Глава 9. основные принципы этики в групповой психотерапии
Р.Кочюнас
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Рекомендовано кафедрой психотерапии и медицинской психологии
Российской медицинской академии последипломного образования
и Профессиональной психотерапевтической лигой
в качестве учебного пособия
М.: "Академический Проект", 2000
Аннотация
От автора
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
1.1. Определение понятий "групповая психотерапия" и "психотерапевтическая группа"
1.2. Общие цели психотерапевтической группы
1.3. Преимущества и ограничения групповой психотерапии
1.4. Возможности клинического применения групповой психотерапии: изменение установок
Глава 2. РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП
2.1. Психотерапевтические группы с точки зрения целей
2.2. Психотерапевтические группы с точки зрения способов реализации целей
2.3. Психотерапевтические группы различного теоретического основания
Глава 3. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
3.1. Поощрение надежды
3.2. Универсальность проблем
3.3. Информирование участников группы
3.4. Альтруизм
3.5. Коррекция опыта первичной семьи
3.6. Совершенствование социальных навыков
3.7. Имитационное поведение
3.8. Коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис
3.9. Межличностное (социальное) научение
3.10. Сплоченность группы
3.11. Экзистенциальные факторы
3.12. Инсайт
3.13. Динамика и взаимодействие психотерапевтических факторов группы
Глава 4. ГРУППОВОЙ ТЕРАПЕВТ: ЛИЧНОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ, НАВЫКИ
4.1. Требования к личности группового терапевта
4.2. Подготовка и квалификация группового терапевта
4.3. Теоретические основы работы с группой
4.4. Профессиональные навыки группового терапевта
4.5. Стиль работы терапевта в группе
4.6. Перенос и контрперенос в психотерапевтических группах
4.7. Самораскрытие терапевта в группе
4.8. Ко-терапия
4.9. Советы начинающему групповому терапевту
Глава 5. СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
5.1. Подготовка терапевта к организации психотерапевтической группы
5.2. Отбор участников
5.3. Принципы составления
5.4. Место и условия работы
5.5. Открытая и закрытая психотерапевтические группы
5.6. Размер психотерапевтической группы
5.7. Частота и продолжительность встреч
5.8. Общая продолжительность работы
5.9. Оплата участия
5.10. Прелиминарная встреча
Глава 6. ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
6.1. Сопротивление работе группы и его формы
6.2. Навыки эффективного участия в группе
Глава 7. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
7.1. Начальная стадия
7.2. Переходная стадия
7.3. Продуктивная стадия
7.4. Завершающая стадия
Глава 8. НЕУДАЧИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
8.1. Прекращение групповой психотерапии
8.2. Исключение участника из группы
Глава 9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
9.1. Общие этические требования к групповому терапевту
9.2. Недобровольное участие в группе
9.3. Информирование участников
9.4. Конфиденциальность
Приложение. Вспомогательные методы работы в психотерапевтической группе
Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Римас Кочюнас
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.
Аннотация
Книга является первым на русском языке пособием по групповой психотерапии, написанным как для руководителей психотерапевтических групп, так и для их участников. Автор отвечает на вопросы: как стать результативным групповым психотерапевтом и как стать эффективным участником группы. Книга написана доступным языком и может быть прочитана и понята как профессионалом, так и человеком, просто интересующимся групповой психотерапией; однако доступный язык вовсе не упрощает содержания работы. Автор обобщает не только свой уникальный практический опыт, но и опыт коллег, а также основную литературу развитых стран за последние 40 лет, останавливаясь на преимуществах групповой психотерапии перед индивидуальной.
Книга адресована психотерапевтам, психологам, студентам, а также врачам и всем специалистам, работающим с людьми.
© Кочюнас Р., 2000
© Матулявичене В., перевод, 2000
Не подлежит сомнению тот факт,
что человек, каждый человек в мире,
пребывает на пути к посвящению.
Одни выбирают долгий путь,
другие – короткий.
Каждый является творцом своей судьбы,
и никто не может ему в этом помочь, –
разве что добротой, щедростью и терпением.
Генри Миллер
От автора
Назначение человека, как известно, – создавать и развивать свою индивидуальность. Но это возможно лишь в окружении других людей и с их помощью. Мы, являясь отдельными личностями, индивидуумами, вместе с тем принадлежим к различным группам людей и от них в немалой степени зависим. Главной группой в нашей жизни является семья, в которой мы рождаемся и в которой закладывается фундамент нашей личности. По собственной воле или вопреки ей, но на протяжении своей жизни мы включаемся во множество других формальных или неформальных групп. Наши основополагающие ценности и установки, касающиеся главных вопросов жизни, возникают и изменяются под влиянием других людей, вместе с которыми мы принадлежим к той или иной группе. В своем поведении мы учитываем их мнение. Как видим, влияние групп на нашу жизнь, оценку окружающего мира и себя испытал каждый из нас.
Групповая психотерапия и пытается сконцентрировать и использовать возможности воздействия групп на их участников для лечения психических расстройств, оказания помощи в решении жизненных трудностей и проблем, изменения и совершенствования личности. В конце нашего века мы наблюдаем настоящий апогей распространения психотерапевтических групп. Эта форма психотерапии и психологического консультирования применяется в медицине – как в психиатрических, так и в соматических клиниках, в школах, в центрах психотерапии и консультирования. Групповые формы работы используются для обучения учащихся и студентов, для подготовки и повышения квалификации профессионалов разных сфер. Иными словами, методы групповой психотерапии эффективно применяются в самых разных областях.
Это происходит по многим причинам. Прежде всего следует отметить, что работа в группах более экономична, чем индивидуальная работа – за одно и то же время можно помочь большему количеству людей. Большинству наших психологических трудностей и расстройств свойствен ярко выраженный межличностный контекст, поэтому и психологическая помощь приносит больший эффект в условиях общения между участниками группы. Межличностное обучение также эффективно, так как позволяет воспользоваться живым опытом других людей.
В данной книге рассматриваются достижения современной групповой психотерапии в мире и обобщается более чем пятнадцатилетний опыт автора в этой области. В этой книге я попытался удовлетворить потребности как можно более широкого круга специалистов (врачей, психотерапевтов, психологов, педагогов, социальных работников), рассматривая наиболее универсальные аспекты организации и работы психотерапевтических групп.
Надеюсь, что книга поможет как начинающим, так и опытным профессионалам групповой психотерапии глубже постичь очень сложную, но необычайно интересную жизнь психотерапевтической группы.
Хочу выразить благодарность клиентам и коллегам, с которыми пришлось пережить незабываемые моменты в "психотерапевтическом кругу", в том числе коллегам из России, где довелось немало работать. Также хочу выразить свою признательность доктору Александру Алексейчику, благодаря поддержке и вере которого я пришел в групповую терапию 20 лет тому назад.
Появление этой книги на русском языке было бы невозможно без усилий переводчицы Валентины Матулявичене, за что приношу ей самую искреннюю благодарность.
Римас Кочюнас
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Глава 1