Простота, а не правдоподобие

Модели в виде тех, которые представлены на рис. 163, могут быть получены путем фотографирования квадратов и кубов под наклонным углом. В объемномварианте эти модели очень часто при­обретают форму физических объектов, проекцией которых они яв­ляются. Это явление побудило психологов сформулировать следую­щую психологическую закономерность. Несмотря на наличие иска­жений, возникающих на сетчатке глаза, объекты воспринимаются почти в соответствии с их физической формой и размером (принцип постоянства). Хотя для практических целей эта формулировка яв­ляется, в общем, правильной, тем не менее она вводит нас в заблуж-

Простота, а не правдоподобие - student2.ru

дение. Данный вывод базируется на случайном критерии и, следо­вательно, не дает возможность понять, как происходит это явление.

Предположим, что трапеция, выполненная из светящихся ли­ний, установлена на полу темной комнаты на некотором расстоянии от воспринимающего субъекта. Расположение этой трапеции та­ково, что она видится воспринимающему как проекция квадрата (рис. 164). Если воспринимающий будет рассматривать эту фигуру

Простота, а не правдоподобие - student2.ru

через смотровое окошечко, он увидит фронтально расположенный квадрат, потому что квадрат является наипростейшей фигурой, доступной для проективной подели. С точки зрения идентичности С физическим объектом он видит искаженный предмет, то есть прин­цип постоянства а этом случае отсутствует. Мы можем прийти к выводу, что соответствие между тем, что существует в физическом пространстве, и том, что нами воспринимается, имеет место только тогда, когда форма сокращенного в ракурсе физического объекта окалывается той самой наипростейшей фигурой, проективная модель которой может восприниматься как искажение. К счастью, это про­исходит довольно часто. В мире искусственно созданных вещей прямоугольники, квадраты, кубы, параллельные линии и окружности встречаются очень часто, а в природе, кроме того, существует еще тенденция к простой форме. Но когда форма объектов является не­правильной (как, например, форма горного хребта), их проекции могут не казаться искажениями более простых фигур. Следователь­но, постоянство формы нарушается, и объемное восприятие должно полагаться на другие факторы.

Закономерность, которая иллюстрируется на рис. 164, служит практическим целям в театральной декорации и в архитектуре. Часто желательно создать впечатление большей глубины, чем это доступно физически. Если художник-декоратор построит на сцене комнату правильной формы с простым горизонтальным полом и перпендикулярно возвышающимися стенами (рис. 165, а, вид свер­ху), зритель будет воспринимать проективную модель, указанную на рис. 165, b, и, следовательно, увидит комнату приблизительно в таком виде, в каком она изображена на рис. 165, с. Если, однако, пол будет иметь наклон кверху, потолок — вниз, а трапециевидные стены будут сходиться где-то в глубине перспективы (рис. 165, d), физический уклон будет накладываться на уклон проективный, и в результате образуется проекция, имеющая вид рис. 165, е. Из-за того, что отверстие, расположенное во фронтальной плоскости, имеет большие размеры, а задняя стена меньше его, комната в форме куба будет восприниматься значительно более глубокой (рис. 165, f). Все это противоречит принципу постоянства, но в точности со­гласуется с принципом простоты. В качестве яркого примера можно привести палаццо Спада в Риме. Когда около 1635 года Борромини заново перестроил это палаццо, он построил сводчатую колоннаду, суживающуюся к концу, чтобы получить впечатление глубокой ар­хитектурной перспективы. Если зритель стоит во дворе палаццо и смотритвнутрь колоннады, он видит длинный туннель с располо­женными на его флангах колоннами, которые уводят его взгляд во­внутрь к открытому пространству, где он замечает огромную статую воина. Но, вступая внутрь этой колоннады, он испытывает сильное ощущение морской болезни, вызванное потерей пространственной ориентации. Борромини имел в своем распоряжении лишь ограни­ченный участок, и колоннада оказалась действительно короткой. Она насчитывает около восьми с половиной метров длины от фрон­тальной арки до арки, расположенной в ее конце. Высота фронталь

Простота, а не правдоподобие - student2.ru

ной арки равняется пяти метрам восьмидесяти сантиметрам, а ее ширина составляет немногим более трех метров. Задняя арка имеет высоту два с половиной метра, а ширину около девяноста сантимет­ров. Потолок имеет легкий уклон вниз, пол несколько возвышается, боковые стены сходятся, а промежутки между колоннами постепен­но уменьшаются. Достигнув статуи воина, зритель с удивлением об­наруживает, что она совсем не велика по своим размерам.

Средневековые архитекторы добивались эффекта усиления глу­бины тем, что заставляли боковые стороны церковных сооружений сходиться к месту, где обычно располагается хор, и постепенно со­кращая пространство, занимаемое колоннами.

Существуют проекты, основанные на противоположном приеме. Их авторы стремятся сохранить правильную форму от искажающе­го влияния перспективы и сократить видимое расстояние. Эта тен­денция проявляется в равноугольнике, который образует колоннады, построенные Бернини на площади Св. Петра в Риме, иплощади перед Капитолием, спроектированной Микеланджело. В обоих при­мерах происходит схождение перспективы навстречу приближающе­муся зрителю. Согласно Витрувию, толщина верхней части колонн в древнегреческих храмах по сравнению с ее нижней частью уве­личивалась по мере увеличения их высоты. Джорджо Вазари во времена Ренессанса утверждал: «...когда статуи предназначены для высокого места, а внизу нельзя отойти достаточно далеко, дабы судить о них издали, и приходится стоять под ними, подобные фигуры следует делать выше на одну голову или на две». Если это сделано,тогда «фигуры, поставленные высоко, теряют от сокраще­ния, если смотреть наних, стоя внизу, снизу вверх. Поэтому прида­ваемоеим увеличение поглощается сокращением, и тогда соразмер­но этому они ужекажутся правильными и не приземистыми, но обладающими должным изяществом» [5].

Не так давно АдальбертДжерри Эймс продемонстрировал факт расхождении между физическим пространством и его психологиче­ским восприятием. В этих хорошо известных экспериментах (рис. 166) испытуемый глядел через узкое смотровое отверстие (о) в комнату, которая казалась ему нормальной, прямоугольной формы (efсd). Фактический план этой комнаты — abсd. Комната спроекти­рована таким путем, чтобы вызвать у воспринимающего субъекта образ на сетчатке глаза, тождественный с образом от комнаты, имеющей прямоугольную форму. С этой целью стены, потолок и иол были соответственно деформированы и имели некоторый уклон. В такой комнате происходят таинственные вещи. Человек, стоящий в точке р, воспринимается так, словно он стоит в точке q, и, следо­вательно, выглядит совсем карликом по сравнению с другим чело-

Простота, а не правдоподобие - student2.ru

веком, находящимся в точке r. Человек ростом в 180 сантиметров, находящийся в точке р, выглядит меньшим, чем его сын, стоящий в точке г. В задней стене имеются два окна. Лицо человека, смотря­щего через окно, расположенное слева, выглядит значительно мень­ше, чем лицо человека в правом окне.

Данное явление остается загадочным до тех пор, пока мы не вспомним, что восприятие человека, который смотрит через узкое отверстие одним глазом, за­висит главным образом от проективной модели, отраженной на сетчатке его гла­за. Независимо от того, получена ли эта модель от деформированной или от пря­моугольной комнаты или даже с их фото­графий, никакой, даже самой небольшой, разницы не наблюдается. Если деформи­рованная комната воспринимается как прямоугольная, то для объяснения этого потребуется не больше аргументов, чем для объяснения факта, при котором пря­моугольная в действительности комната и воспринимается прямоугольной. Это объ­яснение, как я думаю, будет в обоих случаях одним и тем же. Про­ективная модель представляет собой искажение полого куба, и, следовательно, самая простая доступная форма достигается в объ­емном восприятии.

Наши рекомендации