Задания для самостоятельной работы. Подготовьтесь к обсуждению проблемы соотношения различных терминов для обозначения слабовыраженных отклонений в развитии
Подготовьтесь к обсуждению проблемы соотношения различных терминов для обозначения слабовыраженных отклонений в развитии. Найдите ответы на вопросы:
• В чем узость подхода к ЗПР как трудностям формирования
учебных навыков в Международной классификации болезней ВОЗ?
Можно ли приравнять понятия «дети с ЗПР» и «подвергнувшиеся
социальной и культурной депривации»?
• Почему К. С. Лебединская считает термин ММД неправо
мерным и неинформативным?
• С чем связаны попытки заменить термин ЗПР на понятие
«пограничная умственная отсталость» и почему, по мнению
К. С. Лебединской, оправдан термин «ЗПР»?
• Почему термин ЗПР может исчезнуть из обихода отечест
венных психологов и педагогов?
• Почему психолог Л. Ф. Чупров считает правильным рас
смотрение диагноза ЗПР как клинико-психологического, а не чисто
медицинского или социально-педагогического (в виде школьной де
задаптации)?
Используйте литературу:
• Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и системати
ки задержки психического развития. // Актуальные проблемы диаг
ностики задержки психического развития / под ред.
К. С. Лебединской. - М., 1982. -С. 5-21.
• МКБ-10 - Международная классификация болезней (10-й
пересмотр). Классификация психических и поведенческих рас
стройств. Исследовательские диагностические критерии. - СПб.,
1994. (Глава «Нарушения психологического развития». - С. 237 -
245).
• Переслени Л. И., Мастюкова Е. М. Задержка психического
развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы пси
хологии. - 1988. - № 1.
• Чупров Л. Ф. Задержка психического развития: исчезающая
реальность? // http: // chuprov.boom.ru/zpr.html. 2002.
Темы докладов
1. Клинико-психологическая характеристика детей с разны
ми формами инфантилизма в исследованиях Т. А. Власовой и
М. С. Певзнер.
2. Дизонтогенетические формы пограничной интеллекту
альной недостаточности в классификации В. В. Ковалева.
3. Энцефалопатические формы пограничных состояний ин
теллектуальной недостаточности (по классификации
В. В. Ковалева).
4. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефек
тами анализаторов и органов чувств (по В. В. Ковалеву).
5. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефек
тами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (по
ВВ. Ковалеву).
6. Варианты ЗПР в классификации Ю. Г. Демьянова.
Литература
• Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста. - Л.,
1988.-С. 16-50.
• Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
(Глава «Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в
том числе задержки темпа психического развития». С. 354 - 388).
• Певзнер М. С. Об отборе детей с временной задержкой
темпа психического развития и стойкими церебрастеническими со-
;■■■■■ ■■■•■" ■ > ■■'■:■■-:>.■■ ■ -:.:>Н ■ ■ 15 .••,•■..■ . ■■ • ,,<.V ,
стояниями в специальные классы и школы // Дефектология. - 2003. -№6. -С. 3-10.
Занятие 3 (семинар)