Семь правил
Ниже приведены семь факторов или "Правил установления контроля души":
1. Неотъемлемая и неискоренимая тенденция соединять и синтезировать. Это закон, или правило, самой жизни.
а. На формальной стороне эта тенденция влечёт за со бой крах и разрушение с неизменными болью и скор бью. На жизненной стороне она приводит к избавлению, освобождению и последующему расширению.
б. Эта тенденция является основной причиной любых посвящений: индивидуальных, расовых, планетарных и системных.
в. Эта тенденция является результатом волевого акта и вызывается импульсом постижения неотъемлемой цели Бога. Однако (о чём часто забывают) она мотивируется признанием со стороны планетарного Логоса того, что Его план, в свою очередь, обусловлен и является составной частью ещё большего плана - плана солнечного Божества. Бог, солнечный Логос, также обусловлен ещё более высокой жизненной целью.
2. Качество сокровенного видения.
а. На формальной стороне это качество выражается физическим зрением, астральной иллюзией и конкретным знанием. На жизненной стороне оно даёт просветление. Это включает как глобальное просветление, отражаемое нашей планетой в небесах, так и индивидуальное просветление, делающее отдельного человека носителем света; всё это, в конце концов, позволит человечеству (в целом) создать на Земле станцию света.
б. В этом качестве заключена основная причина всякого сенсорного восприятия и инстинктивного тяготения к самому сознанию во всех его многочисленных аспектах. Иерархия работает с этим качеством, интенсифицируя его и наделяя магнетизмом.
в. Это качество является возвышенным результатом желания, которое само порождается волей формировать план и цель.
3. Инстинкт формулировать план. Инстинкт этот управляет всякой активностью, которая в процессе эволюции выявляется для человечества как инстинктивная активность, интеллектуальная активность, интуитивная, или целевая, активность и просветлённая активность. С ней работает тот сектор Иерархии, который связан с человечеством. Более высокие фазы планомерной активности многочисленны и разнообразны, и все они синтезируются активностью Третьего Луча, которая в на стоящее время фокусирована в Седьмом Луче.
а. На формальной стороне способность планировать выражается в обособляющей, эгоистической активности. На жизненной стороне она приводит к гармоничному сотрудничеству, привлекающему каждую энергетическую единицу в любой форме, во всех её субъективных соединённых аспектах, к задаче объединения. Это явно происходит в сегодняшнем мире. Именно тенденция к единению ведёт человеческое существо, прежде всего, к развитию интегрированной личности, а затем к подчинению этой личности благу большего целого.
б. Этот инстинкт является основной причиной самой эволюции: индивидуальной, планетарной и системной.
в. Он становится результатом развития манаса, или ума, и появления интеллекта. Это то качество, или инстинктивная природа, посредством которой человечество выражает Волевое Намерение Первого Луча, укрепляемого желанием и преобразуемого в интеллектуальную активность.
4. Тяга к творческой жизни через божественную способность воображения. Тяготение это, как легко видеть, тесно связано с Четвёртым Лучом Гармонии, который добивается единства и красоты через конфликт.
а. На формальной стороне оно приводит к борьбе, войне и построению форм, которые позднее должны быть разрушены. На жизненной стороне оно ведёт к развитию качества, вибрационному излучению и откровению на Земле мира смысла.
б. Поэтому оно становится причиной проявления той тонкой сущности, или откровения, которое ищет выражения через каждую форму всех царств природы. Похоже, нам не найти лучшего определения для этого сокровенного чуда, которое должно открыться, чем откровение смысла. И сегодня мы наблюдаем начало этого откровения.
в. Оно является результатом способности - иногда адекватной, иногда нет - внутреннего сознания открывать степень своей обусловленности Планом и его отклика на более обширное намерение. Именно на такой отклик рассчитывают сегодня Члены Иерархии, стараясь вывести скрытый смысл на передний план человеческого сознания.
5. Фактор анализа. Это может удивить тех, кто страдает от злоупотребления способностью различать, анализировать и критиковать. Фактор этот, однако, представляет собой основное божественное качество, подразумевающее мудрое участие в осуществлении Плана и умелое действие.
а. На формальной стороне он проявляется тенденцией выделять, разъединять и выводить в виде противоречий. На жизненной стороне он даёт то понимание, что ведёт к отождествлению благодаря более широкому выбору и постижению.
б. В нём основная причина и импульс, который когда-нибудь обязательно приведёт к появлению более высокого, чем человеческое, царства природы, а именно, царства души, и обусловит проявление на Земле пятого царства природы, царства богов. Обратите внимание на эту фразу.
в. Это результат активной работы сынов Божьих, сынов ума, их доля во вклад всей планеты, который является частью великого системного Плана. Сама Иерархия являет собой внешнее и внутреннее проявление жертвы божественных Манасапутр (как Они именуются в "Тайной Доктрине"), и члены её отзываются на Своё восприятие Плана для целого. По сути своей Иерархия является зародышем или ядром пятого царства природы.
6. Присущее человеку качество идеализации. Оно стимулируется успехом самого Плана. В нём изначально было предусмотрено пробуждение в человеке следующих видов отклика: правильного желания, правильного видения и правильной творческой активности, основанных на правильном понимании идеалов. Эта тройная цель требует вдумчивого осмысления.
а. На формальной стороне оно проявляется в виде материального желания, которое в конце концов вырождается в жестокость и нередко - в изощрённый садизм. На жизненной стороне оно становится причиной жертвенности, предельной целеустремлённости, прогресса на пути и преданности.
б. Это качество является основной причиной всякой организации и сотрудничества. Для Иерархии идеал состоит в реализации Плана. Он преподносится человечеству в виде идей, со временем превращающихся в идеалы, на которые направляются желания и усилия. А чтобы претворить эти идеалы в жизнь, возникает тенденция к организации.
в. Реализация этого качества - что довольно любопытно - есть результат работы особой группы мировых работников, которых человечество знает под именем Мировых Спасителей. Они являются Основателями тех форм, благодаря которым божественные идеи во всех сферах человеческой мысли превращаются в идеалы масс. Каждый великий мировой лидер обязательно является страдающим Спасителем.
7. Седьмое правило, или контролирующая сила, которой руководствуется Иерархия, - это взаимодействие великих двойственностей. Благодаря вызываемой этим взаимодействием активности и её результатам (всегда порождающим третий фактор) весь проявленный мир приходит в соответствие с божественной Целью. Человеку, погружённому в частности жизни, это не очевидно, но если бы мы смогли увидеть планетарную жизнь так, как видят её Сами Учителя, нам открылась бы вся красота её узора и заключённая в мысли Бога структура вселенной, которая сегодня проступает с большей ясностью, синтезом и красотой деталей, чем когда-либо раньше.
а. На формальной стороне оно даёт сознание ограниченности фактором времени, ощущения себя жертвой скорости и неумолимых сил всей жизненной активности, воздействующих на заточённое человеческое существо. На жизненной стороне его результатом становится ритмичная жизнь и сознательная адаптация энергии к непосредственным целям и задачам.
б. Оно составляет основную и необходимую причину появления и исчезновения форм, как человеческих, так и созданных человеком.
в. Это взаимодействие становится результатом объединений на физическом плане, влекущих за собой соединения более низкого порядка, так же как объединения, осуществлявшиеся доселе в человеческом сознании, влекли за собой единение с душой. Высшие воссоединения, до сих пор осуществляющиеся на плане ума, должны в конце концов получить выражение и на плане физической жизни.
В этом вводном очерке мы очень кратко описали правила обеспечения контроля души на Земле, который является непосредственной целью эволюционного процесса. Мы убедились, что это не те правила, которые предписывают какие-то упражнения, дисциплину или развитие качеств, нужных для прохождения технической стадии Посвящения. В действительности мы говорим о тех главных направлениях и характерных для божественного выражения тенденциях, которые в конечном счёте обусловят проявление на планете Превышней Души. Мы видели также, что выражение и осознание этих управляющих тенденций уже начинается и что четвёртому, человеческому, царству природы отведено в этом процессе уникальное место. В нисходящем и восходящем потоке божественной жизни, выражающемся в инволюционном и эволюционном тяготении, человечество составляет один из фундаментальных "первичных силовых центров", который может и непременно сформирует аванпост божественного Сознания, выражение божественной Психэ, где в конечном итоге будут проявлены три главные психологические характеристики божественности: Свет, Энергия и Магнетизм. Для человеческого существа, микрокосмического отражения Макрокосма, эти качества определяются как Просветление, или Мудрость, Интеллектуальная Активность, и Притягательность, или Любовь. Стоит поразмыслить над этой попыткой облечь в слова божественные могущества, чтобы представить, как они могут выражаться в человеческом проводнике и через него.
Теперь мы можем в какой-то мере развить вышеприведённые положения, чтобы прояснить два вопроса:
1. Связь этих божественных качеств и возможность их постижения и развития человеком.
2. Будущую ответственность просветлённого человечества, вступающего в Новый Век. Это поможет нам заложить основание для дальнейшего изложения учения в нашем трактате.
Один из моментов, которые я старался выделить во всех ранее опубликованных работах, заключается в том, что Законы Вселенной, Законы Природы и основные факторы, определяющие всякую жизнь и обстоятельства, оставаясь для нас постоянными и неизменными, являются выражением - насколько человек понимает их - Воли Бога. Правила, или живые факторы, о которых мы сейчас говорим и которые (при их понимании и соблюдении) способствуют установлению контроля души как у индивида, так и во вселенной, выражают Качество, или Природу, Бога. В конечном итоге они приведут к полному выражению божественной Психэ. Они сделают очевидной инстинктивную, эмоциональную природу Божества, если подобные человеческие слова хоть как-то способны отразить качественные, божественные могущества.
Законы Вселенной выражают божественную Волю и ведут к проявлению божественной Цели. Это мудрость. С их помощью готовится и разрабатывается План.
Правила установления контроля Души выражают божественное качество и призваны способствовать откровению Природы Бога, которая есть любовь.
Законы Природы, или так называемые физические законы отражают стадию проявления, или точку, достигнутую в божественном выражении. Они касаются многообразия, или качественного аспекта. Они определяют, или выражают то, что божественный Дух (то есть воля, действующая с любовью) способен совершить в соединении с материей для производства форм. Это будет откровением красоты.
Первая категория законов, Законы Вселенной, разбирается в "Трактате о Космическом Огне" и при случае упоминается в остальных произведениях. Для понимания Законов Природы многое сделано современной наукой, которой можно доверять в этом, ибо всё выводится на свет знания душой. Излагая данный материал, я стараюсь заложить базис для новой психологической науки, которая должна быть основана на широком, общем понимании божественной Психэ, ищущей выражения через проявленное Целое, через Солнечную систему и - что нас, собственно, и интересует - через планету со всем сущим на ней.
Когда будут признаны возможности божественной психологии, её главные направления и характеристики, когда современная психология от маловажного изучения психэ индивида (как правило, совсем не гармоничного индивида) перейдёт к самому внимательному осмыслению психологических особенностей большего Целого, лишь частью которого мы являемся, мы подойдём к новому пониманию Божества и связи микрокосма с Макрокосмом. В прошлом это было почти единоличной прерогативой философии, но теперь на это обязаны обратить своё внимание психологи. Это желанное событие произойдёт тогда, когда будет постигнут истинный смысл истории, когда будет широко развернута панорама векового раскрытия человека и когда будет наглядно видно, как через каждую часть каждой формы функционирует душа. Пока только человека считают действительно имеющим душу, но не замечают души всего. Однако человек является лишь макрокосмом для остальных царств природы.
Поэтому семь этих правил чрезвычайно важны, ибо в них воплощены ключевые идеи, которые покажут Божество как действующую Душу всего; они откроют природу и характер активности Космического Христа, а также управляющие, качественные тенденции, которые определяют психическую жизнь всех форм - от вселенной до атома - в теле любого так называемого материального откровения жизни. Читая и занимаясь исследованиями, давайте помнить об этом.
Правила одинаково действуют на всех семи Лучах и обеспечивают проявление на Земле сознания во всех без исключения формах. Сначала мы обратимся к великому Целому без учёта дифференциации по Лучам. Семь Лучей, как уже много раз говорилось, окрашивают или качественно определяют божественные инстинкты и могущества, но это не всё. Они сами определяются и контролируются этими могуществами. Ни в коем случае нельзя забывать, что Лучи - это те семь главных выражений божественного качества, которые ограничивают (а это именно так) цели Божества. Сам Бог придерживается модели, предлагаемой Ему ещё более обширным видением. Его цель или определённая воля обусловлена Его инстинктивным качеством, или психэ, точно так же как жизненная цель человеческого существа ограничивается и обусловливается психологическим оснащением, с которым он вступает в проявление. Я предупреждал, что мы разбираем глубокомысленные и очень трудные материи и что во многом излагаемое может оказаться выше нашего конкретного понимания. Тем не менее, предыдущая мысль сравнительно проста, если интерпретировать её с позиции нашей собственной жизненной цели и качества.
Следует коснуться ещё одного момента, прежде чем продолжать изучение семи психологических тенденций Божества.
Мы говорим о Боге как о Персоне и потому употребляем местоимения Он и Его. Следует ли из этого, что мы имеем дело с исполинской Личностью, которую величаем Богом, и принадлежим ли мы, поэтому, к школе мысли, называемой антропоморфической? Буддийское учение не признаёт никакого Бога или Персоны. Значит ли это, что данное учение неправильно с нашей точки зрения и позиции, или нет? Только понимание человека как божественного выражения во времени и пространстве поможет открыть эту тайну.
Обе школы мысли исповедуют правильные учения и ничуть не противоречат друг другу. Истину - пусть и весьма отдалённую - можно найти в синтезе и сочетании этих учений. Есть Бог Трансцендентный, Который, "напитав этот мир частицей Себя", может при этом заявить: "Я остаюсь неизменным". И есть Бог Имманентный, Чья жизнь является источником активности, интеллекта, роста и притягательности любой формы во всех царствах природы. Точно так же у каждого человеческого существа есть трансцендентная душа, которая после окончания жизненного цикла и периода проявления на Земле вновь возвращается в непроявленное и бесформенное состояние и тоже может заявить: "Я остаюсь неизменной". Для человеческого ума и мозга единственный способ признания обусловливающей божественной жизни в форме и в проявлении - это говорить о ней как о Персоне, Индивидуальности. Поэтому мы и говорим о Боге как о Персоне, и говорим о Его воле, Его природе и Его форме.
Но бесформенный Единый, Который стоит за проявленной вселенной, не является индивидуальностью, поскольку свободен от ограничений индивидуализированного существования. Поэтому, буддист прав, подчёркивая неиндивидуализированную природу Божества и отказываясь персонифицировать Божественность. Отец, Сын и Дух Святой христианского богословия, по сути воплощающие в Себе троицы всех теологии, также растворяются в Едином по окончании периода проявления. Они остаются неизменными как Единый, с незатронутыми и недифференцированными, как и во время проявления, качеством и жизнью.
Здесь можно провести аналогию со смертью человека. Когда он умирает, три его аспекта - ум, или воля, эмоция, или любовь, и физическое явление - исчезают. Личности больше нет. Однако, если признавать бессмертие, то сознательное существо остаётся. Его качество, цель и жизнь соединяются с его неумирающей душой. Внешняя форма со своими дифференциациями проявленной троичности исчезла, чтобы никогда уже не вернуться точно в том же виде или выражении во времени и пространстве.
Взаимодействие души и ума рождает проявленную вселенную со всем сущим в ней. Если это взаимодействие продолжается либо в Боге, либо в человеке, мы употребляем (ведь как иначе доходчиво объясниться?) слова, придуманные человеком и потому ограничивающие: такова уж нынешняя стадия нашей просветлённости - или лучше сказать непросветлённости? Так формируется представление об индивидуальности, личности, форме. Когда взаимодействие прекращается и проявление позади, эти слова более непригодны, ибо теряют всякий смысл. И всё же неумирающий остаётся - либо Бог, либо человек.
Так в человеческой мысли запечатлена концепция трансцендентного Божества, подчёркнутая для нас великим Учителем Востока, Буддой. Эта концепция выше проявленных тройственностей, двойственностей и многообразия. Есть только жизнь - не имеющая ни формы, ни индивидуальности и неведомая. А в учении Запада, сформулированном и сохранённом для нас Христом, отражена концепция Бога имманентного, - Бога в нас самих и во всех формах. Синтез восточного и западного учений, сочетание двух великих школ мысли позволяет в какой-то мере почувствовать высочайшее Целое - только почувствовать, но не познать.