Моделирование гипнотического состояния у земноводных
Цель работы:наблюдение животного гипноза как одного из видов внешнего (запредельного) торможения.
Оснащение:кафельная плитка, лягушка.
Ход работы:Лягушку грубо возьмите в руки и энергично переверните на спину, прижимая спинкой к столу или полу. Осторожно и постепенно ослабляйте давление руками, отведя их в сторону от животного. Наблюдается неподвижность животного в течение нескольких минут, при этом глаза животного могут следить за экспериментатором.
Посадите лягушку на стол и прижмите ее спиной к вертикально поставленной плитке. Когда лягушка оцепенеет, руку медленно отведите. Лягушка будет сидеть, облокотившись на плитку, как на спинку кресла, в неестественной позе. Если гипноз окажется достаточно глубоким, можно вытянуть переднюю лапку лягушки. Это положение также сохранится (конечно, если животное не проснется от прикосновения).
Оформление опыта:В протокол запишите ход опыта и результаты наблюдения гипноза животных.
Вопросы для самоконтроля
1. Вы подходите к спящему человеку. Мышцы его полностью расслаблены, но дыхание учащенное и неритмичное, а глазные яблоки движутся под закрытыми веками. Спит ли он?
2. В каком возрасте находится человек, если 75% времени сна занимает быстрый сон?
3. Могут ли у слепого от рождения человека возникнуть зрительные образы во время сна?
ТЕМА 7. ЭМОЦИИ. ПОТРЕБНОСТИ. МОТИВАЦИИ
Теоретические сведения
Эмоции– это реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями (от лат. emoveo, emovere – потрясать, волновать). В качестве внутренних раздражителей могут выступать патологические процессы (заболевания внутренних органов). Внешние раздражители – это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.
С физиологической точки зрения эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает организм изменить поведенческую реакцию в направлении минимизации или максимизации этого состояния.
Выделяют три вида эмоциональных явлений: аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффекты – это сильные кратковременные переживания, которые сопровождаются выраженными двигательными и вегетативными реакциями. Аффекты могут быть вызваны как биологически значимыми для человека факторами, так и социальными. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают во время наличной ситуации.
Собственно эмоции – это длительно текущее состояние, не всегда сопровождающееся внешним проявлением. Они возникают на основе представлений о пережитых и воображаемых ситуациях и выражают оценочное, субъективное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Вследствие этого собственно эмоции могут предвосхищать ситуации и события, которые еще не наступили.
Чувства – это эмоции, которые возникают на базе социальных и идеальных потребностей вследствие обобщения эмоций и связаны с субъективным представлением о предмете или явлении. Чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения, сложившиеся у субъекта в процессе его деятельности. Чувства – это устойчивое эмоциональное состояние, сохраняющееся часами, днями и неделями. Часто его называют настроением.
Общепризнано деление эмоций на отрицательные эмоции, отражающие неудовольствие (неприятные чувства), и положительные эмоции, отражающие удовольствие (приятные чувства). Выделяют также нейтральные эмоции, отражающие безразличие (нейтральные чувства). Отрицательные эмоции ощущаются в формах недовольства собой и недовольства средой обитания, в форме обиды, гнева, страха. Положительные эмоции ощущаются в виде радости, довольства собой, блаженства. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью.
Эмоции также делят на стенические – повышающие умственную и физическую работоспособностью и астенические, наличие которых снижает работоспособность. Стенические эмоции могут быть и положительными, и отрицательными; астенические, как правило, являются отрицательными. В реальной жизни эмоции встречаются в сложных сочетаниях, поэтому говорят о сложных, или смешанных эмоциях.
Исходя из представлений о трех видах потребностей и мотиваций, все эмоции подразделяют на низшие, или витальные (первичные), т.е. возникающие при наличии витальных потребностей, и высшие, или вторичные, включая социальные и идеальные эмоции. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духовных потребностей, называют чувствами. К ним относятся моральные чувства (патриотизм, дружба, преданность семье), интеллектуальные чувства (радость познания, огорчение от недопонимания, от неудачи при выполнении задачи) и эстетические чувства, порождаемые встречей с произведениями искусства, созерцанием природы, общением со всем красивым и прекрасным. Наряду с этим есть чувства, относящиеся к собственной самооценке: совесть, стыд, чувства вины и раскаяния.
Выделяют базисные (фундаментальные) эмоции (их всего десять) и производные от базисных, число которых значительно больше десяти. Базисные эмоции (радость, интерес, удивление, горе, отвращение, гнев, презрение, страх, вина, стыд) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним проявлениям. Они могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую, в результате чего формируются комплексы эмоций. Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формируют довольно устойчивые комплексы, например тревожность, депрессию, любовь, враждебность.
Различают также адекватные (здоровые) и неадекватные (патологические) эмоции. Здоровые эмоции – это чувства, адекватные реальной ситуации, как по выражению, так и по содержанию. При ряде заболеваний (главным образом, психических) эмоции становятся неадекватными.
Состояние организма во время эмоцийсопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, возможны двигательные реакции. Чаще всего эмоции проявляются в мимике, в появлении специфических жестов (пантомимике), в изменении мышечного тонуса, а также в скованности движений, треморе, хаотичности движения, в изменении голоса.
Кроме того, внешним проявление эмоций являются вегетативные компоненты. В частности при эмоциях изменяется ЧСС, величина артериального давления; тонус сосудов, а также перераспределяется кровоток в различных областях тела. Стеническая отрицательная эмоция обычно сопровождается возбуждением ЦНС, выбросом в кровь катехоламинов, ведущих к активации (мобилизации) ряда систем организма (усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания, повышению тонуса мышц, двигательной активности). Деятельность желудочно-кишечного тракта при этом, как правило, угнетается. Внешние проявления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние обычно не контролируются.
Эмоции присутствуют в составе любой деятельности человека. Они могут осуществлять как целостную оценочную функцию, сигнализируя о степени удовлетворения потребности, а так же поэтапную оценку и коррекцию деятельности.
Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли.
Выделяют пять основных функций эмоций.
Отражательно-оценочная функцияэмоций выражается в обобщенной оценке событий и явлений.
Регулирующая функцияэмоций состоит в том, чтобы побудить человека изменить свое поведение. В ходе деятельности у человека возникают потребности разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов. Оценка мотивов через эмоциональное переживание побуждает к выбору поведения, переключению от одних действий к другим. Наиболее ярко эта функция эмоций проявляется в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба мотивов. Способность управлять своими эмоциями предстает в качестве физиологического механизма воли.
Подкрепляющая функцияэмоций состоит в способности эмоции выступать в качестве безусловного подкрепления поведенческой реакции. Любой рефлекс формируется легче и быстрее, если он сопровождается эмоциональным переживанием. Интеграция мотивационного возбуждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить потребность, генерирует положительную эмоцию и обеспечивает выработку условного рефлекса. Подкрепляющим фактором может выступать и эмоциональное состояние другой особи, что является биологической основой способности человека к сопереживанию.
Компенсаторная функцияэмоций состоит в их замещающей роли. При эмоциональном напряжении имеется избыточная мобилизация ресурсов организма, превышающая реальные нужды, что в ситуации неопределенности обеспечивает организм необходимой энергией. В ситуации с низкой вероятностью успеха даже небольшой успех порождает положительную эмоцию, что компенсирует недостаток неудовлетворенных потребностей. Эмоциональное напряжение вызывает переход к иным формам поведения, оценкам стимулов и реакций.
Коммуникативная функцияэмоций состоит в передаче своих переживаний другим людям посредством мимики, жестов, изменения интонаций. Мимика человеческого лица тонко отражает различные оттенки эмоционального состояния и является существенным инструментом невербального общения людей. По активности мышц улыбки можно прогнозировать появление положительных эмоций, а по активности мышц носогубного комплекса – отрицательных эмоций.
Все формы поведения человека и животных имеют определенный мотив, т.е. направлены на удовлетворение потребностей.
Потребность – это фундаментальное явление высшей нервной деятельности, которое представляет собой форму связи организма с внешним миром и источник его активности. Это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он (за счет формирование мотивации, т.е. побуждения к действию) стремится устранить через поведение.
Представление о потребности как источнике активности живых организмов говорит о том, что внутренняя активность самого организма является одной из главных детерминант поведения. Наличие потребности предполагает и наличие предметов, способных ее удовлетворить. Для животных эти предметы представлены в готовом виде самой природой. Для человека предметы, удовлетворяющие его потребности, представляют собой прежде всего продукты его производственной деятельности и культуры.
Выделяют три группы исходных первичных потребностей: витальные (биологические), социальные и идеальные.
Биологические потребностинаправлены на сохранение целостности индивида и вида (потребность в еде, питье, во сне и т.д.). Биологические потребности возникают на основе сдвига гомеостаза, т.е. определенного отклонения констант внутренней среды организма (содержания в крови питательных веществ, газового состава крови, осмотическогодавления, температуры и т.д.) или концентрации соответствующих гормонов. Когда отклонения во внутренней среде достигают определенной пороговой величины, которые организм устраняет путем активного взаимодействия с окружающей средой и направленного поиска в ней веществ и средств для ликвидации возникшего отклонения, появляется биологическая потребность.
Социальные потребностиреализуются через взаимодействие с другими особями. Они определяют развитие таких форм поведения, как половое, родительское, территориальное, формирование групповой иерархии, сопереживания (эмоционального резонанса).
Идеальные потребностисоздают условия для саморазвития индивида. К ним относятся потребность в получении новой информации, которая реализуется в ориентировочно-исследовательском поведении; потребность преодоления, основу которой составляет рефлекс свободы – сопротивление попыткам ограничить двигательную активность; потребность в компетентности – в совершенствовании двигательных навыков без специального подкрепления, что выражается в таких формах поведения, как игровое, имитационное. Удовлетворение этих потребностей не связано с текущей деятельностью, а направлено в будущее, а также не выводится из других потребностей организма.
Классификация потребностей человека чаще всего основывается на типе деятельности, которая приводит к удовлетворению данной потребности. У человека нет чисто биологических потребностей, их удовлетворение всегда опосредовано влиянием социальной среды.
Выделяют первичные потребности человека: физиологические потребности и потребности в безопасности. Удовлетворение физиологических потребностей обеспечивает первичные жизненные функции (голод, жажда, половое влечение и др.). Удовлетворение потребности в безопасности направлено на избавление от страха и внешней агрессии, на обеспечение безопасности и защищенности.
Социальные и идеальные потребности относят к вторичным потребностям. Они возникают при общении и формируются независимо от физиологических. К ним относят потребность в уважении как необходимость быть признанным и востребованным в коллективе, обладать авторитетом, успехом, считаться компетентным и необходимым членом сообщества. Важной для человека является потребность принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место и положение в соответствии с субъективными представлениями об иерархии данной социальной группы. Важной социальной потребностью является и потребность человека следовать поведенческим, нравственным и эстетическим нормам, принятым в том обществе, к которому он принадлежит.
К идеальным потребностям человека относят также познавательные, эстетические потребности и потребности к самоактуализации. Познавательные потребности включают потребность в познании окружающего мира и своего места в нем, познании смысла и назначения своего существования. Их основу составляет потребность в новизне информации, которая обнаруживает себя в исследовательской деятельности, которая может побуждаться также недостатком информации и её неопределенностью. Познавательные потребности связаны с необходимостью понимания разных жизненных ситуаций, возникающих в бытовой и профессиональной деятельности, со стремлением обладать различными навыками и умениями, с выраженным желанием осуществлять исследовательскую деятельность в тех или иных жизненных ситуациях. Эстетические потребности человека определяют через его стремление к гармонии, порядку, красоте, достижению эстетического совершенства. Потребности в самоактуализации связаны с активным желанием человека развивать свои индивидуальные способности, добиваться реализации своих целей и интересов и тем самым способствовать формированию и развитию собственной личности.
Во всех группах потребностей различают потребности сохранения и развития. Различительным признаком является отношение потребности к общественно-исторической норме их удовлетворения. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах общественно-исторических норм, потребности развития превышают их.
Мотивация буквально означает «то, что вызывает движение». Мотивация всегда порождается потребностью.
Содержание термина «мотивация» разными авторами трактуется по-разному в зависимости от того, какой аспект этого понятия автор считает основным. Если акцентируются на ощущениях, возникающих при появлении потребностей, то мотивациюопределяют как «возникающие под влиянием первичных изменений во внутренней среде эмоционально окрашенные состояния организма, характеризующиеся избирательными активирующими влияниями специальных подкорковых аппаратов на кору головного мозга и другие его отделы и направляющие поведение организма на удовлетворение исходной потребности». Это определение в большей мере адресуется к удовлетворению физиологических потребностей.
Если мотивацию рассматривают с точки зрения инициации поведения, то ее определяют как физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению. Мотивация в этом случае обусловливается наличием определенной цели и объясняет целенаправленный характер поведения во всем разнообразии его психофизиологических проявлений.
Таким образом, когда говорят о мотивации, выделяют две фазы: фазу формирования мотивационного состояния, включающую этапы обнаружения потребности и возникновения мотивационного возбуждения, и фазу запуска и реализации специализированного целенаправленного поведения,включающую этапы поиска объекта, способного удовлетворить возникшую потребность, взаимодействия с ним и получения информации об удовлетворении потребности. Первая фаза развития мотивации инициирует вторую.
Выделяют первичные (низшие) мотивации (инстинктивные, висцеральные). Действия организма по удовлетворению потребностей, характерные для таких мотиваций, определяются врожденной программой поведения. К ним относят голод, жажду, половое влечение, ярость, страх и др. Вторую группу мотиваций составляют вторичные (высшие) мотивации,которые приобретаются в течение индивидуальной жизни. Эти мотивации хотя и строятся на основе заданных генетически потребностей, в значительной мере опираются на накопленный индивидуальный опыт. Сюда могут быть отнесены все виды мотиваций, которые возникают по закону условно-рефлекторных ассоциаций (познание, творчество и др.). Каждая мотивация имеет в своей основе актуализацию определенной потребности.
Несмотря на различия видов мотиваций, которые отличаются как своей направленностью, так и способами удовлетворения присущих им потребностей, они имеют и некоторые общие свойства.
Разные формы мотиваций реализуются посредством разных двигательных стереотипов. Однако во время всякой мотивации возрастает средний уровень двигательной активности, увеличивается двигательная реактивность в ответ на внешние раздражители. Активизация моторной системы наблюдается при голоде, ярости, страхе, любопытстве. Исключением является пассивный страх, когда животное замирает на месте.
Любая мотивация сопровождается повышением тонуса симпатической нервной системы, что выражается в изменении вегетативных реакций. Увеличивается частота сердцебиения, повышается артериальное давление, возникают сосудистые реакции, изменяется проводимость кожи.
При любой мотивации необходимо выявление биологически значимых стимулов в окружающей среде. Это возможно при снижении порогов восприятия и усилении ориентировочных реакций, что обеспечивается ростом активации афферентных систем.
При развитии любой мотивации отмечается увеличение поисковой активности. При этом ее характер приобретает целенаправленность. Необходимым звеном для реализации целенаправленного поискового поведения является извлечение из памяти образов предметов, способных удовлетворить возникшую потребность, и образов действий, посредством которых она может быть удовлетворена.
Для любой мотивации характерно изменение биоэлектрической активности мозга. Тип изменения ЭЭГ-активности отражает специфику мотивационного состояния. Непременным проявлением любой мотивации является возникновение субъективных переживаний. Субъективные переживания при разных мотивациях различаются, но все они имеют отрицательный эмоциональный тон. Исключение составляют мотивации, определяющие поведение любознательности и стремление к творческой активности. В этом случае субъективные переживания имеют положительный эмоциональный тон.
Мотивирующее возбуждение, которое реализуется в поведении, получило название доминирующей мотивации. По своим свойствам она тождественна явлению доминанты А. А. Ух-томского. В каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. После завершения одного мотивированного поведения организмом завладевает следующая ведущая по биологической или социальной значимости мотивация. Ведущая мотивация подчиняет себе все другие. При формировании доминирующего поведения внутреннее состояние организма и внешние стимулы могут приходить в столкновение. То мотивационное возбуждение, которое станет доминирующим, в конечном счете, и определяет, какое поведение будет реализовано в данный момент.
Для формирования биологической мотивации необходимо наличие соответствующей метаболической потребности. Любая биологическая мотивация носит системный характер.
Возникшая потребность трансформируется нейрогумо-ральным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые, в свою очередь, активируют другие структуры мозга, в том числе и кору больших полушарий мозга. Корковые и лимбические структуры мозга оказывают специфические для каждого вида мотиваций нисходящие (как возбуждающие, так и тормозные) влияния на первичные гипоталамические центры.
Каждое мотивационное возбуждение представляет собой специфическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур мозга.
Избирательное возбуждение одних структурных образований сочетается сизбирательным торможение других. В этом проявляется принцип координированного торможения А. А. Ух-томского.
В формировании различных биологических мотиваций участвуют одни и те же медиаторы. Однако для разных мотиваций и в разных структурах мозга их комбинации различны.
Объединение различных структур мозга в функциональную систему, обеспечивающую реализацию определенной мотивации, имеет нейрохимическую основу. Биохимической основой формирования мотиваций различного биологического качества являются группы биологически активных веществ: нейромедиаторов, гормонов, нейрогормонов, нейропептидов.
Ход занятия
Устно раскройте темы занятия:
1. Определение и классификация потребностей.
2. Мотивация как фактор организации поведения. Общие свойства различных видов мотиваций.
3. Механизм формирования мотиваций.
4. Эмоции: понятие, классификация, функции.
5. Морфофункциональный субстрат организации эмоций.
6. Теории эмоций.
Просмотрите видеофильм «Мотивации и эмоции».