Дифференциация типов депривации
Тип депривации | Базовый дефицит | Особенности депривации | Отличие от социально-психологической |
Психическая | стимулов | Вызывает психическую дезадаптацию | Психическая депривация как итог лишения конструктивных межличностных контактов |
Эмоциональная | принятия | Депривирована частная социогенная потребность | Депривирована частная социогенная потребность |
материнская | родительской компетентности | Увеличение числа данного типа депривации в последние столетие, вызванное разрушением традиционной семьи и нарушением механизмов социального научения | Не готовность родителя выполнять свои социально-психологические обязанности, деструкция родительской роли (возможно, рассматривать как частный случай социально-психологической депривации) |
Патеринальная | |||
Социальная | социальной включенности | Вытекает из естественных социальных законов | Предполагает отсутствие межличностных отношений |
Психосоциальная | психологических контактов | В основе деструкция общения | Депривирована частная социогенная потребность |
социально-психологическая | удовлетворения межличностных потребностей | В основе дисгармония межличностных отношений |
Однако и наличие обоих родителей не является гарантом полноценных и гармоничных межличностных отношений как социально-генетической основы онтогенетической социализации личности ребенка.
Межличностные отношения в контексте социально-психологической виктимологии личности играют важную роль, так как они является не только индуктором развития личности, но и при их нарушении индуктором виктимогенеза личности.
Межличностные отношения – реализация субъективных отношений участников взаимодействия, при котором происходит изменение их состояния и настроения [1]. Межличностные отношения являются социально-генетической основой для работы интерактивного механизма социализации личности, при котором, личность «…оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплекс» [4, С.26].
Агент онтогенетической социализации (например, родитель) в межличностных отношениях выступает в качестве «значимого другого», который транслирует социокультурный опыт развивающейся личности ребенка.
Межличностные отношения создают пространство для своеобразной культурной трансмиссии и социального научения.
Так Е.В. Руденский рассматривает социализацию как «…активную социально-конструктивную деятельность субъекта социализации в процессе его взаимодействия с человеком, который является «значимым другим», социальным эталоном социализированности, выполняющим роль генератора, питающего конструктивной энергией – энергией общения социализационный механизм онтогенеза личности» [8].
Подобная трактовка социализации является примером реализации методологического индивидуализма, который является ядром теоретико-методологической системы социально-психологической виктимологии личности Е.В. Руденского.
Методологический индивидуализм является основанием для дифференциации теоретических воззрений Е.В.Руденского на природу виктимогенеза личности от общепринятых теоретических воззрений, которые развиваются в контексте проблем криминальной виктимологии и социально-педагогической виктимологии как части российской социальной педагогики. Именно с позиции методологического индивидуализма как ядра клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности оценивается социальное качество межличностных отношений в решении задач онтогенетической социализации личности.
Главный критерий качества (гармоничности) межличностных отношений является субъективная оценка качества этого взаимодействия его участниками (удовлетворенность/неудовлетворенность от межличностного взаимодействия).
В основе субъективной оценки лежит потенциал интерактивного пространства, формирующегося между социализирующейся личностью и агентом онтогенетической социализации.
Межличностные отношения как социально-психологическое условие социализации личности предполагают:
- установление психологического контакта;
- формирование отношения аттракции между субъектами интеракции;
- управление межличностными отношениями и их развитие.
Установление и развитие межличностных отношений обеспечивается за счет социально-психологической компетентности агента онтогенетической социализации [9].
Социально-психологическая компетентность – способность и готовность личности к эффективному взаимодействую с окружающими его людьми в системе межличностных отношений [8]. Если родитель как агент онтогенетической социализации не обладает адекватным уровне социально-психологической компетенции, то он будет использовать межличностные отношения с развивающейся личностью как способ компенсации собственной компетентностной дефицитности. Межличностные отношения будут носить дисгармоничный характер.
Однако, социализирующаяся личность обладает рядом социогенных потребностей: в принятии, признании и контроле (также Е.В. Руденский выделяет коммуникативную потребность в развитии).
Дисгармоничные межличностные отношения с агентом онтогенетической социализации не позволят естественным образом удовлетворять данные потребности, что приведет к состоянию социальной фрустрации у социализирующейся личности и соответственно росту тревоги.
Вслед за Г.С. Салливаном мы рассматриваем тревогу как продукт межличностных отношений [11]. Социализирующейся личности не хватит потенциала для конструктивного управления тревогой, что приведет к запуску психологического защитного комплекса. А это часто приводит к остановке механизмов онтогенетической социализации. М даже к фрагментации социальной идентичности личности.
Выстроенная нами последовательность описывает логики индукции виктимогенеза личности, а именно:
1) социально-психологическая депривация социализирующейся личности, детерминированная низким качеством межличностных отношений (дефицит социально-психологической компетентности агентов онтогенетической социализации);
2) социальная фрустрация социогенных потребностей социализирующейся личности;
3) рост тревоги у социализирующейся личности (ощущение субъективного неблагополучия в межличностных отношениях с агентом онтогенетической социализации, неспособность выстроить аттрактивные отношения);
4) блокирование онтогенетической социализации личности – актуализация онтогенетической виктимизации (происходит в ситуации выбора развивающейся личностью неконструктивных способов редукции напряжения, а именно использование психологического защитного комплекса, который не позволяет развивать систему социально-личностных компетентностей).
В контексте работ А. Маслоу социально-психологическую депривацию можно отнести к разряду «фундаментальных угроз», угроз которые качественным образом меняют вектор личностного развития, а именно запускают виктимопластику личности [3].
Стоит отметить, что если речь идет осоциально-психологической депривации в интерактивной системе семьи, то она обладает рядом особенностей:
Во-первых, социально-психологическая депривация в интерактивной системе семьи может носить парциальный или тотальный характер (дефицит социально-психологической компетентности у одного или обоих родителей).
В случае дефицита социально-психологической компетентности у одного из родителей, второй, не обладающий дефицитом, способен частично обеспечивать процесс онтогенетической социализации как механизм зарождения. Формирования и развития социально-личностных компетентностей и степень виктимизации будет меньше (но будет в любом случае, так как процесс онтогенетической виктимизации будет запущен).
Во-вторых, социально-психологическая депривация в интерактивной системе семьи обладает большим деструктивным потенциалом, чем в системах образования или культуры.
Социализирующаяся личность, обладающая опытом гармоничных межличностных отношений в интерактивной системе семьи, сможет противостоять деструктивному влиянию виктимогенных агентов социализации, например в системе образования.
В третьих, социально-психологическая депривация в интерактивной системе семьи на акциональном уровне будет проявляться в непродуктивном или деструктивном поведении социализирующейся личности; на аффективном уровне – личность будет переживать обособленность от окружающих, неспособность к близким межличностным отношениям с другими (наиболее ярко это проявится при поступлении в детский сад или школу).
Таким образом, социально-психологическая депривация как и все виды депривации основана на лишении и недостатке.
По сути, это исходный дефицит, который выводит социальный онтогенез на виктимогенный вектор. Причем в социально-психологическом контексте речь идет именно о недостатке гармоничных межличностных отношений между социализирующейся личностью и агентом онтогенетической социализации (например, родителем, педагогом и др.).
Дисгармония межличностных отношений приведет к индукции виктимогенеза личности, а нормативные процессы онтогенетической социализации будут блокированы.
По этому, социально-психологическая депривация как индуктор виктимогенеза проявляется в блокировании социализационных процессов и социально-психологических и психологических механизмов их реализации в социальном онтогенезе личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений: руководство по применению. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2006. 54 с.
2. Лангмейер Й. Психичическая депривация в детском возрасте/ Й. Лангмейер, З. Матейчек. Прага: Авиценум, 1984. 335 с. - С.18
3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 352 с.
4. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии/2-е изд., перераб. и доп. – М.:Эксмо, 2010. 368с.
5. Психология человека от рождения до смерти/ Под общей редакцией А.А. Реана. СПБ.:Питер, 2002. 656с.
6. Руденская Ю.Е. Социальная работа: управленческая парадигма. Монография. Новосибирск: СибПСИ, 2006. 148 с.
7. Руденский Е.В. Депривационный виктимизм как социально-психологический фактор риска экстремизм [Электронный ресурс]. URL http://www.studsell.com/view/38186/ (дата обращения: 05.02.2014).
8. Руденский Е.В. Дефицит социально-психологической компетентности как концепт социально-психологической виктимологии [Электронный ресурс]. URL http://www.victimolog.ru/index.php/articles/212-defitsit-sotsialno-psikhologicheskoj-kompetentnosti-kak-kontsept-sotsialno-psikhologicheskoj-viktimologii. (дата обращения: 01.02.2014).
9. Руденский Е.В. Cоциализационно-компетентностная парадигма социально-психологической виктимологии в оценке педагогического профессионализма// Педагогический профессионализм в образовании: материалы X Научно-практической конференции 19-20 февраля 2014 г/ под ред. Е. В. Андриенко – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С.348 -357.
10.Руденский Е.В. Социально-психологическая виктимология личности как психотехническая система социальной терапии личности// Сибирский педагогический журнал. № 3. 2013. С. 162-168
11.Федорова Н.В. Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков. Автореферат канд. диссерт. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Казань, 2007. 20 с.
12.Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост/ Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. СПб.:Питер, 2004. 608 с.
Yu.E. Rudenskaya
Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk