Сознание и бессознательное. Сознание — один из аспектов духовной жизни, соотнесенность субъекта переживания «Я» с внутренним и внешним предметом (предметное сознание) и соотнесенность
Сознание — один из аспектов духовной жизни, соотнесенность субъекта переживания «Я» с внутренним и внешним предметом (предметное сознание) и соотнесенность его с собою (самосознание как знание о тождественности личности, «Я» в меняющихся актах осознания). В этом смысле «сознание» является «сопутствующим знанием», «знанием знания» в единстве сознаваемого (содержание сознания, объект), сознающего («Я», субъект) и самого акта осознания, всегда направленного на что-то (интенциональность сознания) [179, 1133].
Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.
Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: сознание — всегда осознание чего-либо), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером, различной степенью (уровнем) ясности.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно— оно обусловливается внешними по отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид).
Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно — в виде искажений сознания). По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций [132, 327-328].
[32]
З. Фрейд трактовал сознание как своего рода систему, стремящуюся к самосохранению. Он отверг бытовавшее тогда отождествление психики с сознанием и взгляд на сознание как на поток мыслей и переживаний. Работа сознания не сводится к внутреннему восприятию содержаний, она жизненно важна для сохранения человеческого «Я», которое являет собой особую инстанцию (подсистему личности), решающую собственные задачи [268,429].
Бессознательное (англ. unconscious) — понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата 3. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. На сегодняшний день выделяется пять классов проявлений бессознательного.
1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.
2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.
3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.
4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.).
[33]
5. Структуры общественного бессознательного — неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и другие схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре [37, 57].
Понятие о бессознательном составляет ядро психоанализа.
Психоанализ (англ. psychoanalysis) — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце ХIХ — первой трети XX века.
Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, оговорок, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация.
Впервые в едином теоретическом контексте были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, ее структурной организации и психодинамики.
Фрейдом была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах — сознательном, предсознательном (подсознательном), близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от первых двух особой психической инстанцией — цензурой.
Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание. Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах [37,424].
Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из следующих компонентов: биологического (Ид), индивидуально-личностного (Эго) и социального (Супер-Эго). Под Ид (или Оно)
[39]
понималась наиболее примитивная часть человеческой личности, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Эта инстанция не признает никаких конфликтов и противоречий. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям вынуждена служить другая инстанция — Я (или Эго). Вместе с тем Эго следует принципу реальности и вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма — с одной стороны, ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящими от Ид).
Особое значение было придано Супер-Эго, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид вырастает из наследственного опыта, а Эго — индивидуального, то Супер-Эго — продукт влияний, исходящих от других людей (родителей и окружающей социальной среды) [268,428—429].
«Оно» — наименее структурированная часть сознания, так как представляет сферу инстинктов. В ней нет дифференциации причинно-следственных отношений, понятий пространства и времени (все существует в неопределенном времени). Эта часть сознания лишена контактов с внешним миром и не знает различий между внешней реальностью и субъективной сферой. Ее деятельность подчинена только принципу удовлетворения потребностей («Несмотря ни на что»!). Влечения «Оно» не подлежат оценке по шкале «хорошо — плохо», «нравственно — безнравственно», подобно тому, как не оцениваются природные явления. «Я» дифференцируется из «Оно», и его основной функцией становится зондирование реальности и взаимодействие с Ней. «Я» преобразует (в том числе сублимирует) энергию «Оно» в социально приемлемое поведение, одобряемое «Сверх-Я». Таким образом, «Я» социализирует требования «Оно» и делает их приемлемыми для личности и ее «Сверх-Я». Можно сказать, что «Я» — это уровень, на котором происходит соединение внутреннего мира («Оно») и внешнего («Сверх-Я»).
[35]
«Я» осуществляет защиту против аффектов, определяет необходимость сдерживания проявлений собственных инстинктов. В процессе развития, при переходе от принципа удовольствия к принципу реальности, «Я» становится враждебным инстинктам, а когда требования инстинктивных импульсов становятся чрезмерными, то враждебность «Я» по отношению к ним возрастает до уровня тревоги, что и порождает конфликт. Поэтому «Я» предстает носителем устойчивых оценок поведения лишь тогда, когда человек находится в привычных условиях. Критические ситуации ведут к изменению личности. Под гипнозом, в глубокой медитации, при полной продолжительной изоляции человек теряет свое «Я» [93,105]. Конфликт или противоречие между сознательным и бессознательным («Оно» и «Я») либо между «Я» и «Сверх-Я», отражающим принятые личностью социальные нормы, провоцирует формирование защиты [266, 312]. На этом пути «Я» и «Сверх-Я» начинают формировать механизмы, позволяющие поддерживать прочность возникших границ. Структура «Я» постепенно оснащается набором подсознательных защит, а структура «Сверх-Я» — набором осознаваемых стереотипов.
«Сверх-Я» формируется частично из «Я», а частично путем присвоения запретов, моральных норм и социальных установок, погруженных образов родителей и воспитателей. Эта часть сознания выступает как источник моральных установок личности и, управляясь осознаваемыми стереотипами, ощущается как вина, совесть. Из этого материала «Сверх-Я» воздвигает идеальный стандарт— совокупность требований, в соответствии с которыми сексуальность ограничена, а агрессия объявляется -асоциальной. И то и другое несовместимо с психическим здоровьем. Вместе с тем, когда у человека снимается защита, установленная по настоянию «Сверх-Я», у него возникает чувство вины и тревоги. Поскольку «Сверх-Я» более доступно сознанию, чем «Я», постольку снижение требований «Сверх-Я» до разумного уровня — одна из базовых задач воспитания. В противном случае личность оказывается враждебной к собственным инстинктам и неспособной к наслаждению. Замещение инстинктивной цели в соответствии с идеалом и высшими социальными ценностями (сублимация) предполагает знакомство с этими ценностями, что определяет достаточно позднее созревание «Сверх-Я».
[36]