Основные положения когнитивной теории Ж. Пиаже
- Ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с внешней средой и развивает все более сложные стратегии мышления.
41. Какой стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже соответствует положение - "Дети формируют понятия, пользуются символами (язык), мышление конкретно, эгоцентрично":
- Дооперационная стадия (2-7 лет).
42. Концепция социального научения выдвинута:
- Альберт Бандура.
43. Теория интеллектуального развития по Ж.Пиаже отражает подход к развитию человека:
- Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течении которых происходит становление основных интеллектуальных структур.
44. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда:
- На период от рождения до 5-летнего возраста приходится основной этап развития личности.
45. Основные положения теории неофрейдистов (Э. Эриксон):
46. На какой стадии развития личности (по Э. Эриксону) формируются такие полярные качества как "компетентность - неполноценность":
- Школьный возраст (латентная стадия) 6-11 лет.
47. В каком возрасте, по мнению З. Фрейда, дети испытывают сексуальную привязанность ко взрослым:
- 3-5 лет.
48. Основные положения гуманистической психологии:
- Стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами.
49. Основные положения этологической теории:
- Сходство между ранним формированием привязанности у животных и формированием эмоциональной привязанности у младенцев;
- Синтез этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.
50. Автор теории конвергенции(взаимовлияния) двух факторов(наследственности и среды) в развитии:
- Штер Вильям.
51. Автор положения о ведущей роли среды в развитии психики (новорожденный ребёнок подобен "чистой доске"):
- Джон Локк.
52. Согласно теории Э.Эриксона человек в своём развитии проходит несколько стадий:
- Орально-сенсорная;
- Мышечно-анальная;
- Локомоторно-генитальная;
- Латентная;
- Подростковый возраст или юность;
- Молодость или ранняя зрелость;
- Зрелость или средний возраст;
- Старость или поздняя зрелость.
53. Автор положения о роли социокультурных факторов в психическом развитии("Этнография и мир детства"):
- Маргарет Мид.
54. В своей теории психосексуального развития З.Фрейд выделил несколько стадий:
- Оральная;
- Анальная;
- Фаллическая;
- Латентная;
- Генитальная.
55. Формирование Я (эго) по З.Фрейду происходит:
- В 12-36 месяцев и руководствуется принципом реальности.
56. Формирование Сверх-Я (Супер-эго) по З.Фрейду происходит:
- Между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм.
57. Автор положения о том, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, при взаимодействии в узловых точках развития:
- Эриксон.
58. Автор теории развития эго-идентичности от рождения до старости:
- Эриксон.
59. Положение о роли моральных суждений и этических представлений детей разного возраста легли в основу теории:
- Колберг.
60. Ж.Пиаже выделил особенности детского мышления:
- Эгоцентризм;
- Реализм;
- Анимизм;
- Артификализм.
61. Автор положения о том, что основной этап развития личности приходится на период от рождения до 5 лет:
- В. Штерн.
62. Автор положения о том, что остаточное оральное поведение может сохраняться у взрослого и проявляться курением, жеванием резинки и т.д.:
- Зигмунд Фрейд.
63. Вклад в детский психоанализ внесли:
- А.Фрейд;
- М.Кляйн.
64. Автор положения о том, что научение происходит через сознательное мышление и подражание:
- Бандура.
65. В детском возрасте, по З.Фрейду, формируются такие защитные механизмы психики:
- Вытеснение;
- Регрессия;
- Рационализация;
- Проекция;
- Сублимация.
66. Автор положения о влиянии на развитие человека не только нормативных возрастных факторов, но и нормативных исторических и ненормативных:
- П. Балтес.
67. Автор положения о том, что расстройства привязанности матери и ребёнка создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний:
- Джон Боулби.
68. Автор положения о том, что многие модели поведения человека генетически детерминированы:
- Лоренс.
69. Автор положения о том, что когнитивное развитие детей является "ученичеством", когда более знающие товарищи направляют их:
- Л.С. Выготский.
70. Положение о том, что теплое позитивное отношение к человеку способствует его личностному росту, принадлежит:
- Карл Роджерс.
71. Жизненная среда по У.Бронфенбреннеру включает:
- Микросистема;
- Мезоуровень;
- Экзоуровень;
- Макросистема.
72. Положение о девиантности как следствие потери ребенком смысла и самореализации в сложившихся условиях воспитания выдвинули представители:
- Гуманистического подхода.
73. Стадии развития личности по З.Фрейду:
- Младенчество;
- Раннее детство;
- Детство;
- Школьный возраст;
- Отрочество и юность;
- Ранняя зрелость;
- Средний возраст;
- Поздняя зрелость.
74. Автор положения о том, что на каждой стадии развития заключено глубинное отношение человека к миру и самому себе:
- Эриксон.
75. Комплекс Эдипа и Электры появляется на стадии:
- Фаллическая стадия.
76. Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже:
- Сенсомоторная стадия (0-1.5 лет);
- Дооперациональная стадия (2-7 лет);
- Стадия конкретных операций (7-11/12 лет);
- Стадия формальных операций (11/12- 14/15 лет).
77. "Феномен Ж.Пиаже" характерен для возраста:
- 12-15 лет.
78. Стадия интеллектуального развития, по Ж.Пиаже, на которой дети способны оперировать абстрактными понятиями:
- Стадия формальных отношений.
79. Стадия интеллектуального развития ребёнка, по Ж.Пиаже, на которой достигается понимание "сохранения" вещества:
- Стадия конкретных операций.
80. Автор положения о том, что приобретённое психологическое новообразование фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни:
- Выготский.
81. Оральная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
- 0-1 года.
82. Анальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
- 1-3 лет.
83. Фаллическая стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
- 3-5 лет.
84. Генитальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:
- 12-18 лет.
85. В развитии ребёнка М.Монтессори была выдвинута идея о периодах чувствительности к:
- Порядку;
- Владению руками;
- К ходьбе;
- К языкам.
86. Восприимчивость к языкам по М.Монтессори сохраняется в течение первых:
- До 2,5- 3 лет.
87. Ребёнок способен овладеть письмом раньше, чем чтением по теории:
- Интеллектуального развития М Монтессори.?
88. Генетически запрограммированные отрезки времени, когда ребёнок хочет и способен овладеть определёнными навыками, названы М.Монтессори периодом:
- Чувственности и критичности периодов в интеллектуальном развитии.?
89. Взрослый следует за ребёнком и немного направляет его (автор):
- М. Монтессори.
90. Некоторые положения концепции развития ребёнка по М.Монтессори:
- Развитие ребенка должно проходить в тесном контакте с природой.
91. Положения теории Дж.Боулби:
- Теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.
92. Фазы привязанности по Дж.Боулби:
- Начальная стадия (8-12 недель);
- Фаза становления (первое полугодие);
- Фаза сформированной привязанности(После 6 мес.);
- Стадия целевого партнерства(на 3 года).
93. М.Д.Эйнсуорт наблюдала три паттерна привязанности у младенцев:
- Надежно привязанные младенцы;
- Неуверенные избегающие младенцы;
- Неуверенные, амбивалентные младенцы.
94. "Надежная привязанность у младенцев" способствует формированию таких качеств, как:
95. Матери "надёжно привязанных младенцев"отличаются:
96. По Дж. Брунеру интелект ребёнка формируется двумя путями, на основе развития:
- На основе развития абстрактного мышления;
- На основе совершенствования сенсорных систем, умение чувствовать природу.
97. Некоторые положения когнитивной теории Дж.Брунера:
- Для познания мира существует 2 способа: чувственный и двигательный;
- Развитие мышления связанно с развитием речи;
- Сенсорное отображение является ведущим на первых годах жизни.
98. Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому:
- Цикличность;
- Неравномерность развития;
- «Метаморфозы» в детском развитии;
- Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
99. Характеристика ведущего вида деятельности:
- Отражает ведущее отношение ребенка к действительности, а его смена служит критерием перехода от одной стадии психического развития к другой.
100. Ключевые понятия теории Л.С. Выготского:
- Зона ближайшего развития;
- Зона актуального развития;
- Социальная ситуация развития.
101. Л.С. Выготский о проблеме обучения и развития:
- Сила научных понятий, которыми ребенок овладевает благодаря обучению - в их осознанности и произвольности.
102. Психологический возраст характеризуется:
- Показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования).
103. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого (по Л.С. Выготскому) называется:
- Зона ближайшего развития.
104. Характеристика возрастных Психологических новообразований:
- Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка.
105. Период наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям называется:
- Сензитивный период.
106. Вклад Л.С. Выготского в теорию развития:
- Основы культурно-исторической теории развития психики.
107. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов развития:
- Закон формирования высших психических функций;
- Закон неравномерности детского развития.
108. Л.С. Выготский определил три группы периодизаций:
- Построение периодизации на основе внешнего критерия;
- Используется внутренний критерий;
- Периоды развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей.
109. Возрастная периодизация отдельно взятого человека зависит от:
110. Автор положения о ведущей роли обучения в психическом развитии:
- Л. С Выготский.
111. В психологии развития выделяются следующие ведущие виды деятельности:
- Общение;
- Игра;
- Учение;
- Труд.
112. Для какого возрастного периода характерна такая деятельность как предметно-манипулятивная деятельность:
- Ранее детство (1-3 года).
113. Базовой потребностью, обеспечивающей развитие является потребность в новизне (автор):
- Маслоу.
114. Для какого возрастного периода характерна такая ведущая деятельность как интимно-личностное общение:
- Подростковый возраст (11-15).
115. К какому периоду психического развития по периодизации Д.Б. Эльконина относится ролевая игра:
- Дошкольный возраст (3-7).
116. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину:
- Кризис новорожденного;
- Младенчество(2 мес. - 1 год);
- Кризис 1 года;
- Ранний возраст(1-3 года);
- Кризис 3 лет;
- Дошкольный возраст(3-7 лет);
- Кризис 7 лет;
- Младший школьный возраст(8-12);
- Кризис 11-15 лет;
- Подростковый возраст(11-15);
- Кризис 15 лет.
117. Автор идеи о чередовании в онтогенезе двух типов деятельности: мотивационно-потребностной (общение) и операциональной, интеллектуально-познавательной (учебной, игровой...):
- Д.Б.Эльконин.
118. Понятие "зона ближайшего развития" ввёл:
- Л.С.Выготский.
119. Автор идеи о поэтапном формировании умственных действий(от внешней-развёрнутой к внутренней- свёрнутой):
- П.Я.Гальперин.
120. Автор положения о том, что критерием возрастной периодизации является ведущая деятельность:
- Д.Б. Эльконин.
121. Деятельность, в которой формируются основные психические новообразования, возникают новые виды деятельности, происходит перестройка психических процессов, называется:
- Ведущая.
122. Противоречие между новыми потребностями ребёнка и сложившимися отношениями со взрослыми называется:
- Кризис.
123. Факторы, влияющие на пренатальное развитие:
- Питание;
- Стресс;
- Возраст матери.
124. Ведущее влияние на возникновение транссексуализма имеет:
- Пренотальный стресс матери.
125. Влияние терратогена зависит от взаимосвязи нескольких факторов:
- Воздействие тератогена зависит от генотипа организма;
- Воздействие тератогена изменяется на разных этапах внутриутробного развития;
- Каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;
- Повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут появится в дальнейшем.
126. Ведущим видом деятельности в период новорожденности является:
- Интимно-эмоциональное общение.
127. Слух у ребёнка появляется:
- На 2-3 недели.
128. Новорожденный ребёнок способен:
- Слышать;
- Видеть;
- Различать вкус и запах;
- Чувствует прикосновения;
- Давление;
- Боль.
129. Понятие "кризис новорожденности" ввёл:
- Л.С. Выготский.
130. Феномен "импринтинга"впервые обнаружил:
- Конрад Лоренц.
131. Автор работы "Создание и нарушения эмоциональных связей":
- Джон Боулби.
132. Эмоционально-двигательная реакция новорожденного на общение взрослого называется:
- Комплекс оживления.
133. Какие рефлексы периода новорожденности утрачиваются:
- Рефлекс поиска груди;
- Хватательный рефлекс;
- Плавательный рефлекс.
134. "Комплекс оживления" - это:
- Эмоционально-двигательная реакция новорожденного на общение взрослого.
135. Главное психологическое новообразование периода новорожденности:
- Возникновение ответной реакции ребенка (улыбка на обращение матери).
136. Потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые индивидом из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей, называется:
- Депривация.
137. Ведущая деятельность младенческого периода:
- Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми.
138. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности относится к периоду:
- Младенческий период.
139. Основные психические новообразования первого года жизни:
- Освоение вертикальных поз сидения и стояния;
- Зрительно-моторные манипуляции;
- Формирование потребности в общении;
- Формирование фонетического слуха.
140. Подготовительный этап для развития речи - это период:
- Первого года жизни.
141. Дефицит эмоционального общения со взрослым в младенчестве оказывает влияние на развитие ребенка:
- Эффект депривации.
142. Самостоятельная двигательная активность ребёнка до 6 месяцев(свободные движения ручками и ножками):
- Круговые реакции (хватание).
143. Явление "госпитализма" в младенчестве связано с дефицитом:
- Общения.
144. По теории З.Фрейда младенческому периоду соответствует стадия:
- Оральная стадия.
145. Сущность кризиса 1года:
- Возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка вступают в противоречие с системой отношений к нему, как к слабому и беспомощному существу.
146. Подготовительный этап развития речи в младенчестве включает:
- Развитие понимания речи взрослого;
- Развитие предречевых вокализаций ребенка.
147. Стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже в младенчестве:
- Сенсомоторный интелект.
148. В младенчестве, по Э.Эриксону, формируются такие полярные качества личности:
- Доверие к миру – не доверие.
149. Особенность развития речи в младенчестве:
- 4 мес. - крик, гуление;
- 6 мес. - лепет;
- 9мес. - автономная речь;
- 11-12 мес. - словарный запас до 40 слов.?
150. К прогрессивным движениям в младенчестве относятся:
- Хватание;
- Манипулирование предметами;
- Овладение активными передвижениями в пространстве (удержание головы, переворачивание на бок, хватание, сидение).
151. Социальная ситуация развития в младенчестве соответствует формуле:
- «Ребенок – предмет - взрослый» ( Противоречие – беспомощность - зависимость).
152. Ведущая деятельность раннего возраста:
- Предметно-манипулятивная деятельность.
153. Раннее детство является сензитивным периодом для развития:
- Речи.
154. Основные психологические новообразования раннего возраста:
- Речь и наглядно - действенное мышление.
155. Мышление в раннем детстве:
- Наглядно-действительное.
156. Предметно-орудийная (предметная) как ведущий вид деятельности характерна для возраста:
- Раннее детство.
157. Какая познавательная функция доминирует в раннем возрасте:
- Восприятия.
158. Сензитивным периодом для развития речи является возраст:
- Раннее детство.
159. Как называется кризис трех лет:
- Кризис социальных отношений.
160. Социальная ситуация развития в раннем детстве соответствует формуле:
- «Ребенок – предмет - взрослый».
161. Форма общения в раннем возрасте:
- Ситуативно-деловая.
162. Наиболее значимыми в раннем возрасте являются три вида действий:
- Игровая;
- Изобретательная;
-
163. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте:
- Многократное воспроизведение общих схем использования вещей.
164. Стадии изобразительной деятельности в раннем возрасте:
165. Сущность кризиса 3лет:
- Переход от раннего детства к дошкольному возрасту.
166. Полярные качества личности, по Э.Эриксону, фомирующиеся в раннем возрасте:
- Самостоятельность - стыд, сомнение.
167. Особенности психических познавательных процессов в раннем возрасте:
Восприятие:
- Наглядно-действенное;
- Наглядно-чувственное;
- Наглядно-образное.
168. Характеристика развития речи детей 1половины раннего возраста:
- 2года-200 слов, 5 лет- 1200-1500, после 1,5 лет появляются двухсловные предложения, к 3 годам - предложения полные и распространенные.
169. Характеристика развития речи детей 2половины раннего возраста:
- Усвоение звуков языка;
- Грамматическая структура;
- Перессказывание услышанного.?
170. "Семизвездье симптомов" кризиса 3лет:
- Негативизм;
- Упрямство;
- Своеволие;
- Стремление к деспотическому управлению взрослыми;
- Строптивость;
- Протест – бунт;
- Обесценивание взрослых.
171. Характеристика эмоционального развития в раннем возрасте:
- Направленность на себя;
- Эгоцентричность;
- Аффективность.
172. Характеристика кризиса 3лет:
- Кризис представляет ломку взаимоотношений, которые существуют между ребенком и взрослым.
173. Отсутствие физического контакта, особенно в раннем детстве, может привести в дальнейшем к антисоциальному поведению и отставанию в развитии (автор):
- Боулби.
174. Согласно З.Фрейду для периода 1.5 - 3 лет характерна стадия:
- Анальная.
175. Ведущий вид деятельности дошкольника:
- Сюжетно-ролевая игра.
176. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития:
- Произвольное внимание.
177. Важнейшие психологические новообразования конца дошкольного возраста:
- Воображение.
178. Особенности познавательных психических процессов к концу дошкольного возраста:
- Складывается произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.
179. В дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игры ребенок:
- Вступает во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике.
180. Сюжетно-ролевая игра дошкольника оказывает влияние на:
- Развитие ребенка.
181. Особенности изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
182. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению включает:
- Физиологические компоненты;
- Психологические составляющие.
183. Игра создаёт "зону ближайшего развития ребёнка"(автор):
- Выготский Л.С.
184. Какая ведущая деятельность является предпосылкой учебной деятельности:
- Игра.
185. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте соответствует Формуле:
- «Ребенок - взрослый (обобщенный, общественный).
186. Формы общения в дошкольном возрасте:
- Внеситуативно- познавательное общение(3-4 года);
- Внеситуативно- личностное общение(6-7 лет).
187. Особенности игровой деятельноси к концу дошкольного возраста:
- Ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
188. Игра-школа социальных отношений, произвольности, воли и морали(автор):
- Д.Б. Эльконин.
189. Согласно теории З.Фрейда возрасту 3 - 5 лет соответствует стадия:
- Фалитичекая.
190. Сущность кризиса 7лет:
- Переход от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
191. Какие полярные качества личности, по Э.Эриксону, формируются в дошкольном возрасте:
- Инициатива - пассивность, вина.
192. Стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже в дошкольном возрасте:
- Дооперациональная стадия.
193. Характеристика развития речи к концу дошкольного возраста:
- Растет словарный запас речи;
- Развивается грамматический строй речи.
194. Исследователь в области детского общения:
- Лисина.
195. Характеристика развития эмоциональной сферы дошкольника:
196. Виды мотивов дошкольников:
- Познавательные;
- Соревновательные;
- Нравственные;
- Общественные.
197. Особенности самооценки дошкольников:
- Проявляется во второй половине периода, чаще завышенная.
198. Характеристика кризиса 7 лет:
- Потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную, серьезную общественно-значимую деятельность.
199. Некоторые поведенческие проявления кризиса 7 лет:
- Упрямство, требовательность, напоминание об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.
200. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является:
- Учебная деятельность.
201. Личностная готовность к школьному обучению включает:
- Физическую;
- Интеллектуальную;
- Эмоционально-волевую;
- Личностную;
- Социально-психологическую.
202. Интеллектуальная готовность к школьному обучению включает:
- Ориентировка в окружающем, специальное знание;
- Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления, уровень общения;
- Развитие речевой сферы.
203. Уровень развития предпосылок учебной деятельности включает:
- Умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого;
- Самостоятельно действовать по заданию;
- Ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.
204. Формула социальной ситуации развития младшего школьника:
- «Ребенок - взрослый - задача».
205. Структура учебной деятельности младшего школьника включает:
- Мотивация учения;
- Учебная задача;
- Учебное действие;
- Действие контроля;
- Действие оценки.
206. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится:
- Мышление.
207. Особенности познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте:
- Развитие мышления;
- Развитие речи;
- Развитие восприятия и представления;
- Развитие внимания;
- Развития памяти.
208. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:
- Произвольность;
- Внутренний план действия;
- Самоконтроль;
- Рефлексия.
209. Самооценка в младшем школьном возрасте в большей мере зависит от:
- Успеваемости;
- Особенностей общения учителя с классом;
- Стиля семейного воспитания;
- Принятие в семье ценности.
210. Для мотивационной сферы младшего школьника характерны:
Стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей, сверстников.
211. Стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже в младшем школьном возрасте:
- Стадия формальных (конкретных) операций.
212. Какие полярные качества личности формируются в младшем школьном возрасте по Э.Эриксону:
- Трудолюбие – неполноценность.
213. Различное положение ребенка в семье и тип семейного воспитания как причина социальных отклонений выдвинута следующими авторами:
214. Психофизиологические особенности подросткового возраста:
- Гормональная перестройка;
- Неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия;
- Противоречивость настроения;
- Ранимость;
- Депрессивные переживания.
215. Основные психологические новообразования подросткового возраста:
- Стремление к общению со сверстниками;
- Стремление к самостоятельности и независимости;
- «Эмансипация» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
216. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте:
- Интимно-личностное общение.
217. Характерные подростковые реакции:
- Реакция эмансипации;
- Реакция отказа;
- Реакция оппозиции протеста;
- Реакция имитации;
- Реакция компенсации и гиперкомпенсации;
- Ракция группирования;
- Реакция увлечения (хобби реакция);
- Реакции, обусловленные формирующимися сексуальными влечениями.
218. Особенности развития психических познавательных процессов в подростковом возрасте:
- Развитие мышления;
- Развитие восприятия;
- Развитие памяти;
- Развитие воображения;
- Развитие речи.
219. "Я-реальное" в подростковом возрасте включает в себя следующие компоненты:
- Когнитивный компонент;
- Оценочный компонент;
- Поведенческий компонент.
220. Основные причины конфликтов подростков со взрослыми:
- Завышенные притязания подростков.
221. Какие полярные качества личности формируются в подростковом возрасте по Э.Эриксон:
- Эго – идентичность - ролевое смещение.
222. Высокий уровень морального сознания (по Л.Колбергу)имеют:
223. Характеристика подросткового возраста:
- Личностная нестабильность;
- Эмоциональная и нравственная неустойчивость;
- Неустойчивая самооценка;
- Противоречивость;
- Акцентуация характера.
224. Конструктивные способы решения проблем подростками:
- Все, кроме «ухожу в себя».
225. Ведущая деятельность в юности:
- Учебно-профессиональная деятельность;
- Профессиональное самоопределение.
226. Основные психологические новообразования юношеского возраста:
- Предварительное самоопределение;
- Построение жизненных планов на будущее.
227. Особенности развития познавательной сферы в юности:
- Развитие теоретического мышления;
- Становление мировоззрения;
- Развитие специальных способностей;
- Положительные аспекты интеллекта;
- Развития сочетаются с моментами негативными.
228. Особенности общения в юности:
- Улучшение отношения с родителями;
- Улучшение отношения со сверстниками.
229. По мнению Э. Эриксона, в юношеском возрасте формируются такие полярные качества личности:
- Идентичность - ролевое смещение.
230. Социальная ситуация развития в юности:
- «Порог» самостоятельной жизни.
231. Молодость является сензитивным периодом для:
- Создания семьи.
232. Ведущая деятельность в молодости:
- Учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом.
233. Характеристика социальной ситуации развития в молодости:
- Выбор спутника жизни и создание семьи;
- Овладение выбранной профессией.
234. Создание семьи, овладение выбранной профессией характерно для:
- Юности.
235. Полярные качества личности периода молодости по Э.Эриксону:
- Достижение близости - изоляция.
236. Центральным возрастным новообразованием периода молодости является:
- Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
237. Кризис 30 лет - это кризис:
- Кризис смысла жизни.
238. После 30 лет первые браки заключаются:
239. Феномен "акме" характерен для:
- Зрелого возраста.
240. Автор положения о том, что "психическое время может сжиматься и расширяться":
- К.Левин.
241. Согласно Э.Эриксону такие полярные качества как "продуктивность - застой" формируются в период:
- Зреслость.
242. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости является:
- Продуктивность во всех сферах жизни, в том числе и в семье.
243. На время и продолжительность "акме"в зрелости в большей мере влияет :
- Индивидуально-психические особенности.
244. Если психологическое прошлое не воспринимается как насыщенное, а психологическое будущее видится более протяженным, то психологический возраст будет соответствовать:
- Более раннему этапу.
245. Высший для каждого человека уровень развития, который приходится на какой-то временной отрезок зрелости, носит название:
- Акме.
246. Психологический возраст в период зрелости зависит от (4):
- Особенностей индивид человека;
- Целей;
- Направленность личности;
- Реализация целей.
247. Самый длинный для большинства людей период жизни:
- Период зрелости.
248. Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала периода взрослости выступают:
- Уровень образования;
- Познавательная активность;
- Вид и характер профессиональной деятельности.
249. Кризис 40 лет - это кризис:
- Взрослости: переоценка совершенного, профессионального и семейного выбора, результатов деятельности.
250. Некоторые признаки зрелости по Г.Крайг:
- Все, кроме «мудрость».
251. Безусловная любовь родителей к ребёнку - это когда:
- Любят не за что-то.
252. Социальная ситуация развития в зрелости:
- Трудовая;
- Семейная.
253. Обусловленная любовь родителей к ребёнку - это когда:
254. Ведущая деятельность в зрелости:
- Труд.
255. Наиболее развитой теорией старения является:
- Комплексность или комплекс.
256. Положение о том, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, относится к теории:
- Биологические теории старения
257. Автор положения о том, что старение возникает по причине отравления организма собственными продуктами обмена:
- Мечников.
258. Старость изучает отрасль психологии:
- Геронтология.
259. В старости наиболее "страдает" память:
- Образная.
260. Возросший интерес к старости связан с проблемой:
- Увеличения продолжительности жизни.
261. Верно ли, что в старости когнитивные навыки тренируются:
- (Вербальный интеллект).
262. Старость - это период(1):
- Инволюции на биологическом и психологическом уровнях.
263. Существует ли в старости взаимосвязь между регулярными физическими упражнениями и когнитивными навыками:
- Да.
264. Личность в старости(1):
265. Длительная сенсорная депривация в старости способствует:
- Психическим расстройствам.
266. Сохранность личности в старости связана с(1):
- Сопротивлением условий.?
267. Вследствие разногласия исследований по периоду старости многие вопросы являются:
- Дискуссионными.
268. Согласно исследованию школы П. Балтеса мудрость присуща:
- 5% пожилых и старых людей.
269. Для стратегии адаптации к старости "сохранение себя как индивида" характерно:
- Обособление и выживание с постепенным угасанием психических функций.
270. Вследствие стратегии адаптации к старости "сохранение себя как индивида" характерны такие особенности личности:
- Наступает сенсорная депривация, эгоцентричность, обидчивость, нетерпимость, чувство одиночества, мнительность, догматизм, заострение личностных черт.
271. Для стратегии адаптации к старости "сохранение себя как личности" характерно:
- Поддержание и развитие социальных связей.
272. По теории Э.Эриксона в старости формируются такие полярные качества как:
- Целостность или отчаянность.
273. Закономерности развития интеллекта в старости:
- У людей с высоким образовательном уровнем многие интеллектуальные способности продолжают нарастать до 70 возрасти;
- Вербальные навыки поддерживаются на хорошем уровне;
- Интеллект адаптируется к возрастному адаптогенному фактору, ослабление одних функций способствует формированию приспособительных функциональных систем.
- На динамику познавательных функций в старости влияет образование, здоровье, работа и когнитивная тренировка.
274. Верно ли, что в старости "умирание" форм человеческого существовыания наступает раньше физического одряхления:
- Да.
275. Социальная ситуация развития в старости:
- Отход от активного участия в производительной жизни общества, уход на пенсию.
276. Ведущая деятельность в старости:
- Структуризация и передача опыта.