Рые могут быть развиты по мере накопления опыта
Консультирующий психолог (по мнению А. Ф. Бондаренко)
Специализируется, как правило, в области проблем, относящихся к
социальным ролям и позициям: проблемы семьи и брака (квалифика-
ция «семейный терапевт»); проблемы работы и занятости («консуль-
тант службы занятости»), школьные проблемы («школьный психо-
лог») и т. п. [3, с. 36].
Психотерапевт работает с собой, заботясь, поддерживая и сочув-
Ствуя, он создает условия безопасности.
Выделяют три важных постулата квалифицированного психологи-
ческого консультирования и психотерапии, по К. Schneider (1992).
Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консуль-
Тант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим
И искренен по отношению к себе.
Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что кон-
Сультант способен помочь другим людям эффективно решать их про-
Блемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подра-
Зумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.
Психолог-консультант должен понимать свои слабости и воз-
Можности их преодоления. Умение принимать и отражать свои чувст-
Ва, не подменять их оценками также отличает профессионалов.
Характеристика личности консультанта.
Существует множество различных точек зрения на необходимые
Качества психолога-консультанта. Фокусируя взгляды авторов, можно
выделить следующее:
1. Положительная установка по отношению к личности другого
Человека (клиента).
2. Безоценочное отношение усиливает у клиента ощущение са-
моидентичности, уникальности собственного «Я», в противном слу-
Чае появляется ощущение угрозы, а следовательно, оборонительная
Позиция. Это не означает абсолютный отказ от оценок, а только
Перенос на эмоциональное отношение, понимание субъективности
(К. Роджерс).
3. Безусловное принятие личности другого (иначе появляется ис-
Пуг). Доброжелательность означает доверие — принимаем клиента
Таким, каков он есть (К. Роджерс).
4. Одобрение — теплосердечная установка, а не критичная; одоб-
Рение поддерживает у клиента право думать, чувствовать, поступать
Так, как он считает для себя возможным, независимо от видимой не-
Лепости (Аттватер).
Одобрение проявляется в готовности выслушать и положитель-
Ном отношении к уникальности личности (с достоинствами и слабо-
Стями), праве клиента на собственное мнение, даже если оно не сов-
Падает с мнением консультанта.
5. Аутентичность, или способность быть самим собой — ис-
Кренность, открытое выражение своих чувств и намерений. Если нет
Внутренней готовности решать проблему, или возникает нежелание,
Если превалируют собственные проблемы, то лучше отказаться от
Встречи с клиентом или перенести ее. Лучше открытое признание
Своих трудностей, слабостей — как результат возникает доверие
(К. Роджерс, Е. Мелибруда).
6. Наличие гибкой позиции — гибкость и открытость по отноше-
нию к другим культурным и социальным группам: изменение пози-
Ции, мнения, ориентации, без консерватизма и ригидности.
7. Гуманистическое сознание — гуманный, человечный взгляд на
Мир людей, понимание разнообразия, противоречивости и уникально-
Сти человеческого существования.
Феноменологическое интервью-исследование профессиональ-
ных качеств, необходимых психологу-консультанту, позволило вы-
Делить синонимические определения, отражающие наиболее важные
из них [12].
Милосердие (от корней «милый», «сердце» — милое сердце) —
Помогающий, лечащий душу, терпеливый, доброжелательный, при-
Нимающий, гуманный.
Дипломатичность, от французского diplomatic (дипломатия име-
ет греческий корень diploma — лист, сложенный вдвое, подчеркнем
последнее — двое — диалог) — умный, понимающий, спокойный,
умеющий слушать / слышать, обладающий интуицией, коммуника-
Бельный, отзывчивый.
Мужество оптимизма — жизнеутверждающий, целеустремлен-