Экологический подход к восприятию картин.

Строй картины — это застывший во времени строй, зафиксированный с единственной неподвижной точки наблюдения.

Эксперимент.

Гибсон просил своих испытуемых воспроизводить показываемые им фигуры. Они должны были либо опознать эти фигуры, либо сравнить их, либо дать им словесное описание, либо составить фигуру из отдельных частей. В эксперименте использовались самые разнообразные фигуры различной ориентации.

Но такие эксперименты не дали ответов на интересующие его вопросы.

Принято считать, что изучение зрительного восприятия следует начинать с демонстрации рисунков. Объясняется это тем, что при демонстрации рисунка создается якобы простейшая ситуация: форма сетчаточного изображения является копией формы участка поверхности, обращенного к сетчатке.

Гибсон считает, что застывшая форма задает не трехмерные очертания объекта, а лишь некоторые его инвариантные детали. Мы никогда не видим формы как таковой; мы видим выборку из объемлющего оптического строя.

Картина как строй

картина представляет собой поверхность, обработанную с таким расчетом, чтобы она создавала в определенной точке наблюдения ограниченный оптический строй особого рода. Однако строй чего?

1. Строй попадающих в глаз световых лучей, каждый из которых соответствует по яркости (и по цветовому тону, если картина цветная) той точке на поверхности картины, которая их излучает. Так как каждый пучок можно свести к единственной линии, соединяющей соответствующую точку на картине с узловой точкой глаза1, я назвал строй «пучком лучей». Такое определение привело к недоразумениям.

2. Строй встроенных зрительных телесных углов, образованных перепадами, контрастами интенсивности и спектрального состава объемлющего света. . Это определение лучше, поскольку центральную роль в нем играет не пучок абстрактных линий, каждая из которых несет свою точку-ощущение, а взаимосвязь между отдельными частями подлинного строя. Любой фрагмент картины входит в более крупный фрагмент и обладает своеобразной формой. Телесные углы, опирающиеся своими основаниями на картину и стягивающиеся в ее узловую точку, аналогичны телесным углам, опирающимся на грани и фасетки компоновки и стягивающимся в точку наблюдения.

3. Строй как стационарная структура. Это определение еще лучше, потому что в структуру, кроме простого контраста, входят текстура, градиенты и разрывы. Стационарная структура является переходным понятием от стимуляции к информации об окружающем мире.

4. Строй постоянных инвариантов структуры, у которых нет ни формы, ни названия. Это наиболее общее определение. За ним стоит предположение о том, что определенные инварианты строя можно отделить от его перспективной структуры не только при ее изменении, как это бывает в жизни, но и когда перспективная структура остановлена, как на неподвижной картине. Это означает, что, хотя и кажется, будто картина состоит только из пятен разнообразной формы, на ней можно обнаружить инварианты, лишенные какой бы то ни было формы.

Вопреки точке зрения, согласно которой картина не может симулировать никаких инвариантов, поскольку без движения нет никаких преобразований, я беру на себя смелость утверждать, что картина все-таки симулирует инварианты, хотя и менее выраженные, чем в кино.

Например, ребенок воспринимает инвариантного котенка. Пока ребенок не достигнет определенного возраста, он даже не замечает перспективного вида котенка. Когда ребенок впервые увидит изображение котенка, он будет уже подготовлен к тому, чтобы извлекать инварианты.

Строй картины ограничен, то есть он не является объемлющим. Это остановленный во времени строй. Существует много различных способов обработки поверхностей, обеспечивающих наличие строя.(окрашивание, создение рельефа или теней – проектор) Картину можно видеть только в окружении других поверхностей, не являющихся картинами.

Существует 2 техники изготовления картин: фотографические и херографические.

У каждой фотографии есть единственная узловая точка. У хирографической картины такой точки может и не быть.

Картина— это поверхность, которая всегда задает нечто отличное от того, чем она является.

Картина — это еще и определенная разновидность письма. Посредством картин знание передается как бы из вторых рук, и поэтому они служат эффективным средством обучения молодежи. Однако знание, которое передается с помощью картин,— это неявное знание, его нельзя выразить в словах.

Современные познания открывают возможности развития методики зрительного образования (это выгодно в случае с летчиками)

Теория рисования и развитие этого процесса у детей.

Фундаментальным графическим действием я называю процесс создания на какой-либо поверхности следов, в виде которых происходит последовательное запечатление движения. Именно из этого процесса у ребенка развиваются навыки письма и рисования. Ребенок упражняется в этом действии везде, где только можно (наблюдения показывают, что если подменить карандаш ребенка, которым он делает каракули на не пишущий, то ребенок быстро прекращает свое занятие)

Движение орудия для рисования по поверхности одновременно и осязается, и видится. В традиционной сенсорной психологии основное внимание уделялось кожно-мышечным кинестезиям, в моей же перцептивной психологии главное значение придается зрительным кинестезиям.

Непрерывный след имеет свойство создавать инвариант, называемый пересечением. Он создает связи.

В процессе развития ребенка некоторые из естественных инвариантов, которые были в объемлющем строе с самого начала, начинают идентифицироваться с графическими инвариантами.

Наши рекомендации