Аналитическая психология - Карл Густав Юнг(1875-1961)

Ключевые слова Методология Предмет изучения Содержание Технология Критика
Ахетип-это врожденные универсальные прототипы идей, и они могут быть использованы для интерпретации результатов исследований. Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа, называется комплексом. 3 основных архетипа: «Тени»- воплощают темную, дурную и животную сторону личности. Содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. «Анима» («Анимус») - прообраз женщины(мужчины) в бессознательной психике мужчины( женщины).. «Смысл» - самость - из него вытекает духовная и религиозная функция души. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Развитие самости — это главная цель человеческой жизни Индивидуация – процесс обретения самости –происходящая на протяжении всей жизни интеграция различных и противоположных частей психики вокруг самости через осознание и знание бессознательного. Конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.   Автономный творческий комплекс-обособившаяся- часть души ведущая свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню, своей силе на правах вышестоящей инстанции мобилизует Я на службу себе. Творческий дар- это рок не подвластный сознательной воле человека. Комплексы - скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта, приобретшие автономный характер и не подчиняющиеся сознательному контролю -это эмоционально заряженные части опыта. В основе комплекса всегда может быть обнаружено архетипическое ядро. Энергия либидо - диффузная творческая жизненная сила, проявляющаяся самыми различными путями — как, например, в виде творчества. Самость и ее обретение- результат стремления различных компонентов личности к единству, стремления к интеграции, гармонии и целостности. самореализация посредством непрекращающейся творческой деятельности способствует большей продолжительности жизни. Символом архетипа самости является мандала - символическое выражение целостности «Я», самости в теории Юнга; также имеет название «магические круги». Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности, путем толкования архетипических образов, возникающих у пациентов. В образах (архетипах) Юнг видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Осмысление и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Архетипические образы. Влияние динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт Это направление родственно психоанализу, но Аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной. Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни Индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. «В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» Душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. 1)Эго - центр сферы сознания, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. 2)Личное бессознательное -вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и доступен для осознания. Компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума. 3)Коллективное-бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.   .   Индивидуация личности. Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности. Юнгианский анализ существует не для того, чтобы делать себя лучше. Он посвящен становлению сознания относительно реального текущего личностного статуса человека, включая и его силу, и его слабости. Анализ — это не нечто, что делается для вас. Его целью является не совершенство, а завершенность, полнота. Конечно, полнота, как и совершенство, достижимы лишь в идеале, но, как сформулировал это Юнг, «цель важна только как идея: существенным же является opus [работа над собой], ведущая к самой цели, и это — пожизненная цель» Большинство основных концепций Юнга не подвергались эмпирической проверке.

Наши рекомендации