Научная жизнь. психологическому институту рао - 90 лет
Автор: С. Б. МАЛЫХ
5 - 6 апреля 2004 г. Психологический институт РАО отмечал 90-летие со дня своего основания. Торжественное заседание, посвященное юбилею института, проходило в Доме ученых на Пречистенке. На нем присутствовали многочисленные гости - представители министерств и ведомств, профессиональных психологических сообществ, ученые, психологи-практики, зарубежные коллеги из университетов Италии, Франции, Португалии, Киргизии, Украины, Молдавии, Белоруссии и др.
Торжественное заседание открыл директор Психологического института РАО В. В. Рубцов. В его докладе был дан исторический анализ деятельности института, которая неразрывно связана с развитием всей российской психологии. Докладчик напомнил об основных вехах истории института.
Как известно, 23 марта (5 апреля по новому стилю) 1914 г. состоялась церемония официального открытия Психологического института имени Л. Г. Щукиной. Это стало возможным благодаря усилиям его первого директора Г. И. Челпанова и щедрому дару известного русского купца и мецената С. И. Щукина.
Психологический институт - первый в России и Европе научно-исследовательский и образовательный центр, одна из ярких страниц культурной жизни Москвы начала XX в. С институтом связаны имена выдающихся представителей отечественной культуры и науки - психологов, философов, историков, филологов. Среди них Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Г. И. Челпанов, В. В. Зеньковский, К. Г. Локс, Л. М. Лопатин, А. Ф. Лосев, Б. Л. Пастернак, П. С. Попов, Л. Н. Шестов, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, С. В. Кравков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, П. А. Шеварев и многие, многие другие.
Первая научная школа в институте была создана его основателем профессором Г. И. Челпановым, который наряду с философским осмыслением проблем психического привнес в российскую психологию классический для того времени экспериментальный подход к изучению психики и сознания. Первыми учениками Г. И. Челпанова стали такие известные в будущем сотрудники института, как А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, П. А. Шеварев, С. В. Кравков, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Жинкин, Н. А. Рыбников, П. М. Якобсон и др. В дальнейшем его ученики пошли разными путями и своими достижениями украсили отечественную и мировую науку.
Методологические основы второй научной школы, возникшей в стенах Психологического института РАО и получившей широкое признание как "культурно-исторический подход в психологии", были разработаны Л. С. Выготским при участии А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии, каждый из которых впоследствии стал лидером собственного направления.
Указанные научные школы, одна из которых акцентировала внимание на экспериментальной парадигме изучения сознания и иных психических явлений, а другая - на культурно-исторической (социально-средовой, включая деятельностную) обусловленности психического развития человека, по сути дела положили начало последующим научным направлениям, которые возникали и разрабатываются в Психологическом институте РАО.
Сложившиеся в институте традиции не только не утратили своего значения, но и составляют основу для развития многих приоритетных направлений современной фундаментальной теоретической и практической психологии. Сегодня на базе института проводятся широкомасштабные исследования в области общей психологии, психологии развития, педагогической психологии, практической психологии.
В настоящее время Психологический институт РАО является крупнейшим научно-исследовательским учреждением России. Научные подразделения ведут широкомасштабные психологические исследования - от изучения фундаментальных проблем теории и истории психологии, закономерностей развития и регуляции психики до ориентированных на практику разработок проблем развития человека в конкретных видах его деятельности (в общении, игре, учебной и профессиональной деятельности и др.). Приоритетные направления в работе института определяются социальным заказом на психологическое обеспечения обучения, развития и воспитания детей и взрослых в условиях сложно меняющегося общества, создания и поддержания эффективных систем личностно-ориентированного образования, предназначенного для различных контингентов обучаемых. Эти направления определяются также потребностями развития и управления социальной сферой.
стр. 115
Яркие страницы истории отечественной психологии, написанные в стенах ПИ РАО, включают:
* Теорию онтогенеза познавательных действий (А. В. Запорожец).
* Теорию общения как коммуникативной деятельности (М. И. Лисина).
* Концепцию дифференциальной психофизиологии ("общий и частных свойств" нервной системы), созданную Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным на основе представлений И. П. Павлова и направленную на изучение индивидуально-типологических различий в психических функциях и способностях человека.
* Концепцию произвольного и непроизвольного запоминания (А. А. Смирнов).
* Концепция развития психических функций в ходе обучения (Н. А. Менчинская).
* Теорию развивающего обучения, разработанную такими авторитетными исследователями, как Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, базирующуюся на концепциях периодизации психического развития, ведущей деятельности, игры, учебной деятельности, содержательного обобщения.
* Теорию деятельностного опосредования развития личности и межличностных отношений (А. В. Петровский).
* Концепцию развития одаренности (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин).
* Концепцию социально-нормативной периодизации формирования личности (Д. И. Фельдштейн).
* Теорию социально-генетической психологии (В. В. Рубцов).
* Основы детской практической психологии (И. В. Дубровина).
Проводимые в институте фундаментальные исследования ориентированы на изучение методологических, теоретических, экспериментальных проблем когнитивного, социального и духовного развития человека, решение актуальных проблем педагогической, возрастной, социальной психологии и психологии личности, научных основ детской практической психологии, разработку теоретико-методологических основ педагогики и психологии развития, создание методов психологической помощи населению, системы диагностики возрастного развития человека, формирование пакетов диагностических методик экспертизы эффективности образовательной среды школы, методов психотерапевтической помощи детям и взрослым и др.
Практико-ориентированные направления деятельности института связаны с психологическим обеспечением развивающего и развивающегося образования, созданием новой по своим задачам и функция прикладной науки, на основе которой становится возможным превращение образования в средство развития общественных систем, механизм совершенствования социокультурной жизни человека.
Классическое наследие выдающихся ученых, ранее трудившихся в институте, получило развитие в современных теориях и концепциях, разрабатываемых сотрудниками. Сформулирован ряд приоритетных научных направлений фундаментального и прикладного характера. Исследования ведутся в трех основных направлениях.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
А. В. Петровским (лаборатория теории и истории психологии) создана теория деятельностного опосредования развития личности и межличностных отношений. Кроме того, им предприняты фундаментальные исследования в области теории и истории психологии, опирающиеся на разработку категориально-понятийной системы психологического знания, подготовлены и изданы современные учебники и учебные пособия по психологии для высшей школы. Отдельным направлением в лаборатории теории и истории психологии являются исследования Л. А. Карпенко, связанные с работой над словарно-справочными изданиями по психологии. Ведется работа над созданием "Психологической энциклопедии" и серии справочных изданий "Лексикон".
Лаборатория психологии одаренности (А. М. Матюшкин) в своей исследовательской деятельности опирается на теоретические положения концепции творческой одаренности Н. С. Лейтеса и А. М. Матюшкина. В работах лаборатории показано, что доминирующая у творческого (одаренного) ребенка познавательная мотивация проявляется в форме исследовательской активности, выражающейся в любознательности ребенка и более низких порогах к новизне ситуации, любознательности, обнаружению нового в обычном.
О. А. Конопкиным (лаборатория психологии саморегуляции) разрабатывается оригинальная концепция психической саморегуляции, в контексте которой человек выступает как действительный и универсальный субъект разных видов и форм своей целенаправленной деятельности. Осознанная саморегуляция раскрывается как наиболее системная и всеобщая форма психической активности. Изучена функциональная структура целостных процессов саморегуляции, инвариантная относительно любых видов и форм произвольной активности человека.
Идеи, заложенные в отечественной концепции дифференциальной психофизиологии (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын), находят свое продолжение в современных исследованиях лаборатории дифференциальной психологии и психофизиоло-
стр. 116
гии (М. К. Кабардов) и лаборатории возрастной психогенетики (С. Б. Малых).
Коллективом лаборатории М. К. Кабардова выделены подструктуры индивидуальности и личности, утвердившиеся в категориальном строе психологической науки: мотивация, темперамент, способности, характер. Каждая подструктура состоит из двух структурообразующих признаков - эмоциональности и активности. В настоящее время поставлены задачи дальнейшей разработки проблем типологии уточнения структур личности и индивидуальности с учетом их природных предпосылок.
В исследованиях лаборатории С. Б. Малых получены интересные данные об этиологии индивидуальных различий. Основная задача лаборатории - изучение роли генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей психологических и психофизиологических признаков в ходе онтогенеза. В течение почти 15 лет лаборатория осуществляет лонгитюдное прослеживание развития детей-близнецов. Исследования лаборатории показали роль наследственных факторов в формировании разноуровневых характеристик индивидуальности и выявили определенные закономерности в динамике генотип-средовых соотношений в изменчивости различных функций и на разных этапах онтогенеза.
В лаборатории моделирования психических процессов (Н. Л. Морина) продолжается преемственная разработка концепций Д. А. Ошанина об оперативности психического отражения и А. И. Миракяна о порождающем процессе восприятия. Основным направлением в настоящее время является изучение возрастных особенностей проявления принципов порождающего процесса восприятия у детей.
Ведущей темой исследования лаборатории исторической психологии личности (Т. Д. Марцинковская), организованной в 1999 г., является анализ основных закономерностей в обосновании подходов к личности и ее социализации в российском обществе и отечественной психологии в XIX - XX столетиях.
Группа диагностики творчества (Д. Б. Боявленская) в своих исследованиях базируется на разработанной в институте концепции творчества. В ее рамках впервые выделена "единица анализа творчества", что позволило дифференцировать всю феноменологию - определить стимульно-продуктивный, эвристический и креативный уровни деятельности, на основе которых построена типология творчества.
В группе психологии развития познавательных процессов (Н. И. Чуприкова) осуществляется теоретический поиск фундаментальных принципов умственного развития, а также разработка соответствующих практико-педагогических приложений.
Задачей группы источниковедения истории отечественной психологии (Е. П. Гусева) является формирование исследовательской базы Психологического института им. Л. Г. Щукиной для работ по истории отечественной психологии. Важным направлением деятельности этой группы является создание научных основ национально-регионального компонента в образовании, опирающихся на духовно-нравственные и историко-культурные традиции России (А. Д. Червяков).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Концепция развивающего обучения, созданная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в настоящее время наиболее последовательно разрабатывается в лабораториях: психологических основ новых образовательных технологий (В. В. Рубцов), экопсихологии развития (В. И. Панов) теоретических и экспериментальных проблем психологии развития (Б. Д. Эльконин).
В. В. Рубцовым и сотрудниками его лаборатории разрабатывается теория социогенеза, главной методологической основой которой является включение индивидуальных действий в совместно-распределенную (совокупную) деятельность. При этом продуктивный поиск участниками общего способа решения задачи осуществляется за счет совместного моделирования деятельности. В рамках концепции социогенеза предложена и внедрена в практику система моделей вариативного развивающего образования для различных контингентов детей.
Направление работы коллектива под руководством В. И. Панова интегрирует экопсихологический и психодидактический подходы к образовательной среде и основывается на принципе формопорождающего процесса психического отражения в качестве универсальной основы порождения психических процессов, состояний и сознания в системе "Человек - окружающая (природная, социальная) среда". Ее итоги представлены, в частности, в виде психолого-дидактической системы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Основной научный подход лаборатории теоретических и экспериментальных проблем психологии развития, возглавляемой Б. Д. Элькониным, представлен комплексом исследований и разработок в области экспериментальной психологии развития детей и подростков в системе развивающего обучения. Предметом особого внимания являются возрастные переходы (кризисы), характеристики и механизмы знакового опосредования в процессе развития.
стр. 117
Исследования академика РАО Д. И. Фельдштейна (лаборатория изучения психического развития в подростковом и юношеском возрасте) в методологическом отношении базируются на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и возрастной периодизации психического развития Д. Б. Эльконина. Они направлены на изучение психического развития подростков и юношей в современной социальной ситуации с точки зрения его детерминирования, с одной стороны, особенностями собственного развития ребенка, а с другой - факторами, возникающими в результате быстрых социальных изменений в обществе и в молодежной субкультуре.
Группа Г. Г. Граник более тридцати лет работает над созданием учебников нового типа, которые строятся на основе синтеза курсов русского языка и литературы. В настоящее время группа разворачивает работу над комплектом учебников по курсу "Русская филология" для общеобразовательной школы.
В лаборатории психологии учения (Е. Д. Божович) на данном этапе исследуются проблемы развития ребенка как субъекта познавательной деятельности. Исходя из представлений Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. А. Менчинской, изучаются психологические основы методов обучения и психодиагностика развития ребенка в его процессе. Установлено, что специфическим новообразованием, формирующимся в среднем звене школы (подростковый возраст), является позиция субъекта учения. Одним из следствий развития и формирования этой позиции является построение и осознавание детьми собственных способов учебной работы.
Важная в теоретическом и практическом аспекте проблема развития психики и личности дошкольников решается в лаборатории психического развития дошкольников (Е. О. Смирнова). Ее сотрудники развивают теории онтогенеза познавательных действий и общения как коммуникативной деятельности А. В. Запорожца и М. И. Лисиной, исследуют условия формирования активной, гуманной и творческой личности.
В лаборатории психологических проблем художественного развития (А. А. Мелик-Пашаев) разработана оригинальная концепция способностей человека к художественному творчеству и психолого-педагогических основ художественного развития. Сотрудниками лаборатории создан ряд оригинальных исследовательских и диагностических методик, выявляющих уровень развития эстетического отношения, художественного воображения и мотивации к художественному творчеству у детей и у взрослых.
В лаборатории новых технологий подготовки кадров (А. А. Марголис) ведутся работы по созданию новых технологий и моделей подготовки психологических и педагогических кадров на основе деятельностного подхода. Результаты этой работы успешно внедряются в систему подготовки психологов Московского психолого-педагогического университета.
Основное направление исследований группы психологии обучения и развития младших школьников (Е. В. Чудинова), продолжающей линию исследований В. В. Давыдова, - изучение развития сознания и мышления школьников в учебной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В коллективе лаборатории научных основ детской практической психологии (И. В. Дубровина) ставится задача научно-методического обеспечения работы психолога с детьми и подростками в образовательных учреждениях. Проведен теоретический анализ и эмпирическая разработка основных концептуальных положений деятельности практического психолога. Сформулированы основная задача психологической службы образования - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
Группа А. А. Бодалева на основании новых подходов как к общению и развитию личности, так и к сложному процессу реабилитации ведет исследование межличностного общения и разработку концепции развития личности (реабилитационный аспект).
Основное направление научных исследований лаборатории диагностики и коррекции психического развития (М. К. Акимова) - это теоретические и методологические основы психодиагностики. Сотрудники развивают "нормативный подход" К. М. Гуревича: ими выделены и проанализированы базовые принципы нормативной диагностики развития: особенности содержания заданий, коррекционность и др. Практический выход деятельности лаборатории состоит в создании методов психодиагностики, их апробации и внедрения в систему образования через разнообразные учебно-воспитательные учреждения.
Лаборатория социально-психологических проблем сознания (И. Г. Дубов) занимается вопросами психологической специфики отражения массовым сознанием социальной реальности. Изучаются как социально-психологическая феноменология населения в целом ("менталитет нации"), так и социально-психологические особенности сознания представителей различных больших социально-демографических групп.
В лаборатории психологии профессионального развития личности (Л. М. Митина) проводятся исследования, связанные о диагностикой, прогнозом и коррекцией профессионального развития
стр. 118
личности, а также разрабатываются инновационные проекты и программы общего и специального непрерывного образования, включая системы переподготовки специалистов.
Теоретико-методологическая и практическая работа сотрудников лаборатории научных основ психотерапии и консультирования (Ф. Е. Василюк) осуществляется на основе культурно-исторического подхода, разработанного в отечественной психологии. Ими предложен ряд практических подходов, используемых в психотерапии.
Трагические события в современной российской истории поставили крайне значимую государственную задачу - оказание психологической помощи людям, пострадавшим в экстремальных ситуациях. Для систематического научного осмысления явлений, связанных с этими событиями, в 2000 г. в структуре института был создан научно-практический центр психологии экстремальных ситуаций (А. В. Захаров), перед которым стоит задача всесторонне изучить данную проблему, а также разработать теоретические и практические рекомендации. Уже сейчас сотрудники центра ведут практически ориентированные комплексные работы с пострадавшими в экстремальных ситуациях.
Практико-ориентированные направления деятельности института в современных условиях связаны с психологическим обеспечением развивающего и развивающегося образования, включающим разработку теоретико-методологических основ педагогики и психологии развития, создание новой по своим задачам и функциям прикладной науки, на основе которой становится возможным превращение образование в средство развития общественных систем, реальное орудие совершенствования социокультурной жизни человека.
Научно-исследовательские и научно-организационные проекты института поддерживаются отечественными и зарубежными фондами и организациями: Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Министерством промышленности и науки РФ, Министерством образования РФ, Департаментом образования г. Москвы, Московским комитетом по науке и технологиям, Международным научным фондом, институтом "Открытое общество" и др.
Психологический институт является мощной базой для подготовки нового поколения научных кадров. Институтом ведется подготовка кадров высокой квалификации - кандидатов и докторов психологических наук.
Результаты научных исследований сотрудников института широко используются в массовом образовании - издаются учебники, учебные пособия, методическая литература.
В 1997 году при поддержке Психологического института РАО в системе образования г. Москвы создано и успешно действует (в рамках научно-образовательного комплекса) высшее учебное заведение - Московский городской психолого-педагогический университет, который готовит кадры для столичного образования и социальной сферы города (70% его профессорско-преподавательского состава - сотрудники Психологического института).
Широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, проводимых в институте, обеспечивает высокий научный авторитет и общественное признание. Достаточно сказать, что только за последние восемь лет 10 научных коллективов института стали лауреатами премий Президента Российской Федерации (В. В. Давыдов, 1996; И. В. Дубровина, 1996; В. В. Рубцов, 1997; Д. И. Фельдштейн, 1997; Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, 2001 - посмертно) и Правительства Российской Федерации в области образования (А. В. Петровский, 1996; Г. Г. Граник, 1996; В. И. Панов, 1998; С. Б. Малых, 1998; А. А. Мелик-Пашаев, 1998).
После доклада В. В. Рубцова на торжественном заседании, посвященном юбилею ПИ РАО, с поздравлениями и приветствиями выступили представители Администрации Президента РФ, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты, Министерства образования и науки РФ, ИП РАН, психологи отечественных и зарубежных университетов.
Проводимые в институте фундаментальные исследования ориентированы на изучение методологических, теоретических, экспериментальных проблем когнитивного, социального и духовного развития человека, на решение актуальных проблем педагогической, возрастной, социальной психологии и психологии личности, научных основ детской практической психологии. Высоко оценивались разрабатываемые его учеными методы психологической помощи населению, система диагностики возрастного развития человека, пакеты диагностических методик экспертизы эффективности образовательной среды школы, методы психотерапевтической помощи детям и взрослым и др.
Торжества, посвященные 90-летию со дня основания, завершились Ученым советом института, на котором состоялось награждение сотрудников и презентация их фундаментального научного труда - коллективной монографии "Московская психологическая школа: история и современность".
стр. 119
Научная жизнь. ХРОНИКА
Автор: