Отчасти намечена в максимализ 23 страница
У меня есть возможность проанализировать, как на про-
тяжении шестидесяти лет истории России менялись (и меня-
лись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя,
основные свойства в описываемом периоде жизни человека.
Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к
вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устой-
чивости в историческом времени не только индивидуальной,
но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к
его систематизации в виде таблицы.
' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро-
сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;
Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена
юности. - М., 1926.
17 Г. С. Абрамова
513
Основные психологические новообразования
человека в возрасте 13-17 лет
Новооб-
разова-
ния
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологического
исследования 1987 г.
1. Поло- Естественные корни разви-
вое со- вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.
Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.
Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается
во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»
514
Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.
Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-
венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна
Новооб- разова- ния | По данным психологического исследования 1927 г. | По данным психологического исследования 1987 г. |
2. Иска- | Анализ характера юных пере- | Анализ саморепрезен- |
ние но- | живаний показывает, какую мощ- | тации показывает, что для |
вого Я и | ную роль в них играет стремление к | старших подростков в це- |
пробле- | выяснению своей личности, к соб- | лом характерна достаточно |
мы само- | ственному обнаружению. Эта черта | высокая степень рефлексии |
выявле- | не является частным проявлением | и существенных различий |
ния | только в этой сфере. Всем хорошо | между подростками-старше- |
знакомо явление, как юность любит | классниками и подростками, | |
чувствовать себя непонятой, оди- | стоящими на пороге юности | |
нокой в своих исканиях, увлекаясь | (имеется в виду количествен- | |
мыслью, что обыденные люди не в | ная характеристика). Вместе | |
состоянии понять ее незаурядную | с тем данные свидетельству- | |
натуру и так далее. Черта исканий | ют, что сторона самосозна- | |
присуща юности как ее типическая | ния во многом зависит от | |
черта. Ее может увлекать сам прин- | эмоциональной. | |
цип исканий, так сказать, фор- | Переход от подростко- | |
мальное искание, когда юная мо- | вого к раннему юношеско- | |
лодежь больше ощущает свое на- | му возрасту можно охарак- | |
строение, а назвать его не может, | теризовать как период, в | |
потому что они только своего рода | котором происходит смена | |
вопросительный импульс, часто | некоторого «объективистс- | |
больше самоощущение, чем реаль- | кого» взгляда на себя | |
ная конкретная потребность. Стрем- | «извне» на субъективную ди- | |
ление это - найти и выявить самого | намическую позицию «изнут- | |
себя, свое Я. В эту пору особенно | ри». Критерии самооценки | |
ярко начинает говорить желание | приобретают принципиаль- | |
быть самим собой. Юность считает, | но иные формы сравнитель- | |
что величайшее счастье, это - быть | но с оценкой человеком дру- | |
самим собой и найти свое настоя- | гих людей. Она проявляется | |
щее место в жизни, это не голос | в умении отделять успех или | |
рассудка, а выражение всего суще- | неуспех в конкретной дея- | |
ства юности. | тельности от общего пред- | |
Естественно, с первого же мо- | ставления о себе, своих спо- | |
мента юность начинает рваться к | собностях, возможностях. | |
борьбе за свою личность, за вы- | Развитие временных пред- | |
явление себя, за собственное опо- | ставлений тесно связано как с | |
знание. Найти для себя арену дея- | умственным развитием, так и | |
тельности и простор для самовыяв- | изменением жизненной пер- | |
ления, что ведет к повышенной | спективы ребенка. Воспри- | |
жажде активности, неугомонности, | ятие времени подростком | |
суетливой горячности и так далее. | еще остается дискретным и | |
Интерес к субъективному ми- | ограничено непосредствен- | |
ру, внутренний мир, как большой | ным прошлым и настоящим, | |
мир, как постоянное явление, от- | а будущее кажется ему почти | |
крывается именно в юности. Это | буквальным продолжением | |
действительно открытие Америки, | настоящего. В юности вре- | |
и для каждого юного человека это | менной горизонт расширяет- | |
открытие нетронутых, невиданных | ся как вглубь, охватывая |
Новооб- | По данным | По данным |
разова- | психологического | психологического |
ния | исследования 1927 г. | исследования 1987 г. |
плодоносных целин, которые | отдаленное прошлое и буду- | |
ждут и неотложно требуют своей | щее, так и вширь, включая | |
разработки. | уже не только личные, но и | |
Яркое ощущение нового Я, | социальные перспективы. | |
которому надо дать новое со- | Изменение временной | |
держание. Так сильно захватыва- | перспективы тесно связано с | |
ет юность это стремление к выяв- | переориентацией юношеско- | |
лению своей личности... У нее | го сознания с внешнего кон- | |
горячее стремление к осчастлив- | троля на внутренний само- | |
ливанию человечества, к соци- | контроль и ростом потреб- | |
альному делу, к альтруизму. И | ности в достижении. И то и | |
все это идет рука об руку с го- | другое сильно зависит от | |
товностью жертвовать собой. | социальных и культурных | |
Юность, даже широко подра- | условий. Формирование но- | |
жая, не хочет, чтобы думали, что | вой временной перспективы | |
она подражает. Все подражания | не всем дается легко. Обост- | |
юности конкретным образцам по- | ренное чувство необратимо- | |
ведения включены в основное ис- | сти времени нередко сочета- | |
кание юности - в стремление найти | ется в юношеском сознании с | |
и выявить свое Я. Юность способ- | нежеланием замечать его | |
на в известных случаях быть сча- | течение, с представлением о | |
стливой своим несчастьем, даже | том, что время остановилось. | |
болезнями, лишь бы они не несли с | Особенности организации | |
собой ощущение преодоления, не- | систем саморегуляции лично- | |
обыденности, возможность выде- | сти детерминируют актив- | |
лить свою личность. | ность учащихся в согласии, а | |
Ни в коем случае нельзя просто | порой и вопреки субъектив- | |
развенчивать эти порывы юности к | но представленным содержа- | |
новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью | ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном | |
случае не всегда является | ||
определяющим, ибо высту- | ||
пает лишь как ориентир в | ||
сложном процессе активно- | ||
сти и развития личности | ||
3. Неко- | Индивидуализм юности - чер- | Жизненная позиция неот- |
торые | та, которую мы отмечали неод- | делима от мировоззрения |
характер- | нократно, особенно в стремлении | личности. Социальная цен- |
ные чер- | юности быть самим собой. Юность | ность человека определяется |
ты умо- | полна социальных стремлений, но | тем, насколько его деятель- |
настрое- | она без всякого противоречия с | ность способствует прогрессу |
ния юно- | этой своей чертой хочет быть | общества. Чем больше чело- |
сти | индивидуально социальна, чув- | век дает людям, тем богаче |
ствуя, что повторение снижает | становится сам как личность. | |
ценность личности, что для соци- | Задавая вопрос о смысле жиз- | |
ального служения нужно не ста- | ни, юноша думает одновре- | |
до. а многогранный коллектив. | менно и о направлении обще- |
516
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологического
исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..
Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.
В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, с чем именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не
отчасти намечена в максимализ