Групповое принятие решений: цель, процедура, требования к проведению
Групповое принятие решения позволяет преодолеть односторонность индивидуального восприятия, опыта, знаний. Применяется для решения сложных задач, которые не могут быть описаны формально, когда технология решения проблемы неизвестна и процесс решения должен носить творческий характер. Результат коллективной разработки и принятия решения – разумный компромисс, основанный на взаимопонимании, стремлении к общей цели и взаимных сознательных уступках.
Процесс группового принятия решений:
1. Постановка проблемы –чёткая формулировка, конкретизация задач;
2. Установление фактов –сбор данных по проблеме;
3. Оценка фактов –мнения по поводу установленных фактов; дискуссия;
4. Поиск решений –максимум воображения участников;
5. Принятие решений:варианты решения сопоставляются с установленным диагнозом; одни отбрасываются, другие объединяются и затем группа приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников.
Приёмы и методы группового принятия решения:
- Мозговой штурм –на этапе выработки альтернатив решения. Высказываемые идеи не критикуются; каждый может использовать идею другого для стимулирования собственного мышления; оценка и критика идей откладывается до тех пор, пока процесс их выработки не окончен
- Метод номинальной группы ограничивает обсуждение или общение друг с другом. Члены группы действуют независимо.
- Голосование – на этапе окончательного принятия решения. Открытое или тайное.
- Метод Дельфи – исключается встреча членов группы лицом к лицу; принятие решение проводится через ряд шагов: определяется проблема; члены группы дают решение на неё независимым и анонимным ответом на анкету; результаты расшифровываются и обобщаются; каждый получает копию результатов; после просмотра результатов экспертов просят снова дать свои решения. Все шаги повторяются, пока не достигается консенсус или не прекратятся изменения результатов.
Синектика – это соединение различных, не соответствующих друг другу элементов: выявление в объекте противоположных сторон или тенденций. Допускается конструктивная критика. Основной приём – аналогия: прямая, личная, символическая и фантастическая.
Управленческо-воспитательные методы применения социально-психологического знания, их характеристика.
Усиленно применялись в Японии; ими вызван успех японской промышленности в 70-80-х гг. Основа «японского опыта»:
- Тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работающих,
- Создание таких условий, при которых каждый работник был бы кровно заинтересован в результате работы предприятия, в первую очередь – в качестве продукции.
Управленческо-воспитательные (активные) методы – анализ конкретных ситуаций; социально-психологический тренинг; деловые игры и т.д.
- Тренинг-группы (Т-группы): для повышения способности осознавать ситуацию, поощрения исследовательского отношения к действительности, создания атмосферы раскованности и свободы для искреннего и свободного выражения чувств, сосредоточения внимания.
- Группы обучения (С-группы): ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия.
- Группы встреч (Е-группы): имеют экзистенциальную направленность, рассматривают жизненные вопросы и проблемы и ориентированны на решение вопросов бытия и существования.
- Деловые, управленческие игры (операционные игры): имеют сценарий, правильные/неправильные решения, инструментальное обучение. Моделируют реальные производственные ситуации в упрощённом виде.
- Анализ конкретных ситуаций: разбор ситуаций с анализом ошибок, особенно типичных, поиск путей выхода и урегулирования; ознакомление с готовыми решениями, их анализ.