Особенности публичных выступлений
Для формирования благоприятного имиджа выступающему особенно важны первые минуты контакта с аудиторией. На этом этапе речевого состязания выступающий сможет «выиграть», только овладев навыками эффектного «вхождения» в речь (первые 3-5 минут), когда голос оратора воспринимается комфортно, с удовольствием. Более 38 % передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонация оратора. Если, предположим, оратор находится в состоянии эмоционального возбуждения, излишнего волнения, страха, депрессии, усталости, то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей тоже возникнут аналогичные (и нежелательные для них) ощущения. Здесь главное — расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего выступления, заинтересовать собой как неординарной личностью. При этом можно использовать следующие приемы:
-сопереживание;
-парадоксальное начало;
-Неожиданный вопрос;
-интригующее описание;
-интересный или необычно поданный факт;
-оригинальная цитата;
-комплимент всем собравшимся;
-наглядный пример;
-шутка;
-обращение к непосредственным интересам аудитории.
Возможную реакцию аудитории на будущее выступление можно предугадать, заранее составив социальный портрет слушателя:
1.социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы);
2.количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек);
3.приблизительный возраст слушателей;
4.круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно;
5.характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.
Кроме того, надо ответить на вопросы: почему и зачем собрались слушатели? Как выступление связано с их интересами и потребностями? Чего они ждут от выступления? Где, когда и как они могут использовать полученную информацию?
Наука риторика предлагает ряд рекомендации, которые могут принести успех:
1. входите в аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям. Важно всем своим видом убедить их в том, что вам как оратору есть, что сказать, и вы знаете, как это сделать именно в этой аудитории;
2. дайте возможность слушающим вас рассмотреть. Встаньте так, чтобы аудитория вас хорошо видела, и вы сами легко могли бы «встретиться» взглядом со всеми (по возможности) присутствующими в аудитории. Эта тактика позволит создать у каждого слушателя впечатление, что вы будете выступать именно для него, и даст сигнал для аудитории к управлению своим вниманием;
3. рассматривая аудиторию, еще раз подкорректируйте ее социальный портрет, созданный на этапе подготовки выступления. При этом скройте ваше «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Если ваше выступление начинается в дружественной манере, даже враждебно настроенная аудитория не устоит.
В ходе многовековой риторической практики выяснилось, что человек психологически не способен слушать оратора более 45 мин (так возник «академический час» в системе обучения). Первые 5-10 мин человек слушает, не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать его внимание, вставляя в свою речь каждые 5-10 мин какую-то легкую реплику — шутку, анекдот, яркий пример. В итоге аудитория позднее свяжет выступление воедино в своей памяти с помощью таких «легкомысленных» связок.
Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи — для выступающего 100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего.
15. Психологические приёмы влияния на партнера
Так или иначе, мы все, в деловой среде общаемся друг с другом, и общаемся не просто так, а с определенными целями. И если мы их достигаем, то в целом это влияет не только на наше самочувствие и самооценку, но и на социальный и жизненный уровень в целом.
Однако, что мы можем использовать в отношении партнеров по общению, чтобы добиться определенного влияния на их поведение и что могут использовать они в отношении нас?
И насколько эффективны те или иные приемы?
Девять основных тактических приемов с целью оказания влияния на партнера по общению:
• Разумное убеждение — мы можем использовать логические доводы и реальные факты для убеждения своего оппонента в том, что наше предложение или требование для него актуально и выгодно, и наверняка, повлияет на достижение целей, получение определенных выгод или перспективы их получения. В этом случае, мы выстраиваем свою аргументацию таким образом, чтобы повлиять на логику и ход мыслей нашего партнера по общению, в нужном нам направлении. Наиболее эффективными здесь будут методы «Причина – Следствие», «Сравнение», «Эскалатор аргументов», «За и Против» и т.п.
• Эмоциональное воздействие (воодушевление) —выдвижение пробуждающего энтузиазм предложения или требования, которое вдохновляет своим призывом к тому, что наш оппонент ценит или во что верит, тем самым увеличивая уверенность нашего партнера по общению в собственных силах, способности достичь желаемого или выполнить необходимую работу. В этом случае используются эмоционально окрашенные слова и термины, пробуждающие в людях эмоциональный отклик, в том числе метафоры, образные сравнения, лозунги и призывы к действию. Особо продвинутые коммуникаторы включают в этот арсенал и воздействие на психокомплексы и ценностные ориентиры человека.
• Обращение за консультацией —просьба или предложение поучаствовать в планировании стратегии, мероприятия, проекта, целей и задач, ключевых вопросов, где желательна или предполагается поддержка и помощь нашего партнера по взаимодействию, или совместная корректировка предложения, чтобы оно отвечало интересам обеих сторон. Таким образом, наш партнер по общению используется как платформа для генерации, разработки, представления и развития новых идей. Выгода обоюдная, если конечно в итоге одна из сторон, не присвоит все наработки себе.
• Лесть (заискивание) — распространенный прием, при помощи которого, человек пытается привести другого в хорошее настроение или использовать момент, когда тот благоприятно к нему настроен, прежде чем попросить его сделать что-то. Прием из разряда «ниже пояса», и частенько используется манипуляторами. Простейшая защита от такого влияния: в ответ на неприкрытую лесть, ответить «Спасибо, я знаю»(интонацию подбирайте в соответствии с ситуацией)
• Обмен — человек предлагает обмен любезностями, чем-то желательным и приемлемым, показывает желание ответить взаимностью, отблагодарить, поделиться прибылью, если другой поможет выполнить поставленную задачу.
• Воздействие через личные отношения — человек взывает к чувству лояльности и дружбы другого, прежде чем попросить его сделать что-то в качестве особого одолжения, – «Не в службу, а в дружбу». Довольно часто используется не с самыми позитивными намерениями. И в большей степени имеет манипулятивный характер.
• Коалиция — человек ищет помощи других для того, чтобы убедить партнера сделать что-либо, или использует поддержку других, чтобы склонить его согласиться с ними. Старый как мир прием, использующий психологический перевес. Под давлением большинства легко провести невыгодные для оппонента решения.
• Легитимизация — человек пытается обосновать законность просьбы, заявляя свою власть или право выдвигать соответствующие требования, настаивая на том, что это соответствует правилам, политике, нравам или традициям сообщества, группы людей, организации, семьи и т.п. Нечто похожее на необходимость выполнения «супружеского долга»…, – «Назвался груздем – полезай в корзину»…
• Давление — в данном случае используются приказы, требования, угрозы, шантаж, или постоянные напоминания, чтобы заставить оппонента делать то, что хочет инициирующая сторона. И в этом случае задействуется давление на психокомплексы оппонента, но уже явно выраженные, без излишнего маскарада.