Взаимосвязь с другими науками
К ним относятся экспериментальная и клиническая психология, психиатрия и педиатрия, социальная психология, психология развития, психофизиология и др.
Есть общие точки пересечения с диетологией, фармакологией, биологией и социальной работой.
Следующие четыре области, по мнению этого же автора, имеют особое значение в плане информационного насыщения психологии здоровья и определения ее исследовательского контекста.
Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или
иных заболеваний.общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранениеми укреплением здоровья населения посредством организованных
соответствующих мероприятий.
Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со
здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение
болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэко-
номические факторы обращения за медицинской помощью и особенности
организации медицинских служб. культурные и социальные реакции на них, социоэко-
номические факторы обращения за медицинской помощью и особенности
организации медицинских служб.
• психофизиология;
• детская и возрастная психология;
• медицинская психология;
• социальная психология;
• инженерная и промышленная психология;
• психология спорта;
• авиационная психология;
• дефектология.
Психологические факторы здоровья
можно выделить три основные группыпсихологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью:
независимые,
передающие
и мотиваторы
Независимые, (предшествующие)факторы показывают самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью.
Они включают: личностные характеристики, поведенческие особенности, когнитивные, демографические и социальные ресурсы человека.
Среди независимых факторов выделяют:
1) факторы, предрасполагающиек здоровью и/или болезни;
2) когнитивные факторы;
3) факторы социальной среды;
4) демографические факторы.
А) Поведенческие паттерны.
Фактор поведения типа А— наиболее исследованный
поведенческий паттерн, - влияющий на возникновение сердечно-сосудистых
заболеваний (в частности, ишимическую болезнь сердца — ИБС).
В современной литературе он определяется как деятельностно-эмоциональный комплекс, включающий следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность); специфическое поведение (мышечное напряжение, быстрый и эмоциональный стиль речи, убыстренный тип деятельности); преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность,
гнев).
Поведение типа В противоположно по своим характеристикам поведению типа А.
Б)Поддерживающие диспозиции — это личностные конструкты, связанные с индивидуальными возможностями реагирования на трудности в оптимистической
В настоящее время выделяют следующие личностные диспозиции: оптимизм/пессимизм, сила ≪Я≫ и выносливость. Силу ≪Я≫ многие исследователи представляют как механизм, связывающий психосоциальное влияние со здоровьем. Она может влиять на физиологическую
систему, опосредующую здоровое функционирование.
В) Эмоциональные паттерны.
В основном изучаются трудности в эмоциональное выражении, которые имеют два аспекта.
Первый известен как ≪алекситимия≫Она рассматривается как неспособность использовать язык для описания эмоционального опыта.
Подобные трудности связаны со множеством психосоматических расстройств, например с хроническими болями и заболеваниями дыхательной
системы, в том числе бронхиальной астмой.
Второй аспект трудностей в выражении эмоций — поведенческий тип С, получивший название репрессивного, личностного стиля.
Он характеризуется избеганием потенциальных повреждающих
ситуаций, которые бы могли бы привести к сознательному конфликту или затрудненному
опыту, вызывающему сложности.
Поведение типа С предлагается характеризовать как невозможность выражать эмоции, особенно негативные, в открытой манере.
К когнитивным факторам относятся представления о здоровье и болезни, о нормев психике и соматике; разнообразные модели веры в лечение, в профилактику;
воспринимаемый установки, ценности, атрибуции,
психотерпевтические мифы, восприятие риска и уязвимости, самооценка
здоровья. контроль за обстоятельствами жизни, Базовые понятия в группе когнитивных факторов — здоровье, здоровый образ жизни, качество жизни, здоровое поведение.
4. Из трех факторов социальной среды — социальной поддержки, семьи и профессиональногоокружения —наиболее изучено влияние последнего, а также супругов и других членов семьи, которые могут поддерживать как здоровое, так и
нездоровое поведение человека.
4. Среди демографических факторов всегда преобладали биологические концепции:
-Фактор пола,
-фактор восприятия возраста. Этнические группы рассматривались раньше с биологических
позиций, а сейчас — с социальных.
ПЕРЕДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят:
• Совладейте (копинг) с проблемами разного уровня (переживание и регуляция
проблем и стрессоров, саморегуляция и т. д.)
Употребление и злоупотребление веществами (пищевыми продуктами, лекарствами, алкоголем, никотином и т. которые в психологии здоровья рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, но с отрицательными результатами для здоровья.
• Виды поведения, способствующие здоровью (физическая активность, выбор
экологической среды и самосохранительное поведение в целом).
• Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им.
В группу мотиватороввходят стрессоры (общий стресс) и существование в
болезни.
Главная особенность стресса как мотиватора заключается в том, что он приводит в действие многие другие факторы, и прежде всего передающие, активизируя
механизмы копинга.
Существование в болезни (личность в состоянии болезни) исследователи описывают как процессы адаптации к острым эпизодам болезни.
К этим процессам относятся атрибуционный поиск, потенциальная дисфория, озабоченность своим состоянием.
Сюда включают поведение по оценке болезни (в том числе информационный
поиск), социальные сравнения, отрицание болезни.
Взаимодейст вие факторов.