Модели консультирования семьи

У истоков профессиональной помощи семье стояли врачи и, прежде всего, психиатры и психотерапевты. В настоящее время семья может получить профессиональную помощь в многочисленных центрах поддержки семьи, психологических консультациях. Следует, однако, заметить, что основы семейной психологии целесообразно знать и врачам различных специальностей. Это связано с тем, что семейные неблагополучие часто оказывают существенное влияние на возникновение и течение многих соматических заболеваний. Если клиницист ищет лишь биологические причины поведенческих и эмоциональных расстройств, это не может способствовать успешному лечению терапевтических задач.

Эти знания были бы не полными без опоры на принятые в современной психологической науке модели консультирования семьи и вытекающие из этого принципы воздействия на нее.

Психоаналитическая модель предполагает, что помощь семье можно оказать, изучая подсознательные связи членов семьи с собственными родителями. Приобретенный в прошлом опыт усугубляет трудности, испытываемые в настоящее время. И, следовательно, понимая и корригируя опыт отношений с собственными родителями, можно быстрее стать зрелым, что будет способствовать преодолению трудностей в собственной семье.

В этой модели семью рассматривают как эмоциональную систему, включающую как живых, так и усопших или проживающих отдельно членов семьи, Эта система оказывает влияние на детей, формируя их личность. В результате чего может сформироваться как независимая от семьи личность, разделяющая свои и чужие эмоции, более самостоятельная в действиях и руководствующаяся своими четкими принципами. Однако, может сформироваться и зависимая от семьи личность, которой свойственна ригидность и склонность к эмоциональному реагированию. Такие люди склонны создавать семьи с себе подобными и требуют друг от друга стабильности чувств и отношений. В семье они часто включаются в так называемые триангуляционные отношения, когда для разрешения трудностей в семье включают третьих лиц с целью усиления своей позиции (чаще всего детей). Такие отношения снижают стабильность отношений в семье, стимулируют эмоциональную напряженность и чувство незащищенности. Разрыв с семьей не приносит облегчения, так как старые стереотипы привносятся и в новые отношения. Помощь такой семье содержит опасность включения в эти триангуляционные отношения.

Кроме того, в аналитически ориентированных моделях семьи внимание обращают на баланс прав и обязанностей, что также может способствовать неконструктивному семейному опыту.

Бихевористическая модельсемьи исходит из того, что объектом воздействия является не прошлый опыт, а поведение, определяемое стимулами нынешней жизни. И, следовательно, интересны не причины поведения («почему?»), а его следствия («как?», «когда?», «где?», «что?»). Каждый член семьи имеет систему своих «поощрений» и «наказаний», используя которые можно изменять некоторые поступки. Формирование у членов семьи навыков эффективной, направленной на обсуждение перспектив отношений коммуникации, позволяет обходить многие «острые углы».

Транзактная модель семьи базируется на теории состояний «Я» Э Берна («Взрослый», «Родитель», «Ребенок»). Эти состояния «Я» различимы по характерным для них высказываниям, поведению, проявлениям эмоций.

Для состояния «Ребенок» характерны высказывания, выражающие эмоции, потребности, опасения, богатая мимика, позы и жесты, отражающие неуверенность, часто звучащие фразы «Я хочу», «Я боюсь» и т.п. Все это часто сопровождается вегетативными проявлениями (покраснение кожных покровов, гипергидроз ладоней и т.п.).

Для состояния «Взрослый» характерна объективная оценка реальности и себя.

В состоянии «Родитель» человек руководствуется некритично перенятыми оценками, правилами. В связи с этим часто звучат слова «обязан», «должен» в назидательном тоне и сопровождающиеся доминантными позами.

Все эти состояния нельзя считать хорошими или плохими. Речь должна идти о том, насколько то или иное состояние «Я» соответствует реальной ситуации.

Сложным видом взаимодействия с позиций трансактного анализа являются «игры», которым присущи скрытые обращения и ответы. Благодаря им при взаимоотношениях членов семьи возникают «ловушки» с заранее предусмотренным исходом которые обеспечивают своеобразную психологическую выгоду для одного. Так, например, один из супругов пишет, варит, чинит, работает и т. д., но у него не все получается. Если в это время к нему обращается другой супруг или дети, то виноватым будет считаться помешавший (Игра «Из-за тебя»). Чаще всего игры перенимаются от собственных родителей как наставление (стань известным, не урони честь семьи и др.) и сопровождается инструкцией как это надо осуществлять. Такой способ называют сценарием.

Зрелый человек способен осознавать и контролировать состояния собственного «Я» и, соответственно, почувствовать разницу между жизнью родителей и собственной жизнью. Если он это проделает, то становится более автономным и может выбирать более созвучный его личности образ жизни, более искренне общаться. Путь к этому лежит через понимание своих «игр», сценария.

Одной из наиболее признанных в настоящее время является структурная модель семьи. Теоретической основой этой модели семьи является общая теория систем, согласно которой большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы. Таким же образом, как системы, функционирует человек и различные социальные образования, в том числе и семья.

Основные постулаты этой теории гласят:

  1. Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система - нечто большее.

Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют

и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые

происходят в отдельном элементе системы, могут вторично обусловливать

изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на

ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи

С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему, нуждающуюся для своей жизнедеятельности в обмене с окружающей средой. Закрытые системы - те, которые функционируют автономно. Семья существует в социуме, и она должна взаимодействовать с его элементами. Если этого не происходит, то функции семьи могут нарушаться.

Семья также является и первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерности, по которым существует семья, могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют отдельные её элементы - члены семьи. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья как система первична). Это положение носит практический характер. Можно много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять, почему именно в этой системе (семье) возникают проблемы.

Существует два основных закона, которым семья как система подчиняется: закон гомеостаза и закон развития. Оба эти закона существуют и действуют одновременно.

Закон гомеостаза говорит о том, что любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным, так и к дисфункциональным семьям. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже, чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Закон развития определяет стремление системы к развитию и прохождению своего пути от возникновения семьи до ее завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

Беря за основу эту модель семьи, необходимо проанализировать структуру семьи, субсистемы семьи и их границы (см. подробнее стр. 6-8), влияние стрессоров не только внутри семьи, но и в смежных областях жизни (работа, общение и т.п.). Целью помощи семье с позиций структурной модели является не устранение стрессора (он уже есть!), а помощь в адекватной реорганизации структуры семьи, определении границ подсистем и формировании конструктивного стиля взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные модели консультирования семьи, их достоинства и недостатки.

Вместо заключения

Журнал «Parade», информацию из которого приводит агентство Washington ProFile, опросил несколько ведущих американских психологов, специализирующихся на разрешении семейных проблем. Они предложили 10 рекомендаций по созданию крепкой и дружной семьи.

1. Семья превыше всего. Хорошие семьянины ставят интересы близких людей выше своих собственных. Например, они способны отказаться от вечеринки, чтобы провести больше времени с ребенком.

2. Вместе, а не врозь. В хороших семьях супруги употребляют слово "мы", а не "я". Проведя аналогию с футболом можно сказать, что хорошая семья исповедует "командный", а не "индивидуальный" тип игры.

3. Мы - демократия. Все решения в хорошей семье принимаются совместно, в том числе и с участием детей. Все мнения должны учитываться. За родителями остается последнее слово лишь потому, что они несут большую ответственность.

4. Вежливое обращение. В хороших семьях люди не скупятся на комплименты друг другу, а критические замечания делаются в возможно более мягкой форме. Психологи подчеркивают, что многие люди изысканны и вежливы с посторонними, но позволяют себе не обращать внимания на настроение своих близких.

5. Жертвенность. Члены хорошей семьи идут на жертвы, чтобы помочь своим близким.

6. Внимание друг к другу. Члены крепких семей - хорошие слушатели. Они с равным интересом и вниманием выслушивают и старых, и малых. Они подчеркивают, что разговор им важен и интересен. Они прибегают к "золотому правилу" - слушать не ушами, а сердцем.

7. Время. В хороших семьях люди уделяют друг другу максимум времени. Они помнят, что хорошая работа никогда не сможет заменить хорошей семьи.

8. Связь поколений. Чем лучше отношения между разными поколениями семьи, тем крепче эти семьи. В семейных отношениях нет ничего лучше старых традиций.

9. Сделать мир лучше. Чем больше и чаще члены семьи помогают другим людям - тем крепче такие семьи.

10. Религия. В религиозных семьях чаще царят мир и покой. Вера помогает пережить самые тяжелые испытания и потери.

Опрошенные специалисты также дали ряд простейших рекомендаций по улучшению климата в семье.

- Ввести еженедельные обсуждения важных вопросов. Во время этих совещаний каждый должен получить возможность высказаться. Семейное совещание должно обязательно завершиться достижением компромисса. Кроме того, важно закончить его на позитивной ноте.

- Говорить друг другу комплименты. Простейший способ улучшить взаимоотношения - каждый раз говорить "спасибо".

- Критиковать аккуратно. Даже если критика обоснована, форма ее подачи более важна, чем содержание. К примеру, ни в коем случае нельзя говорить: "Ты всегда делаешь то-то и то-то". Эту фразу стоит заменить: "Ты всегда все делаешь замечательно, но в этот раз у тебя получилось не очень хорошо. Могу ли я помочь?".

- Получать удовольствие от семейной жизни. Семейные традиции, например, совместные чаепития или походы в кино, играют колоссальную роль в жизни человека. Если в семье нет маленьких радостей, это плохая семья.

- Дарить себя. Человек часто не предполагает, какую радость своим близким он может доставить самим фактом своего присутствия. Возвращение домой на десять минут раньше обычного может стать настоящим праздником, особенно для маленького ребенка.

- Узнать свои корни. В США популярно составление личного генеалогического древа. Изучение истории своей семьи может подарить массу интересных открытий. Кроме всего прочего, это прекрасный способ делать что-либо вместе.

Возможно, что не все из предложенных рекомендаций подходят для среднестатистической российской семьи, но если прочитать их еще раз и внимательно – не так уж они сложны и не выполнимы, особенно если принимать во внимание тот факт, что на выходе может получиться крепкая и дружная семья.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ:

  1. История развития семьи и брачно-семейных отношений.
  2. Тенденции развития семьи в современном мире.
  3. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи.
  4. Период выбора брачного партнера: позитивные факторы и факторы риска.
  5. Проблемы любви и брака: мотивация вступления в брак.
  6. Семья людей пожилого возраста, ее особенности.
  7. Семейные сценарии, жизненные драмы и супружеские игры.
  8. Семейные ссоры и супружеские конфликты.
  9. Адаптация и совместимость супругов в семье.
  10. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества.
  11. Ненормативные кризисы семьи: развод.

12. Семья с больным ребенком.

  1. Проблемы приемной семьи, задачи психологической помощи.
  2. Альтернативные формы брачно-семейных отношений:

- одиночество и незарегистрированное сожительство;

- сознательно бездетный брак;

- открытый брак.

  1. Особые модели брачно-семейных отношений:

- внебрачные секс и интимная дружба;

- свингерство и гомосексуальные пары;

- групповой брак и др.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
  2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995.
  3. Берн Э.Игры, в которые играют люди: Психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
  4. Винникотт Д.В.Разговор с родителями. – М., 1994.
  5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: 2001.
  6. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М., 1998
  7. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте, - М., 1997.
  8. О.А. Карабанова. Психология семейных отношений. – Самара, 2001.
  9. Кон И.С. Сексуальна культура в России: клубничка на березке. – М., 1997.
  10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
  11. Кэмпбэлл Р. Как на самом деле любить детей. – М.,1990.
  12. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании. – Калининград, 1999.
  13. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред Н.Н. Посысоева. – М:, 2004
  14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.И. Артомонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.: Под редакцией Е.Г. Силяевой.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  15. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
16. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.17. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.

Наши рекомендации