Познавательная сфера личности
Если направленность личности характеризует человека в целом, что он имеет в своем опыте и область применения его знаний, умений, навыков, то когнитивная структура показывает возможности человека. Составляющими факторами ее являются: внимание, мышление, память, восприятие, ощущение и воображение.
Внимание по своей сути - это «манипуляции» со своим сознанием, как совокупностью знаний о самом себе и об окружающем мире. Произвольное внимание базируется на волевых усилиях (произвол с сознанием). Человек направляет и концентрирует свою совокупность знаний на конкретный предмет или явление окружающего мира с определенной целью (познать). Часть внимания выполняет ориентировочную функцию (без произвола) и называется непроизвольным. Эти два вида внимания работают в тандеме, в паре – как только сила раздражителя где-то достигает определенного уровня, произвольное внимание переключается с одного объекта на другой, и если нет угрозы, то возвращается к основному объекту.
Для производственной сферы, например - диспетчер авиалиний, важны такие свойства внимания как устойчивость, распределение. Устойчивость - способность длительное время удерживать свое сознание на конкретном предмете или объекте и она является временным и количественным критерием оценки.
Распределение является качественной характеристикой способности одновременно концентрировать сознание на нескольких явлениях с целью видения общей картины ситуации.
Восприятие - это целостность отражения предметов или явлений действительности в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно базируется на ощущениях т.е. с частичного отражения отдельных свойств, в совокупности и взаимосвязи они дают целостную картину действительности.
На практике большую роль может играть апперцепция - опыт, знания, умения, навыки, установки человека. В процессе жизнедеятельности у каждого из нас складывается определенная система ценностей как социальных, так и материальных, складывается свое мировоззрение, установки. Вся эта совокупность позволяет нам судить о событиях, которые происходят вокруг этих позиций, но жизненный опыт не означает того, что каждый из нас, даже психолог, дает объективную оценку. Поэтому важно знать, какие стереотипы есть у самого психолога и как поступающая информация преломляется в призме его жизненного опыта.
С этим же может быть связана избирательность восприятия - это когда принимается во внимание не вся информация, а только та, которая считается значимой. В данном случае на избирательность еще влияет и направленность личности человека - на себя или на других, на материальные условия или социальные, а может быть на дело.
Необходимо помнить о том, что органы чувств не совершенны и что могут быть иллюзии, когда восприятие искажает реальную картину мира, например, движение света в рекламе, движение звука в наушниках и другие иллюзии.
Отсюда следует то, что информация должна подтверждаться другими источниками или перепроверяться иными способами.
Некоторые общие закономерности восприятия времени, людей друг друга приводятся далее:
- молодые люди склонны преувеличивать возраст пожилых людей (называют старыми) и считают, что они сами, выглядят старше своих лет (юноши в большей степени, а девушки - в меньшей);
- пожилые люди склонны считать себя людьми средних лет, а молодых видят себя ещё более молодыми;
- высокие воспринимают людей среднего роста, как маленьких, а обладающие малым ростом считают высокими людьми людей среднего роста;
- худые люди, плотных людей считают толстыми, а те себя не считают такими;
- при восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени;
- время, наполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересны, малосущественные, время тянется медленно.
Управленческая деятельность обязывает кадровиков, менеджеров вести наблюдения, т.е. вести целенаправленное восприятие людей, событий, явлений, предметов - подмечать те или иные изменения, связывать их с другими явлениями и делать логические выводы. В результате наблюдений у них развивается наблюдательность, которая помогает быстро ориентироваться в обстановке, принимать правильные решения, эффективно выполнять в целом производственные задачи.
Наблюдательность тесно взаимосвязана со зрительными и слуховыми ощущениями. Через органы зрения человек получает до 80% информации, поэтому чувствительность зрительных анализаторов наиболее важная, хотя при помощи слуха человек быстрее получает информацию и даже может локализовать источник звука. Необходимо помнить, что
- сильные раздражители понижают чувствительность, слабые повышают. Отсюда следует, что перед работой в ночь человеку не следует утомлять себя;
- что зрение адаптируется полностью к темноте через 45 - 50 минут;
- при определении на слух локализации источника звука, надо помнить, что ваши уши должны быть открыты, чтобы не нарушалась бинокулярность;
- в сидячем положении слух утомляется в два раза меньше;
- в вечернее и ночное время фиксировать объект необходимо боковым зрением, так как центр сетчатки приспособлен для работы в дневное время [6].
Еще одним свойством восприятия является константность или способность достраивать недостающие детали до постоянного образа. Например, фуражка, висящая за сплошным забором и несколько возвышающаяся над ним, будет восприниматься со стороны, как человек в фуражке, который скрывается за забором. Зрительно наблюдатель не видит человека, но константность восприятия достраивает картину до логического завершения, при этом, чем больше вероятности ожидания, тем большая вероятность константности. В некоторой литературе это свойство называют как обобщенность восприятия. Не смотря на названия, суть свойства заключается в том, что зафиксированные образы (форма, величина и т.п.) сохраняют относительное постоянство в нашем восприятии.
Благодаря восприятию из отдельных картинок (образов) окружающего нас мира сознание создает, озвучивает, заставляет двигаться субъективную картину мира, а личность, как часть этого мира старается приспособить его к своим потребностям или приспособится к жизни в нем.
Восприятие опосредуется через мышление - это психический процесс анализа, синтеза и обобщения информации [11]. Само мышление обусловлено обществом, в котором находится человек, из общественного сознания личность приобретает знания, присваивает их и делает своими. В процессе мышления любой из нас использует данные, полученные при помощи других психических процессов - внимания, памяти, восприятия, ощущений, воображения. При этом мысль формируется в образах (представлениях), понятиях, суждениях и умозаключениях.
Всякая деятельность наполнена множеством умственных действий. Это, прежде всего анализ, синтез, затем сравнение, конкретизация, абстрагирование.
Анализ поведения объекта заключается в том, что наблюдатель при помощи мышления делит поведение на составляющие элементы, исходя из нормативных критериев. После этого происходит новое соединение всех частей поведения - синтез, и в заключение делается вывод или обобщение.
Довольно часто после анализа - разложения явления на составные части происходит сравнение (сопоставление) этих составляющих с нормативными эталонами, с целью обнаружения несоответствия (различия) или нахождения общих признаков (сходство). Выявление соответствия или несовпадения признаков лежит в основе принятия решения.
Кроме анализа, синтеза, обобщения и сравнения есть абстрагирование и конкретизация. Это два противоположных мыслительных процесса. Если абстрагирование предполагает выделение наиболее значимых, общих признаков предмета или явления, то конкретизация, концентрирует внимание на каждом частичном признаке (конкретном поступке).
Так, исследуя вопрос о конкретном лице, как возможной кандидатуре для определенного вида работы психолог в поведении этого лица, должен всесторонне исследовать только один фактор - мотивацию, как бы пренебрегая на время массой других: сложившимися отношениями, ценностью поставляемых сведений, симпатией или антипатией со стороны других лиц и т.д. (абстрагироваться). Классифицируя мотивацию поведения конкретного лица как подходящего под необходимые признаки поведения, нужно соединить выявленные элементы с его личностью и проанализировать конкретные поступки и поведение этого лица. Потребностью мотивирующей поведение человека, является стремление скрыть свое подлинное лицо и предстать в нужном свете перед психологом (мотивация самопрезентации). Абстрагирование помогает выявить этот факт, но обращение к конкретным поступкам помогает уточнить: почему он это делает, как это делает, по каким причинам или чьим либо указаниям. Благодаря конкретизации мышление человека становится жизненным.
В отечественной психологии принято выделять три вида мышления:
а) наглядно - действенное;
б) образное;
в) отвлеченное (абстрактно – логическое);
Наиболее ранним в онтогенезе является наглядно-действенное мышление, и оно сопровождает личность на протяжении всей жизни, т.к. мышление опирается, прежде всего, на чувственное познание. Работник манипулирует предметом - показ действия или рассказ, следование примеру, позволяет приобретать практические навыки (метод проб и ошибок). Данный метод в практической деятельности не всегда эффективен, но в учебно-познавательной практике именно этот вид мышления позволяет формировать необходимые опыт, знания, умения, навыки.
Образное мышление - формируется на базе воображения, когда появляется способность держать в памяти образ предметов или явлений действительности. В практической деятельности такое мышление позволяет наглядно, образно представить ситуацию, описать объект внимания.
При постановке задач, например работнику, у которого преобладает наглядно-действенное мышление необходимо обязательно проигрывать ситуации, чтобы тот полностью и правильно уяснил смысл. Для человека с преобладанием образного мышления, задачи подкрепляются примерами соответствующего содержания (фильм, передача по телевидению и т.п.).
Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление опирается на способность строить конструкты из отвлеченных форм (слова, понятия), которые подчас не связаны с прямым образом конкретного предмета или явления (например, безопасность, стоимость и т. д.). Этот вид мышления характеризуется большей обобщенностью, эффективностью и скоростью переработки информации.
Психологическая деятельность, как и любая другая умственная деятельность, несомненно, накладывает отпечаток на мыслительные процессы работника и его мышление должно представлять синтез всех видов мыслительной деятельности. Оно должно обладать: а) высокой степенью проникновения в сущность явлений (глубина);
б) способностью использования знаний различных наук (широта);
в) гибкостью и критичностью;
г) самостоятельностью.
На практике мышление осуществляется и достигает определенного результата путем использования (кроме общих мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения) таких процессов, как - классификация, систематизация, структурирование. Суть этих процессов сводится к группированию предметов или явлений по определенным общим признакам. Если признаки частные, то образуются классы. В классах выделяются общие признаки - происходит систематизация. Структурирование - это сам алгоритм действий по упорядочиванию и объединению элементов практических задач.
Если мышление оперирует набором понятий, суждений, то сами понятия, суждения (информация) сохраняются и делаются доступными благодаря еще одному психическому процессу памяти. Память - психический процесс, запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. По сути дела информация, поступающая из вне кодируется, перекодируется (запоминание и сохранение) и декодируется (узнавание и воспроизведение). В этом же заключаются основные функции памяти.
Память может быть кратковременной, оперативной и долговременной, в основу такой классификации положен временной принцип. Распространена и другая классификация, по которой выделяют:
1) наглядно-образную;
2) словесно-логическую;
3) двигательную;
4) эмоциональную.
Наглядно-образная память подразделяется: на зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, температурную и т.п., т.е. базируется на ощущениях.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении слов, мыслей.
Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от следов возбуждения и торможения соответствующих нервных проводящих путей.
Эмоциональная память - это память на состояния переживания, которые были в прошлом опыте человека.
Одним из основных элементов памяти является запоминание. Практический психолог должен знать, что
1) Объём памяти ограничен.
2) Запоминается лучше всего первая и последняя информация.
3) Прочнее запоминается структурированный материал.
4) Запоминание зависит от цели и направленности личности.
5) Запоминание зависит от средств предъявления информации.
6) Мнемонические приемы улучшают эффективность запоминания.
7) Эмоционально значимая информация запоминается лучше.
8) Изменение первичной целевой установки в процессе воспроизведения снижает результат.
Сохранение информации во многом предопределяется предшествующим процессом, но чтобы объем сохраняемой информации не уменьшался, необходимо регулярно полученную информацию повторять (актуализировать).
По воспроизведению информации, довольно часто, судят о памяти вообще, поэтому на практике используют различные приемы, которые помогают воспроизводить информацию. Достаточно распространенный прием - опознание (узнавание) при опоре на восприятие, когда предъявляются конкретные лица, фотографии, предметы; припоминание осуществляется на основании узнавания путем ассоциаций - сначала необходимо свободно воссоздать материал, информацию, которая может быть связана с необходимой информацией по времени, ситуации, месту и т.п. В том случае, когда необходимая информация не воспроизводится, приходится представлять возможные варианты описания событий, явлений.
Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность. Хороший работник должен обладать хорошей памятью, но для этого необходимо тренировать ее:
1) на точность без исключений, воспроизведения;
2) на увеличение объема запоминаемой информации;
3) на готовность мобилизовать усилия по воспроизведению необходимой информации.
Таким образом, когнитивная структура личности формирует знания, умения, навыки; показывает возможности для будущего успешного решения производственных задач.
Волевые свойства личности
Воля - это способность человека к преодолению внутренних и внешних препятствий для достижения поставленной цели. Исходя из определения, волевые свойства выполняют регуляторную функцию активности. В волевые действия включают "борьбу мотивов" - внутренняя преграда, когда происходит подавление одних желаний другими, когда какой-то интерес оценивается как приоритетный. Одновременно с этим происходит "принятие решения" - выбор цели. Человек соотносит мотивы деятельности с определенной целью, что является также преодолением внутренних препятствий. Третьим составляющим компонентом
волевого действия является переход к практической деятельности или определение программы деятельности (постановка и решение задач).
Поведение ответственного работника по своей сущности является сознательным и целенаправленным, т.е. волевым поведением. По сути дела, воля связывает интеллект и моральные качества личности.
В структуру воли входят такие качества, как целеустремленность - умение ставить и достигать поставленные цели или подчинять свое поведение поставленным целям; решительность - это волевое качество работника, благодаря которому он оказывается способным принимать решения без лишних колебаний. Здесь же, быстрый и продуманный выбор цели, определение способов ее достижения.
Показателем высокой волевой активности является настойчивость - способность длительное время направлять и контролировать поведение и действия согласно намеченной цели. Сила волевого натиска по мере преодоления препятствий и движения к цели у волевых настойчивых людей не ослабевает, а возрастает. При этом нельзя путать упрямство с настойчивостью. Упрямство - это не способность отказаться от сиюминутных желаний, какими бы ни были перспективные цели; смелость - выражается в готовности бороться и преодолевать опасность т.е., здравое осознание опасности в сложной обстановке. Не оправданный риск, не обдуманная дерзость не означает того, что перед вами волевой и смелый человек.
Самостоятельность и инициативность - это способность, умение по собственной инициативе ставить цели, находить наилучшие средства и пути для выполнения любой поставленной задачи; самообладание и выдержка - включают в себя способность работника сдерживать психическую и физическую напряженность, которая мешает достижению цели, не поддаваться влиянию внешних воздействий.
Воля, по К.К.Платонову обусловлена в значительной степени социальными факторами, интенсивностью определенных видов деятельности и базируется на биологических структурах индивида, в частности на состоянии и индивидуальных особенностях нервной деятельности. " [12].