Компоненты эффективного группового взаимодействия
Также как прохождение группы по циклу опыта на практике не является линейным процессом, так и алгоритм действий ведущего лишь достаточно условно можно описывать в виде линейной схемы. Логичнее было бы говорить о компонентах эффективного группового взаимодействия, на которые по мере необходимости оказывает влияние ведущий:
1. Осознание участниками чувств по отношению друг к другу.
2. Активность внутригруппового взаимодействия.
3. Осознание участниками потребностей.
4. Осознание механизмов сопротивления.
5. Наличие действий по удовлетворению потребностей.
6. Ассимиляция приобретенного опыта.
Направления действий ведущего соответствуют названным шести компонентам. Ведущий способствует активизации и осознанию чувств, катализирует внутригрупповое взаимодействие, помогает участникам в осознании их потребностей, оказывает помощь в совершении действий по удовлетворению потребностей и в ассимиляции полученного опыта. Действия ведущего основываются на анализе группового процесса. Основные вопросы, на которые ведущий отвечает себе, также соответствуют перечисленным компонентам:
1. Насколько участники осознают свои чувства? Насколько осознается объект, на который направлены эти чувства?
2. Насколько активно происходит групповое взаимодействие? Кто может сыграть роль «катализатора»?
3. Насколько участники осознают свои потребности, мотивы своих действий? Какова доминирующая групповая потребность?
4. Какие сопротивления действуют в группе? Насколько они осознаются?
5. Насколько удовлетворяются потребности? Совершаются ли действия по удовлетворению потребностей? Насколько эти действия эффективны?
6. Ассимилируются ли групповой полученный опыт? Что препятствует ассимиляции?
По мере того как группа осваивает групповое взаимодействие, она начинает самостоятельно осуществлять перечисленные функции. Кроме того, указанные процессы зачастую идут параллельно: чувства осознаются одновременно с взаимодействием, сопротивление при попытках совершать действие по удовлетворению потребностей и т.д. Участники активно включаются в групповое взаимодействие, находясь на разных этапах цикла опыта. Ведущий активно вмешивается тогда, когда наблюдаются «пробелы» в эффективном функционировании группы. Например, если в живо общающейся группе плохо осознаются чувства, он фокусирует внимание участников на эмоциональном опыте, если, напротив, вяло происходят межличностные взаимодействия, ведущий побуждает участников более активно вступать в контакт.
VII. ВЕДУЩИЙ ГРУППЫ
Качества, необходимые групповому терапевту
(из лекции Патрика Мак Гранта)
1. Этическая интегрированность
2. Способность к эмпатии
3. Подлинность (честность и аутентичность)
4. Способность пережить чужую боль и вернуть в переработанном виде
5. Способность выслушивать и принимать
6. Способность осознавать и выражать свои переживания и состояния
7. Хорошие интеллектуальные данные
8. Здравый смысл
9. В значительной степени свободен от невротических и психотических проблем
10. Не должен быть поглащен идеями своего всемогущества, а также устойчивость перед попытками обожествления
11. Уважение и интерес к людям
Роль и функции ведущего
Среди ролей следует выделить следующие:
I. Динамический администратор:
i. Отбор в группу
ii. Оценка
iii. Предоставление необходимой информации
iv. Балансировка состава
v. Подготовка и предоставление программ
II. Лидер группы - Его задачи хранить границы группы и защита группы перед миром против всякого противостояния.
III. Терапевт группы:
· Предложить терапию
· Развивать терапевтическую среду в группе
· Способствовать переходу от изоляции к сотрудничеству
Стратегии терапевтического вмешательства и решения которые он принимает во многом определяются психотерапевтическим направлением, целями группы, его личностными особенностями и предпочтениями. Гештальт терапия предоставляет большую свободу для творческого решения, какое вмешательство (или его отсутствие) ведущего в данный момент будет наилучшим. Это большое преимущество этого подхода, но и сложность для начинающего ведущего.