Курс 1 семестр (9 пар ПЗ, 9 пар Лб)
Раздел 1. «Введение в психологию»
Практические занятия № 1 и №2 (по 1 паре каждая из них)
Тема «Общая характеристика психологии как науки»
Цель изучения темы:сформировать общее представление о психологической науке; ознакомить студентов с историей развития и становления психологии как науки, а также с существующими научными направлениями.
Вопросы для обсуждения для ПЗ№1:
1. Психология как наука. Научная и житейская психология, их сравнительный анализ.
2. Специфика научно-психологического знания. Психология как, естественная и гуманитарная научная дисциплина.
3. Понятие предмета и объекта психологической науки. Основные этапы развития представлении о предмете психологии. Современные представлении о предмете психологии.
Вопросы для обсуждения для ПЗ№2:
4. Задачи психологии.
5. Место психологии в системе наук. Взаимосвязь философии и психологии. Связь психологии с другими науками.
6. Структура психологической науки. Отрасли психологии (кратко перечислить, указать в чем суть каждой из них, перечислить видных деятелей в каждой из отраслей)
Терминологический тезаурус:общая психология, психология, методы психологии, онтологический аспект психологии, гносеологический аспект психологии, психика.
Основная литература:
1. Гриншпун И.Б. «Введение в психологию». М.: Инст-т практической психологии, 1997.
2.Ждан А.Н. История психологии: Учебник для вузов.- 6-е изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2010.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
Дополнительная литература:
1.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 1: пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496 с., ил.
2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, изд.центр «Академия», 2004. – 352 с.
3. Немов Р.С. Писхология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 5-е изд. Т.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г.- 4-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.
5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
Практическое занятие №3 (1 пара)
Тема «Основные этапы развития преставлений о предмете психологии»
Цель изучения темы:сформировать общее представление об основных этапах развития преставлений о предмете психологии.
Вопросы для обсуждения:
1) Античность. Душа как предмет изучения (1 этап)
2) Средневековье. Сознание – предмет субъективной психологии (2 этап).
3) ХХ век. Поведение – предмет психологии (3 этап).
4) Современность. Становление научной психологии (4 этап).
Терминологический тезаурус:импринтинг, инстинкт, интеллект, навык, научение, онтогенез, самомсознание, сознание, филогенез
Основная литература:
1. Гриншпун И.Б. «Введение в психологию». М.: Инст-т практической психологии, 1997.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию : Курс лекций:Учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо;Омега-Л, 2008. - 334с.
3. Ждан А.Н. История психологии: Учебник для вузов.- 6-е изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2010.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
6. Марцинковская Т. Д. История психологии : Учебник для вузов / Марцинковская Татьяна Давыдовна. - М. : Академия, 2009. - 539с.
Дополнительная литература:
1.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 1: пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496 с., ил.
2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, изд.центр «Академия», 2004. – 352 с.
3. Немов Р.С. Писхология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 5-е изд. Т.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г.- 4-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.
5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
Практическое занятие №4 (1 пара)
Тема «Психика как особая форма отражения»
Цель изучения темы:сформировать общее представление о психике как особой форме отражения реальности.
Вопросы для обсуждения:
1) Понятие отражения и психики. Уровень отражения.
2) Мозг и психика.
3) Структура психики (психические процессы, психические свойства, психические состояния).
4) Функции психики.
Терминологический тезаурус:анализатор, акцептор действия, афферентация, безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, рефлекс, рефлексология, рецепторы, стимул, эффектор, эфферентный нерв, перцептивная психика, инстинкт, раздражимость, чувствительность, функциональная система, нейрон, онтогенез, генотип, филогенез, амнезия, апперцепция, восприятие, гештальт, константность, концентрация, модальность, научение, объем, ощущение, переключение, перцепция, психофизика, распределение, сенсибилизация, синестезия, устойчивость, чувствительность.
Основная литература:
1. Гриншпун И.Б. «Введение в психологию». М.: Инст-т практической психологии, 1997.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию : Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо;Омега-Л, 2008. - 334с.
3. Ждан А.Н. История психологии: Учебник для вузов.- 6-е изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2010.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
6. Марцинковская Т. Д. История психологии : Учебник для вузов / Марцинковская Татьяна Давыдовна. - М. : Академия, 2009. - 539с.
Дополнительная литература:
1.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 1: пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496 с., ил.
2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, изд.центр «Академия», 2004. – 352 с.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г.- 4-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.
4. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
Практическое занятие №5 (1 пара)
Тема «Развитие психики в филогенезе. Психика и сознание»
Цель изучения темы:сформировать общее представление о развитии психики в филогенезе и изучить связь психики с сознанием.
Вопросы для обсуждения:
1. Раздражимость, тропизм, чувствительность.
2. Стадии развития психики в филогенезе.
3. Психика человека и психика животных.
4. Психика и сознание.
5. Признаки и свойства сознания.
6. Неосознаваемые явления психики.
7. Статистическая и динамическая модель.
Терминологический тезаурус:анализатор, акцептор действия, афферентация, безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, рефлекс, рефлексология, рецепторы, стимул, эффектор, эфферентный нерв, перцептивная психика, инстинкт, раздражимость, чувствительность, функциональная система, нейрон, онтогенез, генотип, филогенез.
Основная литература:
7. Гриншпун И.Б. «Введение в психологию». М.: Инст-т практической психологии, 1997.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию : Курс лекций:Учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо;Омега-Л, 2008. - 334с.
9. Ждан А.Н. История психологии: Учебник для вузов.- 6-е изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
10. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2010.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
12. Марцинковская Т. Д. История психологии : Учебник для вузов / Марцинковская Татьяна Давыдовна. - М. : Академия, 2009. - 539с.
Дополнительная литература:
1.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 1: пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496 с., ил.
2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, изд.центр «Академия», 2004. – 352 с. .
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г.- 4-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.
4. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
Практическое занятие №6 (1 пара)
Тема «Ведущие направления в психологии»
Цель изучения темы:сформировать общее представление о ведущих направлениях в психологии.
Вопросы для обсуждения:
1) Развитие психологии до периода открытого кризиса.
2) Зарубежная психология периода открытого кризиса.
3) Наиболее влиятельные направления в психологии ХХ века.
4) Традиционная отечественная психология.
Терминологический тезаурус:борьба мотивов, волевое усилие, воля, волевое действие, волевые качества, интернальность, локус контроля, сила воли, экстернальность, идеал, индивид, индивидуальность, интерес, личность, мировоззрение, мотив, направленность личности, потребность, самооценка, социализация, убеждение, уровень притязаний, ценностный ориентации, Я-концепция, бессознательное, механизмы психологической защиты, либидо, сверхсознательное, Я-концепция, самоактуализация, смыслы жизни, эпигенезис, идентичность.
Основная литература:
1. Гриншпун И.Б. «Введение в психологию». М.: Инст-т практической психологии, 1997.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию : Курс лекций:Учебное пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо;Омега-Л, 2008. - 334с.
3. Ждан А.Н. История психологии: Учебник для вузов.- 6-е изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2010.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
6. Марцинковская Т. Д. История психологии : Учебник для вузов / Марцинковская Татьяна Давыдовна. - М. : Академия, 2009. - 539с.
Дополнительная литература:
1.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 1: пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496 с., ил.
2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, изд.центр «Академия», 2004. – 352 с.
3. Немов Р.С. Писхология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 5-е изд. Т.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г.- 4-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.
5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
Практическое занятие №7 (2 пары)
Тема «Психологическое исследование»
Цель изучения темы:Сформировать общее представление о методологии психологии и психологическом исследовании.
Вопросы для обсуждения:
1) Принципы психологического исследования.
2) Этапы психологического исследования.
3) Организационные методы психологии: сравнительный и лонгитюдный.
4) Эмпирические методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент - в естественных условиях, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий эксперименты;
5) Методы обработки данных: качественный и количественный анализ;
6) Методы интерпретации: структурный и генетический;
7) Психодиагностические методы: тесты и их модификации, опросники, клиническая беседа.
8) Значение математико-статистического аппарата при получении психологических результатов.
Терминологический тезаурус:анкета, беседа, бессознательное, биографический метод, детерминизм, единство сознания и деятельности, естественный эксперимент, интроспекция, интервью, лабораторный эксперимент, личностный подход, методы психологии, наблюдение, обучающий или формирующий эксперимент, психика, системный подход, сознание, социометрия, тест, эксперимент.
Основная литература:
1. Гриншпун И.Б. «Введение в психологию». М.: Инст-т практической психологии, 1997.
2.Ждан А.Н. История психологии: Учебник для вузов.- 6-е изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2010.
4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
5. Методология и методы психологии [Текст]: учебно-методическое пособие / А.С.Гормин.-Великий Новгород; НИРО, 2010.- 23 с.
Дополнительная литература:
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г.- 4-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.
5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
Практическое занятие №8