Факторы, влияющие на организационное поведение в группе
На эффективное организационное поведение группы влияют следующие факторы:
• внутренние (организационные):размер группы, состав и число ролей, статус группы, внутренняя коммуникация, цели деятельности в группе, сплоченность и лидерство в группе;
• факторы внешней среды:естественное расположение, роль группы в организации, коммуникации с более крупной организацией.
Эффективность работы в значительной степени определяется размером группы.Существует определенное соответствие между размером группы и степенью участия её членов в работе. Некоторые исследователи считают, что при выполнении конкретной работы наиболее эффективной может быть группа из 5-7 работников. При обсуждении и принятии коллективного решения наиболее рациональная численность - 10-12 человек.
В группах часто отмечаются две противоречивые тенденции:
1) дух коллективизма и состязательность повышают эффективность работы группы;
2) появляется тенденция уменьшить свой вклад в общие результаты деятельности группы (желание «спрятаться за спины других»).
Эти тенденции обусловливают необходимость введения в оценку работников группы характеристику трудового вклада. Предпочтительнее численность группы нечетная. Это позволяет решать часть вопросов простым голосованием.
Важным является определение состава группы.Группы с составом работников, различающихся по возрасту, полу, опыту, подготовке и другим параметрам, более эффективны, чем однородные по своему составу. Но такие группы и более конфликтны.
Одним из важнейших условий высокой эффективности работы группы является её сплоченность. Сплоченность группыопределяется факторами: время, проведенное членами группы вместе; размер группы; состав группы; трудности вступления в группу; прежние успехи или неудачи группы; внешние условия.
Чем больше размер группы, тем больше проблема ее «молчаливого большинства», тем больше текучесть кадров.
По данным P.M. Белбина, для получения действительно эффективно работающей группы необходимо, чтобы её члены выполняли следующие 8 ролей:
1. Председатель.Осуществляет руководство группой и координирует ее деятельность. Председатель может не быть творческим и одаренным человеком, но он должен быть дисциплинирован, целеустремлен и уравновешен. Он должен уметь хорошо говорить, слушать, правильно судить о людях, вещах, явлениях.
2. Организатор.Это инициативный, легковозбудимый, мобильный и наиболее влиятельный человек в группе. В отсутствие председателя может брать на себя его роль. Сила таких людей - в их стремлении и страстном желании достичь цели, но они могут быть сверхчувствительными, раздражительными и нетерпеливыми. Они необходимы, поскольку побуждают других членов группы к действиям.
3. Мозговой центр.Люди, входящие в мозговой центр, устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений, обладают большой силой воображения, и в то же время они самые умные члены группы. Однако они могут быть невнимательными к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны.
4. Контролер.Контролеры обладают скорее аналитическим, чем творческим, складом ума. Они детально анализируют идеи и обладают способностью увидеть слабые места в аргументации. Они менее общительны, чем другие, скрывают свои сведения, держатся в стороне от группы, но они необходимы для проверки качества. Они надежны, но могут быть бестактными и бесстрастными.
5. Исследователи резерва новых служащих.Часто они являются экстравертами, общительны и раскованны, в группе популярны. Они не являются творческими людьми, не могут быть руководителями. Такие работники приносят новые контакты, идеи, усовершенствования и нужны в группе для того, чтобы их вкладом в решение задач могли воспользоваться другие.
6. Трудоголики.Являются практическими организаторами всей деятельности организации. Они превращают идеи в выполнимые задания. Составление графиков, диаграмм, планов - это сильная сторона их деятельности. Они методичны и эффективны в работе, внушают доверие, их никогда не волнуют мечты о будущем. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники.
7. Координаторы.Сплачивают всю группу, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во всё, понимая всё и внося во всё чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но не стремятся к соперничеству. Это тип людей, которых не замечаешь, когда они есть, и которых не хватает, когда их нет рядом.
8. Детерминатор.Без него группа не могла бы закончить ничего к намеченному сроку. Такие работники проверяют детали, беспокоятся о графиках, досаждают другим необходимостью что-то сейчас же сделать. Их упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.
Формируя группу, руководитель должен учитывать, что стабильно работающая, эффективная группа должна иметь полный набор ролей. Это особенно важно, когда происходят быстрые изменения в трудовых ресурсах, технологии, положении на рынке. Слишком большое число работников в одной роли нарушает баланс ролей, но если число ролей очень мало, не будут выполняться задания. В маленькой группе работники могут играть сразу несколько ролей.
Отрицательные свойства группы:
• работники становятся слишком сплоченными, поставив себе главную цель - выжить;
• появляется иллюзия защищенности и неуязвимости;
• появляются трудности при выборе решений в кризисных ситуациях;
• развивается коллективный рационализм;
• развивается высокий уровень самоцензуры;
• оказывается сильное давление коллектива на инакомыслящих;
• сужается кругозор, не принимается никакая критика.
Под статусом личности в группепонимают положение или ранг, которые присваиваются каждому члену группы. Статус может быть формальным и неформальным. Группа с большим числом уровней статуса будет создавать подгруппы и иерархии, которые могут мешать свободному обмену идеями и действовать как тормоз в процессе принятия решений.
В различных группах один и тот же человек может иметь разные статусы. Кроме формального и неформального статуса, различают социальный и личностный статусы. Факторы, которые определяют статус: образование и знания, доходы, происхождение, профессия, культурный уровень, национальность, собственность, индивидуальные ситуативные характеристики (наружность, одежда, возраст, пол).
Нормы поведения членов группы - это образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми её членами. Нормы могут быть формализованы различными организационными документами (положениями, должностными инструкциями, стандартами, процедурами). Большинство норм поведения в группах определяется стихийно и носит неформальный характер. Однако именно они в большинстве случаев оказывают наибольшее влияние на взаимоотношения в группе, на эффективность её работы. Обычно сами группы регулируют многие нормы и требуют их соблюдения.