Истоки экспериментальной психологии и влияние физиологии на психологию.

В середине 19в. психология отстаивает право самостоятельной науки, пользуясь как методами математики и экспериментом. …Физиологи, проводя эксперименты над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Теперь предметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.

Гельмгольц- Труды в области физиологии посвящены изучению нервной и мышечной систем, физиологии зрения – предложил теорию аккомодации, занимался изучением цветового зрения. Занимаясь изучением чувств, принял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение которых волнами различной длины создает ощущение основных цветов: красного, зеленого и фиолетового. Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем пространстве. Это побудило его ввести два новых фактора: а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Поскольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их "бессознательными умозаключениями". Источником психического (зрительного) образа выступал внешний объект, в возможно более отчетливом видении которого состояла решаемая глазом задача. Выходило, что причина психического эффекта скрыта не в устройстве организма, а вне его.

Э. Вебер ‑ немецкий анатом и психофизиолог. Основные работы В. посвящены изучению чувствительности (главным образом кожной и мышечной). Открыл наличие закономерных соотношений между силой воздействия внешних физических раздражителей и вызываемыми ими субъективными реакциями — ощущениями (Вебера — Фехнера закон). Показав подчинённость психических явлений числу и мере, эти работы В. положили начало психофизике и экспериментальной психологии.

Т. Фехнер ‑ Развил идеи психофизики как особой науки, изучающей соотношения психических и физических явлений (связь между ними Ф. мыслил как психофизический параллелизм: зависимость психики от телесных воздействий – иллюзия.), применял математический язык для описания экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их раздражителями. Обратил внимание на то, что сходные эксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э.Вебер, который ввел понятие об "едва заметном различии между ощущениями", оно не является одинаковым для всех видов ощущений. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: для того, чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула = закон Вебера-Фехнера. Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны ее явления.

Методы математического измерения в психологии:

· Выведенная Фехнером всеобщая формула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математических мер.

В. Вундт –отец экспериментальной психологии (1879). Выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов. Показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Предметом психологии В. считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению – интроспекцией, явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историческим методом. Главная заслуга В. — внедрение в психологию экспериментального метода.В лаборатории В. изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В дальнейшем теория В. подверглась критике. В. стал родоначальником психологии как самостоятельной дисциплины.

Гальвани ‑основоположник электрофизиологии. Наблюдал сокращение мышц при соединении их металлом с нервами или спинным мозгом, обратил внимание на то, что мышца сокращается при одновременном прикосновении к ней двух разных металлов. Исследования Г. имели значение для медицинской практики и разработки методов физиологического эксперимента.

Галль Франц Йозеф - создатель френологии, считал, что различия в мозговых извилинах должны отражаться на внешней форме черепа — его «шишках», а по этим последним можно судить о психических способностях человека. Эти соображения и легли в основу френологии, получившей в 19 в. огромную популярность. Физиологические исследования показали несостоятельность френологии.

Титченер ‑ Под сознанием, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен справиться с неотвязно преследующей его "ошибкой стимула", выраженной в смешении психического процесса с наблюдаемым внешним объектом (стимулом этого процесса). Знание о внешнем мире оттесняет и затемняет "материю" сознания, "непосредственный опыт". Это знание оседает в языке. Поэтому вербальные отчеты испытуемых насыщены информацией о событиях и предметах внешнего мира. Нужен такой язык, который позволил бы говорить о психической "материи" в ее непосредственной данности.

Основные идеи отечественной психологии начала 20 века.

Сравнительная психология –Вагнер; восприятие и внимание - Н. Ланге; Наряду с поиском общих закономерностей протекания психологических процессов складывается дифференциальная П., изучающая с помощью измерительных методов индивидуальные различия между людьми (Ф. Гальтон, Великобритания; А. Бине, Франция; А. Ф. Лазурский, Россия; В. Штерн, Германия, и др.). Запросы практики — педагогической, медицинской, криминалистической, а затем во всё возрастающих масштабах практики капиталистического производства — придали этому направлению большую актуальность и популярность. С целью измерения умственных способностей и свойств личности широко применяются тесты.

На рубеже 19—20 вв. в П. назревает кризис, который означал ломку старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы его поведения.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности способствовало разработке кардинальных проблем П. поведения.

Строительство сов. П. шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова, Н. А. Бернштейна и др..

Введенский: Полагая, что научная психология возможна лишь как описательная наука, считал её основным методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время.

Лосский: Главная задача философии, по Л., — построить «теорию о мире как едином целом» на основе, прежде всего религиозного опыта. Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия «интенциональных» (целевых) актов — осознание, внимание и т.д.; в зависимости от характера объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической.

Франк - Познание осуществляется не через активность познающего субъекта, а в акте самоуглубления.

Наши рекомендации