. Андрей Соколов вышел из войны победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.
Оставшись один на белом свете, Андрей Соколов всю сохранившуюся в сердце теплоту отдает сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому стал понемногу возвращаться к жизни. Маленький приемыш, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.
Анализ финала романа дает нам очень многое для понимания авторского замысла. Закончив свой рассказ о нелегкой судьбе, Андрей Соколов, взяв за руку приемного сына, отправляется в далекий путь, в Кашарский район, где надеется подыскать себе работу. «Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной». Глубокое авторское сочувствие к судьбе Андрея Соколова и Ванюшки звучит в словах: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?..»
Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы, достойный своего отца, своего великого народа: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
В финале рассказа звучит голос автора. Автор-повествователь, потрясенный рассказом своего собеседника, размышляет о его судьбе, задумывается о силе человека, о его возможностях, о его долге и праве. С глубоким сочувствием относится он к этому чужому, но ставшему ему близким человеку. Когда Ванюшка, расставшись с Шолоховым, повернулся и помахал на прощание розовой ручонкой, сердце писателя как будто сжала «мягкая, но когтистая лапа», а на глаза навернулись непрошеные слезы. Это слезы жалости и сострадания, слезы прощания и памяти о хорошем человеке. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая слеза…»
Глубокое сочувствие писателя к судьбе простого русского человека, яркое повествование о нем – нашло отклик в сердцах читателей. Андрей Соколов стал национальным героем. Величие и неисчерпаемость жизнетворной силы, выносливость, душевная человечность, непокоренность, национальная гордость и достоинство советского человека – вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова.
«Судьба человека» произведение исключительно ёмкое по своему содержанию, по мыслям, вложенным в него. Суровая правда жизни выражена в этом рассказе, драматическом по характеру и эпическом по звучанию. Вновь раскрылась в нем народность шолоховского таланта, громадная сила его жизнеутверждающего искусства, великий гуманизм писателя-патриота, вера в свой народ, в его будущее.