Психологические основы форм и методов воспитательной работы
Разрабатывая психологические основы методов воспитательной работы, психологи исходят из положения о том, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя эти методы, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого школьника, во-вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.
Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы школьник хотел правильно поступать и поступал правильно во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди, и сам упражнялся в правильном поведении.
Формирование подлинных убеждений немыслимо вне овладения определенной системой знаний — нравственных представлений и понятий. Сами по себе эти знания, еще не определяя морального поведения, существенно влияют на него. В психологических исследованиях было установлено, что процесс усвоения нравственных понятий является очень сложным и требует специального руководства. Нравственные понятия школьников, формирующиеся под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков взрослых, вне правильного идейного руководства со стороны воспитателей и коллектива, могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Иногда школьник приходит к неправильным выводам, не умея самостоятельно разобраться в тех или иных фактах и явлениях жизни, в содержании литературных произведений, кинокартин. В особо тяжелых случаях у школьника могут сформироваться не только заблуждения, но и чуждые нам по духу моральные принципы и установки.
Именно этим и объясняются многие (хотя, конечно, далеко не все) случаи неправильного поведения. Учителям хорошо известно, например, что поступки и действия подростка, определяемые ложно понятой честью, далеко не соответствуют тому, что объективно выражает это понятие. А ложное понимание дружбы? Как часто оно обусловливает такие нежелательные формы поведения, как круговая порука, подсказки, списывание. Исследования психологов И. М. Краснобаева, В. А. Крутецкого, В. И. Селиванова и других показали, что у ряда школьников имеются довольно значительные пробелы и заблуждения в области нравственных понятий. Эти ошибочные взгляды отдельных учащихся объясняются недостатками воспитательной работы школы. Необходима широкая, планомерная и специально организованная работа, которая помогла бы им формировать правильные и четкие нравственные понятия, усваивать соответствующие знания, преодолевать ошибки и заблуждения.
Конечно, важнейший путь формирования нравственного сознания — это путь обогащения и обобщения школьниками нравственного опыта через организацию их правильного поведения. Различные формы нравственного просвещения школьников, воздействие на их разум и чувства живого, яркого, страстного слова могут существенно дополнить эту работу.
Все перечисленные методы, как показали специальные исследования, а также опыт учителей, приносят большую пользу моральному воспитанию, но они ни в коем случае не должны превращаться в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения.
Установлены определенные принципы, в соответствии с которыми должны строиться беседы на моральные темы. Принципы эти таковы:
1. Подобные беседы по содержанию должны быть доступны соответствующему возрасту. Недопустима перегрузка отвлеченными и абстрактными понятиями, сложными рассуждениями.
2. Необходимо, как правило, хорошо знать коллектив, в котором проводится беседа, его направленность, взаимоотношения его членов, отношение к учению, учителям и т. д.
3. Не следует проводить такие беседы очень часто. Хорошо, если беседы проводятся по конкретным поводам, приурочены к тем или иным событиям в жизни страны или коллектива, например к встрече с участником Великой Отечественной войны, встрече с героем, выходу в свет новой книги или кинофильма, какому-нибудь положительному или отрицательному факту в жизни школы.
4. Начинать беседу рекомендуется с анализа ярких, хорошо подобранных конкретных примеров, жизненных или литературных фактов и наблюдений и от них переходить к обобщению и выводам.
5. Необходима разумная опора на эмоционально преподнесенный, яркий и впечатляющий образ (использование произведений живописи, литературы, коллективное посещение или коллективное припоминание кинофильмов или театральных постановок и т. д.). Каково влияние бесед, построенных по этому принципу, видно из высказываний самих школьников.
Большой воспитательный эффект дают и умело преподнесенные отрицательные примеры. Говоря, например, о чувстве долга, следует раскрыть и показать, сколь отвратительна такая черта, как эгоизм. При этом надо избегать примеров, в которых тот или иной недостаток может восприниматься школьником как имеющий какие-либо привлекательные стороны.
6. Большое значение имеет хорошая аргументированность, доказательность тех положений, которые доводят до сознания школьников. Это особенно важно, когда беседу проводят с подростками и старшими школьниками, которые, с одной стороны, способны понять и вследствие этого принять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. С другой стороны, в этом возрасте эффективность словесного воздействия может снижаться, так как критические тенденции, развивающиеся у школьника, часто заставляют его настороженно, недоверчиво и с предубеждением относиться к аргументации взрослых, отвергать их доводы, не соглашаться с теми или иными положениями, противоречить просьбам и требованиям старших. Следует учесть и другое обстоятельство: школьник часто бывает польщен, что взрослые обращаются к его разуму, рассчитывают на его понимание. У него возникает желание оправдать эти надежды, быть достойным такого отношения.
7. Необходимо пробуждать у школьников максимальную активность и вызывать оживленный обмен мнениями, будить их мысль, заставлять их задумываться над вопросами морали. Не следует навязывать школьникам готовых истин — пусть выводы о нормах морали будут сделаны при их активном участии (но под руководством учителя, воспитателя). Для этого рекомендуется заранее подготовить вопросы, которые по ходу беседы должны быть поставлены на обсуждение.
В старших классах хорошо активизируют учащихся организуемые ими самими диспуты, собрания, читательские конференции на моральные темы.
Очень важно и отношение руководителей к проведению диспута. С одной стороны, взрослые не должны подавлять инициативу и активность старшеклассников постоянным вмешательством в ход дискуссии, стремлением высказаться по каждому поводу, прерывать выступления участников, вносить свои коррективы. С другой стороны, учителя, воспитатели не должны занимать позицию невмешательства, пассивного наблюдателя и регистратора событий, особенно тогда, когда высказанный участниками диспута правильный взгляд не встречает должной поддержки у коллектива или когда учащиеся сами не уверены в правильности своих суждений.
8. Надо стараться вызывать у школьников глубокие и действенные эмоции, что возможно только в том случае, если учитель проводит беседу не равнодушно и бесстрастно, а эмоционально и живо. Учитель должен помнить, что его страстная убежденность заражает школьников.
Большое значение в формировании личности школьника имеет личный пример воспитателей (в том числе учителей). Младший школьник часто подражает учителю, старается походить на него, но, во-первых, делает это чаще всего неосознанно, а во-вторых, подражает внешним его проявлениям и манерам, так как еще не способен анализировать проявления личности, выделять и осознавать устойчивые черты личности. Подросток и старший школьник в большинстве случаев уже сознательно следуют примеру. Начиная считать себя взрослым, подросток стремится подражать поступкам и действиям старших. Поэтому у него появляется острый интерес и внимание к поведению окружающих людей, особенно людей наиболее близких и наиболее авторитетных для него. Чем авторитетнее учитель, тем большее влияние на школьника имеют его убеждения, знания, мнения, вкусы. Сознательно подражая тем или иным чертам взрослых, подросток нередко копирует и их отрицательные черты и поступки. Если учитель целеустремлен и принципиален, настойчиво, твердо выполняет свои обязательства, ему легче будет требовать того же самого и от своих воспитанников. Наоборот, раздражительность учителя, его грубость, невыдержанность, нескромность окажут отрицательное влияние.
Учителя и воспитатели иногда недооценивают влияние своего личного примера в воспитательной работе. А между тем то, что они делают, как они ведут себя, имеет не меньшее, если не большее значение, чем то, что они говорят, чему учат. А. С. Макаренко подчеркивал, что все стороны поведения человека имеют в этом плане большое значение, вплоть до того, как человек радуется и печалится, как он обращается с друзьями и врагами, как он говорит с другими людьми и о других людях. Особенно вредны для воспитания случаи, когда поведение воспитателя противоречит его словам. Если школьник наблюдает это неоднократно, да еще у разных людей, то у него будет воспитываться лицемерие. Он может прийти к выводу, что дела человека могут не соответствовать его словам, что говорить можно одно, а в жизни поступать противоположным образом, что за словами можно скрывать свои подлинные мысли и что это образ действий, принятый в мире взрослых.
В некоторых случаях впечатлительный подросток может глубоко переживать это открытие. В печати описывался случай, когда пятнадцатилетний школьник убежал из дома. Он привык считать своих родителей, любимую классную руководительницу честными, правдивыми людьми. И вот однажды он заметил, что у них слова расходятся с делами, уважаемые люди проявляли фальшь и лицемерие. «Если люди, которые были для меня образцами, лгут, то чего же ждать от других людей? Есть ли вообще правда?» — с горечью задавал себе вопрос подросток.
Из сказанного следует, что учителя и воспитатели должны предъявлять к себе и своему поведению самые строгие требования, постоянно помнить, что за ними следят десятки пытливых глаз, что старшие воспитывают школьников не только своими словами, но и своим поведением. Недаром говорят, что «учитель — человек, специальностью которого является правильное поведение». Учитель, воспитатель должны являться для школьника примером принципиальности, волевых качеств, скромности, чуткости, трудолюбия, хорошей производственной работы и активной общественной деятельности, высоких идеалов и стремлений — все это в высшей степени способствует формированию положительных черт личности на всех возрастных этапах.
Разумеется, не всегда отрицательный пример взрослых вызывает у школьников желание подражать, особенно если школьник хорошо воспитан, если у него сформированы высокие убеждения, закрепились определенные нравственные привычки, но авторитет взрослых, допускающих такие поступки, будет в его глазах поколеблен, а то и совсем исчезнет. Если же школьник морально еще неустойчив или подобные примеры воспринимаются им неоднократно, то соответственно может перестроиться его поведение в неблагоприятную сторону.
Естественно, нельзя ожидать, чтобы все учителя и родители не имели недостатков и не допускали промахов в своем поведении. Но можно и нужно требовать, чтобы эти недостатки не проявлялись в присутствии школьников. Если же подобное все-таки произошло, то самое лучшее — в подходящей и тактичной форме признать свою неправоту. Многие воспитатели заблуждаются, считая, что признать свою ошибку в присутствии воспитанников — это значит уронить свой авторитет в их глазах. Конечно, лучше всего не допускать ошибки, но если она допущена, то не следует совершать второй ошибки: упрямо убеждать в своей непогрешимости или всячески оправдывать свой поступок. Это действительно снижает авторитет. Открытое же признание своей ошибки (при условии, если подобные ошибки редки в практике человека) в разумной и тактичной форме не поколеблет авторитета воспитателя, отрицательный же пример потеряет свою силу. Школьники проникаются уважением к взрослому человеку, имеющему мужество честно и прямо признать свою вину или ошибку.
Главным, основным в воспитании личности, как уже отмечалось, является организация практического опыта в правильном поведении. Воспитатель должен формировать у школьников формы, способы поведения, в которых реализовывались бы складывающиеся под решающим влиянием воспитания убеждения школьника. Указанные формы поведения закрепляются, превращаясь в устойчивые образования тогда, когда они становятся формой выражения, средством «материализации» мотивов, потребностей, отношений школьника. Система воспитательных мероприятий должна ставить школьников в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучались претворять свои взгляды и убеждения в поступки. Именно в этом смысле А. С. Макаренко говорил о необходимости организации «гимнастики поведения», упражнений в правильных поступках.
Если условия, в которых живет и действует школьник, не требуют от него, например, проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты личности у него и не выработаются, какие бы высокие моральные принципы ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не сможет создать сильной, целеустремленной личности.
Упражнение — это организованное и целенаправленное повторение действий, поступков в различных вариациях, в сходных по существу ситуациях. Только в этом случае сформируются устойчивые и в то же время обобщенные формы поведения. Имеются в виду, разумеется, не искусственные упражнения, а естественные условия жизни и деятельности школьника.
Наконец, воспитатель не ждет, пока представится случай для упражнения, а сам создает эти случаи, ставит перед школьником практически значимые задачи, предъявляет определенные требования.
Если мы хотим, чтобы у школьников формировалась и закреплялась настойчивость, надо ставить их перед необходимостью самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а не устранять их (как это практикуют некоторые сердобольные родители), не спешить помочь школьнику, как только в процессе учебной или трудовой деятельности он столкнется с препятствием, а предоставить ему возможность самому найти выход из затруднительного положения. Для воспитания трудолюбия необходимо так организовать жизнь школьника, чтобы он систематически и повседневно участвовал в различных видах труда, нес определенные трудовые обязанности, не уклонялся от различных видов общественно полезной работы, организуемой школой, пионерской дружиной, комсомольской организацией, систематически и организованно готовил домашние задания. При этом следует добиваться хорошего выполнения работы. Воспитанию смелости, стойкости, решительности, мужества помогут занятия некоторыми видами спорта, где требуется проявлять указанные качества (гимнастика, юношеский бокс, борьба, прыжки в воду, кроссы, спуск на лыжах с крутых холмов и склонов, прыжки на лыжах с трамплина). Надо пользоваться каждым естественным жизненным случаем для того, чтобы приучать школьника стойко относиться к неудачам, невзгодам и лишениям, терпеливо переносить жажду, холод, жару, усталость, боль.
Формирование черт, свойств личности как закрепленных и обобщенных способов поведения, в которых реализуется направленность, убеждения человека, в процессе упражнения первоначально проходит стадию формирования психических состояний, которые еще не стали свойствами личности, так как носят временный и ситуационный характер. Психические состояния — это целостная характеристика психических проявлений и поведения за определенный период времени. Они являются своего рода промежуточными образованиями. Именно через психические состояния осуществляется переход к психическим свойствам личности. Если психическое состояние повторяется часто, то оно может закрепиться и стать чертой личности. Воспитание характера в значительной мере идет путем намеренного создания у детей таких психических состояний.
Воспитывая личность школьника, конечно, нельзя ожидать, что он сразу, при всех условиях и обстоятельствах, будет выбирать правильные формы поведения. Действенными средствами регулирования и коррекции поведения школьника являются одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение, поощрение служат средством подкрепления и в силу этого средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, наказание являются средством торможения и задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.
Положительная оценка действий школьника, разнообразные виды подкрепления, одобрения его поступков вызывают у школьника положительные эмоции, радостное чувство удовлетворения от совершенного действия, пробуждают желание поступать таким образом и в дальнейшем. Порицание, осуждение вызывают неприятные переживания у школьника, состояние неудовлетворенности от сознания причиненного ущерба другим людям, коллективу, от сознания, что он вызвал недовольство взрослых и коллектива. В результате у школьника появляется стремление воздержаться в дальнейшем от подобных действий. Но, переживая осуждение или наказание, школьник не должен испытывать горького сознания непоправимой ошибки, чувства подавленности, сознания своей неполноценности. Ошибки в применении системы поощрений и наказаний вредно отражаются на процессе воспитания личности. С другой стороны, чем чаще по всяким поводам применяется поощрение, тем меньше оно ценится школьниками.
Поощрять школьника следует не только тогда, когда он правильно ведет себя, но и тогда, когда поведение его еще неустойчиво, не определилось окончательно. Более того, как раз в таких случаях особенно полезно поощрение. Даже одобрительная улыбка, кивок головой, несколько мягких, подбадривающих слов имеют большое значение. И психологически это понятно: школьник, постепенно нащупывающий правильную линию поведения, особенно нуждается в том, чтобы взрослые, авторитетные люди подтвердили, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают одобрения. Поощрять можно не только отдельного школьника, но и коллектив. Если поощряется коллектив, то он должен быть отмечен только за коллективные дела, а не за сумму индивидуальных достижений его членов.
Еще больший такт и умеренность необходимы при применении средств осуждения и наказания. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в идеале воспитание должно осуществляться вообще без наказаний, без окриков, угроз, без повышения голоса, только человечностью, лаской, добротой.
Очень важно, чтобы мера осуждения и наказания соответствовала проступку, степени вины школьника. Всякие ошибки, связанные с наложением взыскания, обычно производят впечатление и на весь классный коллектив и нередко отрицательно сказываются на формировании тех или иных качеств у школьников.
Развитие личности под влиянием внешних воздействий, регулирование ее извне на определенном уровне морально-психологической зрелости начинает дополняться внутренним регулированием, саморегулированием. Стремление старшего подростка, юноши, девушки к самовоспитанию диктуется не желанием выделиться из коллектива, возвыситься над ним, а желанием лучше выполнить свой долг, быть достойным членом коллектива. Такое самовоспитание не противостоит школьному воспитанию, а дополняет его.
Если стремление к самовоспитанию недостаточно направляется и организуется взрослыми, коллективом, то школьник может серьезно ошибаться в содержании самовоспитания и в его форме. Первое связано с тем, что многие подростки и старшие школьники, как отмечалось выше, неправильно понимают и. оценивают некоторые качества личности: положительно оценивают, например, упрямство, грубость, лихачество, отрицательно оценивают скромность, чуткость. В результате возникает стремление развивать качества, которые школьник оценивает как положительные, но которые объективно являются отрицательными, и изживать отрицательные, с его точки зрения, но объективно положительные качества.
Вторая распространенная ошибка заключается в том, что подросток не может найти правильные пути самовоспитания и использует неправильные приемы, наивные средства или искусственные, оторванные от жизни упражнения.
В руководстве самовоспитанием школьников учитель, воспитатель должны преследовать четыре задачи. Первая задача — возбудить (или поддержать) стремление школьника развить в себе положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон своего поведения. Если такого стремления еще нет, не следует ждать, пока оно возникнет само собой, надо пробудить его, убедительно показать, что человек сам вырабатывает свой характер и отвечает за него, рассказать о том, как те или иные люди добились больших успехов в самовоспитании. Следует считаться и с тем, что части подростков, юношей и девушек (как было показано выше) присуще неверие в возможности воспитания и самовоспитания, что рождает известную пассивность в этом отношении.
Важнейшей предпосылкой самовоспитания является умение трезво и самокритично оценивать свои действия и поступки, осознавать их последствия, исходя из интересов коллектива, общества, умение чутко прислушиваться к общественному мнению, мнению учителей, воспитателей.
Отсюда следует вторая задача — помочь школьнику критически отнестись к своей личности, внимательно и беспристрастно разобраться в особенностях своего поведения, отчетливо увидеть свои недостатки, осознать свои недочеты. Самооценка, ее объективность или субъективность играет важную роль в процессе формирования личности. Важно сопоставить то, что видит в самом себе человек, с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность постоянно проверяет себя своеобразным индивидуальным нравственным эталоном и корригирует свое поведение в зависимости от результатов этой проверки.
В-третьих, учитель, воспитатель помогают школьнику составить программу самовоспитания, наметить и решить, какие особенности поведения, черты личности следует развивать (например, сдержанность, настойчивость и т. д.) и какие искоренять (например, упрямство, лень, грубость). Вот тут-то и важно помочь школьнику правильно и объективно оценить качества личности, оценить их со стороны мотивационной сферы и содержания.
И наконец, четвертая задача — учитель, воспитатель указывают разумные пути самовоспитания, вооружают школьника наиболее целесообразными и эффективными приемами работы по формированию положительных черт личности и искоренению недостатков. Школьника следует убедить в том, что личность формируется в процессе преодоления реальных препятствий, в повседневном труде, учении, общественной работе, в борьбе с жизненными, даже будничными трудностями.
Хорошо, если самовоспитание осуществляется под руководством и контролем ученического комсомольского коллектива. Если сам коллектив предъявляет своему члену непреклонные требования и повседневно контролирует выполнение их, то это весьма стимулирует школьника к работе над собой.
Самовоспитанием может успешно заниматься и коллектив учащихся. Имеются многочисленные примеры, когда классные коллективы брали на себя конкретные обязательства (искоренить в классе систему подсказываний и списываний, добиться хорошей дисциплины на уроках и переменах и т. д.) и успешно выполняли их под руководством учителя, классного руководителя.
Литература:
1. В. А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников" "Просвещение", Москва, 1976 г.
2. Крутецкий В. А. К84 Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.