Структура и типология семей 3 страница
Эти семьи не только социально неблагополучны, но и криминогенно опасны. Вокруг таких семей, как правило, возникают целые компании соседских ребят, которые под влиянием взрослых приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре.
К асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с открытыми стяжательскими установками и интересами, живущими по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовным ценностям не придается должного значения, что в конечном итоге может привести к ориентации на удовлетворение примитивных потребностей и постановку низменных целей с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. По отношению к таким родителям и их детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности ребенка.
Конфликтная семья характеризуется тем, что в ней по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.
Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной асоциальных проявлений.
В конфликтных семьях десоциализирующее влияние проявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественные убеждения родителей. Здесь имеет место косвенное десоциализирующее воздействие, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений родителей, которые непременно отражаются и на их отношении к детям. Более того, дети часто могут избираться в качестве «семейных арбитров» , когда каждый из супругов с целью еще больше досадить другому пытается «перетянуть» ребенка на свою сторону. Таким образом, дети из свидетелей семейных конфликтов становятся их непосредственными участниками, образуя коалицию с одним из родителей против другого.
Педагогически несостоятельные семьи, какиконфликтные, не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. В этих семьях при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Формирование нездоровых жизненных установок у детей в подобных семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.
Итак, семья является сложной системой взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Нарушение семейных отношений ведет к невыполнению этих функций, происходит их смещение вплоть до искажения. При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, прививать им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества.
Представленная типология семей была бы неполной, если бы в нее не были включены нетипичные семьи. К сожалению, модели нетипичных браков не представлены ни в одной классификации. Кроме того, несмотря на появление и распространение таких семей в современном обществе, ученые почти не связывают свои исследовательские интересы с их изучением. Поэтому многие проблемы, касающиеся этих семей, до сих пор остаются неизвестными широкой общественности. Однако такие нетрадиционные брачные союзы существуют, имеют свои особенности, ведут свой образ жизни, который иногда существенно отличается от общепринятых представлений о браке и семье.
Что же собой представляет нетипичная семья? Ответить на этот вопрос довольно сложно, потому что нетрадиционные браки так же многообразны, как и традиционные. Вместе с тем от общепринятых в рамках той или иной культуры эти семейно-брачные союзы отличаются некоторыми непривычными формами структуры и отношений между представителями разных полов. К нетипичным семьям можно отнести также и такие, которые ничем не отличаются от традиционных по своим функциям и структуре, но в современном обществе пока не получили широкого распространения и признания среди представителей разных социальных слоев. Изначально сущность понятия «брак» определялась как санкционированная обществом форма отношений между полами, включая отношение к потомству. То есть брачный союз был своеобразным средством регуляции половых отношений и воспроизводства населения. В связи с этим некоторые модели нетипичных семей не санкционированы современным обществом, но в истории развития цивилизации были не только распространенной, но и официально принятой, узаконенной, формой семейных союзов. Поэтому такие семьи, как, например, встречающаяся семья, можно рассматривать в качестве своеобразной «осовремененной» модели парного брака, существовавшего примерно 25-24 тысячи лет назад. Этот брак не был связан с общественными законами и не подчинялся им, основой его создания и продолжительности существования была лишь добрая воля партнеров.
Некоторые нетрадиционные для российской культуры формы браков в то же время являются официально разрешенными в других странах. Например, у некоторых мусульманских народов Востока распространенной формой является полигиния (многоженство), при которой мужчина одновременно состоит в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Для России такой брак не является типичным, хотя в последнее время начинает вводиться, согласно мусульманским обычаям.
Какие же разновидности нетипичных семей встречаютсявусловиях современной российской действительности? Среди таковых можно выделить следующие:
1. Встречающаяся семья: брак зарегистрирован, но супруги живут раздельно, у каждого из них свое жилье. Даже появление детей не является основанием для того, чтобы объединиться и жить «общим домом». Чаще всего дети остаются с матерью или отдаются на воспитание ближайшим родственникам (родителям) мужа или жены. Такая семья собирается вместе либо по праздникам и выходным дням, либо на время отпуска супругов. В остальное время супруги могут встречаться от случая к случаю, не обременяя себя и друг друга семейными проблемами и заботами, каждый из них считает, что имеет право «пожить в свое удовольствие», не заботясь о том, как чувствуют себя в такой семье дети.
2. Прерывающаяся семья характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство.
3. Незарегистрированный брак (так называемый гражданский) — все более распространяющаяся форма семьи, которая в нашей стране была узаконена В.И. Лениным и отменена И.В. Сталиным; сюда же относится и пробный брак. Подобные неофициальные брачные союзы называют также внебрачными и сожительствами.
Анализируя причины популярности внебрачных союзов, некоторые специалисты связывают их прежде всего с кризисом современной семьи, падением ее социального престижа. Предполагается, что традиционное распределение домашних дел, характерное при официальном браке, во внебрачном союзе нарушается. При этой форме совместной жизни мужчины не обладают социально санкционированной властью определять разделение домашнего труда, поэтому женщины «не готовят, не стирают и не штопают». Продолжительность такого брака не имеет строгих рамок, ибо форма совместной жизни во внебрачном союзе обеспечивает каждому партнеру индивидуальную свободу, которой он может воспользоваться в любой момент. Иногда необходимость официально оформить отношения возникает в связи с рождением ребенка, чтобы не подвергать его юридической и социальной дискриминации как незаконнорожденного.
Что касается будущего пробных (гражданских, неофициальных) браков, большинство исследователей приходят к единодушному мнению: подобная форма совместной жизни, воспринимаемая как интеграция и самими партнерами, и обществом, получит дальнейшее распространение. Этому способствуют как объективные условия, связанные с современным общественным разделением труда (более поздняя, чем прежде, экономическая самостоятельность молодых людей), более раннее физическое, в том числе сексуальное развитие, так и продолжающийся процесс ломки строгих общепринятых рамок в области половой морали, доминирование свободы в установлении внебрачных половых связей. Наконец, важную роль в росте внебрачных союзов играют психологические факторы. Все большее число молодых людей (и даже их родителей) считают необходимым пройти перед «настоящим» супружеством испытательный срок в сожительстве — лучше узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства, сексуальную совместимость. Сторонники гражданских браков убеждены, что семейный союз, заключенный после такой проверки, обычно крепче.
4. Открытая семья отличается тем, что гласно или негласно супруги допускают связи вне брака.
Во многих древних обществах существовал обычай сексуального гостеприимства, когда хозяин «одалживал» дорогому гостю свою жену или когда союз между мужчинами скреплялся обменом женами. Согласия жен при этом, разумеется, не спрашивали.
Современная открытая семья, вопреки моральным нормам общества, в несколько в ином виде пытается возродить этот обычай. Некоторые супружеские пары в поисках сексуального разнообразия по обоюдному добровольному согласию устанавливают сексуальные отношения с какими-то другими, одной или несколькими парами. В отличие от тщательно скрываемых внебрачных любовных увлечений, при которых супруги развлекаются на стороне независимо и большей частью без ведома друг друга, подобные взаимоотношения, получившие название свингинга, предполагают «со-брачный» секс: юридические, социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность. В «закрытом» свингинге каждый из супругов развлекается с представителем другой пары приватно, наедине. «Открытый» же свингинг — это групповой секс; гетеросексуальные игры и ласки иногда дополняются гомосексуальными.
Некоторые свингеры не только сообща занимаются любовью, но совместно организуют и проводят отдых, развлекаются, помогают друг другу воспитывать детей, решают сообща хозяйственно-бытовые проблемы.
В подобном «браке» возникает целый ряд моральных, психологических и сексуальных проблем. Поскольку свингинг предполагает добровольность и равенство супругов, он честнее обычного адюльтера, здесь нет обмана и нарушение супружеской верности. Тем не менее он, безусловно, противоречит нормам христианской морали и моногамного брака.
С отказом от сексуальной исключительности супружество утрачивает значительную долю своей интимности. Чисто развлекательный, гедонистический секс многих не удовлетворяет, а возникновение сильной эмоциональной привязанности между мужем и женой из разных пар неминуемо подрывает их первоначальные брачные союзы. Несмотря на заранее достигнутое обоюдное согласие, свингинг нередко порождает чувство стыда, вины и ревности, которые могут разрушить супружество. Увеличивает он и возможность контрацептивной ошибки или неосторожности, которые могут привести к драматической ситуации об установлении биологического отцовства.
5. Мусульманская семья— многоженство, узаконенное религией. Один мужчина может иметь четырех официальных жен, которые обычно живут под одной крышей или же в отдельных домах, построенных для них мужем. Если все жены и их дети находятся в одном домовладении, домашние и семейные обязанности между ними строго распределены. Муж является единовластным хозяином всех домочадцев, подчинение ему обязательно для всех членов этой семьи — от мала до велика. Он единолично принимает решения и определяет дальнейшие судьбы стареющих жен и подрастающих детей.
6. «Шведская» семья — это семейная группа, включающая в себя по несколько представителей не только женского, но и мужского пола. Юридически отношения в такой семье могут быть оформлены только между партнерами одной пары, но это не мешает всем, включенным в семейный союз мужчинам и женщинам, считать себя супругами друг друга, вести общее хозяйство, иметь общий семейный бюджет. Дети также считаются общими.
7. Гомосексуальная семья состоит из брачных партнеров, имеющих так называемую «нетрадиционную» сексуальную ориентацию. Если это чисто мужская или чисто женская брачная пара, внутри такой семьи происходит разделение партнеров на «мужей» и «жен» и соответствующее распределение семейных ролей и обязанностей. Довольно часто взаимоотношения в гомосексуальной семье устанавливаются по типу традиционной нуклеарной. При этом нормы внутрисемейной жизни определяются самими «супругами» в соответствии с существующими в обществе мужскими и женскими ролями.
На сегодняшний день ученые затрудняются в четком установлении причин гомосексуализма. Формирование противоестественной сексуальной ориентации одни связывают с генетическими аномалиями, другие — с ошибками семейного воспитания, приводящими к деформациям полового самосознания ребенка. Поэтому нет радикальных средств, с помощью которых можно было бы переориентировать направленность сексуального влечения взрослого гомосексуалиста. Современное общество стало относиться к людям «нетрадиционной» сексуальной ориентации более терпимо. В некоторых странах (в частности, в Швеции и Германии) официально разрешено юридическое оформление гомосексуальных браков. Некоторым семьям, после тщательного обследования обоих брачных партнеров на предмет их дееспособности (состояния физического и психического здоровья) и изучения финансово-экономических условий семейной жизни, разрешается усыновлять детей. Конечно, вопрос формирования личности ребенка в однополых семьях остается спорным, так как возможно нарушение его половой идентичности, что в конечном счете приведет к пополнению рядов гомосексуалистов. Однако даже гомосексуальная (чаще всего женская) семья для ребенка гораздо лучше, чем отсутствие семьи.
8. Ограниченный временем брак: создание семейного союза рассматривается как разновидность своеобразной сделки. Если супруги по истечении определенного срока, о котором они условились раньше, не заявят о своем желании продлить «контракт», они автоматически считаются совершенно чужими друг другу людьми.
Обычно «брачная сделка» оформляется юридически, чтобы супруги выполняли свои обязанности и не лишались своих прав по истечении срока ее действия. Во всем остальном подобная семья живет обычной жизнью, характерной для традиционной нуклеарной семьи.
Во всех рассмотренных выше нетипичных семьях между супругами существует такая модель отношений, которая не свойственна традиционному браку. Кроме того, такие отношения зачастую не принимаются и осуждаются обществом с точки зрения существующих в нем морально-этических норм. Подобные браки довольно немногочисленны, поэтому их следует рассматривать как своеобразное исключение из общепринятого устоявшегося правила.
Наряду с такими или похожими на них нетипичными семьями существуют формы брачных союзов, которые мало чем или почти ничем не отличаются от современной нуклеарной семьи ни по структуре, ни по основным семейным функциям. Однако эти семьи имеют характерные особенности, что позволяет отнести их к категории нетипичных. Если первая группа нетипичных семей отличается необычным и даже неприемлемым для большинства людей стилем супружеских отношений, то вторая категория, наоборот, с этой стороны очень близка к традиционной семье. Главное ее своеобразие может быть связано либо с наличием в семейной группе неродных (приемных, усыновленных, сводных) детей и не состоящих с детьми в кровном родстве родителей (отчима, мачехи), либо с ограничением дееспособности некоторых членов семьи (и взрослых, и детей). Такие семьи получают в нашем обществе все более широкое распространение, однако, применительно к традиционному пониманию семейно-брачного союза они являются нетипичными, так как не выступают в качестве основной модели существования современной семьи.
К группе нетипичных семей этого плана можно отнести смешанные семьи, которые образуют разведенные родители и их партнеры в повторных браках; семьи, имеющие на воспитании усыновленных детей; семьи, воспитывающие чужих детей; расширенные семьи общинного типа; семьи с недееспособными родителями; семьи с хронически больными детьми и детьми-инвалидами.
Рассмотрим особенности каждого вида нетипичных семей. Альтернативной формой семейной жизни, которая имеет много общего с традиционной семьей, объединяющей членов семейного клана, является семья так называемого общинного типа. В такой семье воспитание детей осуществляют сообща все взрослые. Хотя в некоторых общинах обязанности по воспитанию детей возлагаются на конкретных людей, все-таки в большинстве из них дети обращаются к различным взрослым, чтобы решить свои разнообразные проблемы.
Среди преимуществ такого рода воспитания, как правило, отмечается возрастающее у детей чувство семьи и готовности к выполнению различных ролей, традиционно присущих взрослым. Взросление в таких семьях происходит легче, поскольку дети с ранних лет учатся брать на себя ответственность за жизнь в общине. Пожалуй, изъяном в семейном воспитании можно считать чрезмерное потакание детям, но это благоприятно сказывается на установлении эмоциональных контактов между взрослыми и детьми, и дети в таких семьях гораздо реже испытывают чувство отчужденности.
Любая семья, какой бы благополучной она ни была, не застрахована от того, что со временем чувства супругов могут охладевать настолько, что вопрос о целесообразности дальнейшей совместной жизни превращаются в утверждение: жить вместе невозможно. И тогда на смену семейному счастью приходит беда, супруги решают развестись. К сожалению, количество людей, прошедших через процедуру развода, стремительно растет. И вместе с тем увеличивается доля заключаемых повторных браков, а это ведет к увеличению числа семей, в которых воспитываются пасынки и падчерицы. В некоторых случаях в одной семье оказываются дети от предыдущих браков каждого из супругов. Поскольку число смешанных браков довольно значительно, имеет смысл коснуться проблем воспитания неродных детей. Прежде всего следует отметить, что дети от первого брака могут оказывать отрицательное влияние на согласие в новой семье. У приемного отца возникают проблемы в общении с ними, с их воспитанием, что ему сделать значительно труднее, чем родному отцу. Он может восприниматься детьми как незваный гость, отнимающий у них часть материнской любви. Они могут не воспринимать его попыток к сближению и даже намеренно игнорировать любые знаки внимания с его стороны. Жена в такой ситуации может чувствовать себя особенно уязвленной, когда муж критикует поведение «ее» детей. Кроме того, необходимо уважать права родного отца, что повышает неуверенность приемного. Иногда приемный отец снимает с себя ответственность за детей, теряет авторитет, чувствует себя лишним в семье. Проблемы воспитания «ее детей» он оставляет жене, а когда она делает это, по его мнению, неправильно, критикует ее или подавляет свои порывы, что приводит к возникновению напряженности, появлению отрицательных эмоций. Напряженность иногда ослабевает или снимается с рождением собственного ребенка, но в ряде случаев она может усилиться, возникают проблемы в отношениях между «ее» и «их» детьми.
Подобная атмосфера в смешанных семьях может быть обусловлена определенными чертами, которые обычно присущи пасынкам и падчерицам. Во-первых, они сильнее любят одного из родителей. Во-вторых, острее ощущают несправедливость. В-третьих, стремятся следовать примеру родной матери или отца, а не мачехи или отчима. Особенно часто это встречается в тех случаях, когда ребенок не принимает отчима (мачеху), относится к нему враждебно при сохранении тесной эмоциональной связи с родным отцом (матерью).
Естественно, неродной родитель изначально не может полностью заменить родного отца или мать. Он вынужден делить свои воспитательные обязанности с ним. У детей часто возникают нереалистические ожидания, что объясняется их душевными порывами, потребностями, а также теми или иными социальными факторами. Сильное соперничество между неродными детьми зачастую ведет к обострению напряженной обстановки в смешанной семье.
Вместе с тем повторный брак имеет некоторые преимущества по сравнению с первым для гармоничных отношений супругов. Прежде всего партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более рационально. Помня о горечи, которой нередко оканчивается первый брак, партнеры испытывают благодарность за все хорошее, что им предоставляет второй брак, и они стараются сохранить его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, партнеры более подготовлены и мотивированы на сотрудничество.
Смешанная семья при наличии взаимопонимания между супругами может легко справиться с проблемой адаптации неродных детей к изменившимся условиям их жизни. Именно те неродные родители и дети, которые способны осознавать сущность новых взаимоотношений, в которые они вступают, могут прогнозировать поступки и анализировать процесс воспитания, что в конце концов приводит к творческой и успешной семейной жизни.
Несколько иначе строятся внутрисемейные отношения в семьях с приемными (усыновленными) детьми. Отношение к процессу усыновления в разных странах зависит от культурных традиций, от разнообразных обычаев. У некоторых народностей новорожденный преподносится в качестве подарка. На полинезийских островах почти каждый третий ребенок является усыновленным. При этом полный разрыв с матерью наступает в раннем возрасте. В современных развитых странах родители, покинувшие ребенка, осуждаются, и нередко ставится вопрос об их психиатрической полноценности, а усыновление или удочерение иногда рассматривается общественностью почти как подвиг.
Задачи воспитания приемных детей аналогичны задачам воспитания родных, в особенности, если ребенка усыновляют в младенческом возрасте. Специалисты утверждают, что чем больше возраст ребенка, тем опаснее для психического развития его усыновление. Предполагается, что большую роль в этом играет стремление ребенка найти своих истинных (биологических) родителей. По данным ряда специалистов, примерно у 45% усыновленных появляются психические расстройства в связи с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях. Поэтому семьи, берущие на воспитание детей, должны знать о необходимых специфических навыках, которые им предстоит усвоить в первую очередь. Приемным родителям нужны навыки установления и поддержания связей с учреждениями, занимающимися проблемами усыновления. Кроме того, они должны уметь взаимодействовать с юридическими органами в ходе усыновления ребенка.
Приемным родителям необходимо умение создать благоприятную семейную обстановку для ребенка. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи, но и способствовать тому, чтобы он мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе.
Приемным родителям могут потребоваться навыки взаимодействия с детьми старшего возраста, если до усыновления они жили в тех или иных детских учреждениях, которые заменяли им семью. У них могли возникнуть индивидуальные эмоциональные проблемы, справиться с которыми приемные родители смогут лишь с помощью специальных знаний и навыков воспитания. Приемные родители и усыновленный ребенок могут принадлежать к различным расовым и этническим группам. Соответствующие родительские навыки помогут усыновленным или приемным детям справиться с чувством разлуки и оторванности от своего прежнего мира.
Иногда взятые на воспитание дети могут не знать, как общаться с приемными родителями из-за плохих взаимоотношений в родной семье. Они ожидают, что их будут жестоко наказывать за мелкие проступки или что взрослым будет безразлично, чем они занимаются, до тех пор, пока им не мешают. Некоторые дети могут быть враждебно настроены по отношению к приемным родителям. Им кажется, что все сговорились, чтобы забрать их из родной семьи. Дети не могут справиться с гневом, страхом и причиняющими боль чувствами, которые они испытывают к своим собственным родителям. Дети могут враждебно относиться к самим себе и совершать поступки, которые вредят в первую очередь им самим. Они могут пытаться скрыть или отрицать эти чувства, отстранившись от приемных родителей или проявляя к ним полное равнодушие.
Ощущение замешательства, которое испытывают дети, с одной стороны, из-за чувства любви и тоски по своей семье и, с другой стороны, ненависти к родителям и самим себе за воображаемые и реальные поступки, носит очень болезненный характер. Находясь в состоянии эмоционального стресса, эти дети могут совершать агрессивные действия в отношении приемных родителей. Все это должны знать те, кто решился на серьезный шаг усыновления ребенка, расставшегося со своей родной семьей.
К тому же у ребенка могут быть умственные, психические и эмоциональные отклонения, что также потребует от приемных родителей специфических знаний и умений.
Разновидностью нетипичных семей, в которых дети воспитываются неродными родителями, являются также семейно-воспитательные группы. Эта совершенно новая для России форма жизнеустройства детей заключается в том, что ребенок из приюта направляется в специально подобранную семью, где временно проживает и получает необходимую заботу и внимание. Потенциальным родителям время ухода за детьми засчитывается в трудовой стаж, т.е. забота и воспитание обездоленных детей (в основном детей-сирот или тех, чьи родители лишены родительских прав) является своего рода работой, за которую те, кто согласился на такой серьезный шаг, получают зарплату и пособие на содержание каждого ребенка. В дальнейшем не исключается возможность оформления опекунства. Подобный опыт работы по организации семейно-воспитательных групп пока еще не получил широкого распространения, но как своеобразная модель семьи уже находит применение с начала нынешнего века в нашей стране.
Особую категорию составляют семьи с недееспособными членами. Среди них, в свою очередь, можно выделить семьи с родителями-инвалидами илихронически больными взрослыми членами семейной группы. Семейная обстановка в таких случаях становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности.
Резкое ухудшение здоровья родителя или любого другого члена семьи может случиться, как это чаще всего и бывает, совершенно неожиданно, и именно в тот момент, когда семья не в состоянии эффективно противостоять нагрянувшей беде. Зачастую затраты на оплату врачебной помощи и пребывание в лечебных учреждениях ложатся непосильным бременем на семьи и их истощившийся бюджет. Может случиться так, что если заболевшего родителя госпитализируют, то за ребенком некому присмотреть. Тяжелые хронические болезни могут надолго лишить родителя возможности заботиться о ребенке.
Психическое заболевание родителя может вызвать у него такие поведенческие реакции, которые будут опасны для ребенка. Симптомами психического заболевания является безразличное отношение к ребенку, что увеличивает опасность несчастного случая. Дикие скандалы с супругом или с соседями отрицательно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние ребенка.
Родитель, склонный к употреблению алкоголя или наркотиков, также может игнорировать потребности ребенка и угрожать его безопасности. Родитель может страдать от неврозов или психоза. Болезнь может быть настолько серьезной, что жестокое обращение с ребенком приобретает садистский, преступный характер.
Своеобразный психологический климат складывается в семьях с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, что обусловливает отнесение таких семей к нетипичным семьям. Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые могут быть разделены на две группы: первая — как семья влияет на состояние больного ребенка; вторая — каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье.
Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, а родители не всегда могут его обеспечить в домашних условиях. Если в семье есть еще другие дети, и она переживает трудности, то у родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, необходимых для удовлетворения специфических потребностей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщение о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, что оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в семье.