Генезис эмоциональных привязанностей.
Юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. Но юношеская коммуникативность часто бывает эгоцентрической; потребность в самовыражении выше интереса к собеседнику. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда напряженность в отношениях с друзьями и любимыми; им нередко навязывается роль зеркала, попытка слияния с которым причиняет боль себе и разбивает зеркало.
Высшие нравственные ценности — а дружба во все времена считалась таковой — всегда были дефицитными.
12 Зак. 1795
Самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного периода — рост ее глубины, психологической интимности. Психологическая ценность дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.
От друга старшеклассник ждет оценок не только близких к его собственной самооценке, но и превышающих ее. Дружба выполняет функцию поддержания самоуважения личности. Юношеская потребность в интимности сильна именно потому, что принципиально ненасыщаема.
По тонкому замечанию Б. Задзо, юность одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, однако неопределенность представлений о собственном «я» рождает желание проверить себя путем разыгрывания ролей, рисовки, самоотрицания.
Гиперкритицизм и скепсис — оборотная сторона юношеского идеализма и максимализма. Отстранение помогает освободиться из-под власти примитивных, детских идентификаций. Но гипертрофия отстранения часто делает подростка жестоким и нечутким. Даже в первой любви его увлекает не столько объект, сколько собственные переживания по этому поводу, которые рассматриваются буквально «под микроскопом». Именно потому, что подросток все время следит за собой и за тем, какое впечатление он производит на окружающих, его поведение кажется напряженным и неестественным, своеобразным сплавом эмоциональности и холодной рассудительности.
Психосексуальное развитие
Половая идентификация — продукт социализации, воспитания и научения. Изучение психосексуальности имеет 3 главных предмета:
— половое поведение;
— психосексуальные установки и ориентации;
— эротические фантазии и переживания.
Необходимо знать, что половина мужчин и 15—20% женщин начинают половую жизнь до 19 лет.
Воспитывая у ребенка чувство стыдливости, родители не всегда разъясняют, что некоторые части тела закрываются не потому, что они сами по себе постыдны и грязны, а только потому, что связаны с весьма интимными функциями.
Дуализм «любви» и «секса» проявляется особенно резко у мальчиков. С одной стороны, юношеская мечта любви предельно десек-суализирована. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма. Подростковый цинизм не может не коробить взрослых. Но нужно знать, что обсуждение запретных
вопросов со сверстниками позволяет снять вызываемое ими напряжение и отчасти разрядить его смехом. Воспитателю следует беспокоиться не о тех, кто ведет такие разговоры, а о тех, кто их молча слушает, ибо эти ребята оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.
По замечанию современного сексопатолога Г. С. Васильченко существует несколько типов мастурбации:
— детский онанизм, не связанный с семяизвержением и оргазмом;
— онанизм периода юношеской гиперсексуальности;
— онанизм как временная замена нормальной половой жизни у взрослых;
— вынужденный, навязчивый онанизм, вытесняющий прочие формы половой жизни.
Подростковая мастурбация наиболее массовая: ей отдают дань 70—90% мужчин и от 30 до 60% женщин.
Гигиенические рекомендации избегать факторов, способствующих половому возбуждению подростков, вполне обоснованы. Однако опасность онанизма не следует преувеличивать. Как пишет проф. А. М. Свядощ, «умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной».
Для того чтобы преодолеть этот недостаток, надо тактично улучшить коммуникативные качества подростка, помочь занять приемлемое положение в обществе сверстников.
Формирование мировоззрения
Одна из главных целей воспитания — формирование активной жизненной позиции, которая неотделима от мировоззрения личности.
Мировоззрение — это система убеждений, выражающих отношение человека к миру. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности — проблема смысла жизни. Юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества.
Вопрос о смысле жизни есть психологический симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл. Трудность юношеской рефлексии в правильном совмещении ближней и дальней перспективы. Чувствовать полноту жизни — значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем, ощущать ценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, уз-
навания нового. Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной. К деятельности надо готовиться. Средством такой подготовки является общественная работа. Н. Г. Чернышевский: «Без приобретения привычки к самостоятельному участию в общественных делах, ребенок мужского пола не становится мужчиной благородного характера». Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и на воле: «Какова широта взглядов, такова широта и решений».
Жизненные планы
Характерная черта юношеского возраста — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек. В отличие от мечты, жизненный план — это план деятельности, поэтому он заземляется на выбор профессии. Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода: о мире, профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них. "ыбор профессии зависит от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей.
Становление морального сознания
Развитие морального сознания у ребенка рассматривается в 2-х аспектах — когнитивном и мотивационном. Психологи выделяют в его развитии 3 главных этапа: доморальный уровень, конвенциональную мораль, автономную мораль. Л. С. Выготский связывал развитие морального сознания с прогрессом абстрактного мышления.
Нужно обратить внимание на внутреннюю противоречивость морального сознания, в котором ригоризм и категоричность оценок уживаются с демонстративным скепсисом и сомнением в обоснованности многих общепринятых норм. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать.
Для формирования системы ценностей необходимо целенаправленное этическое воспитание, разъяснение проблем в общем виде на примерах жизни, литературы. Решающее значение имеет собственный опыт личности, ее деятельность. Но истинное воспитание, писал В. А. Сухоллинский, «совершается только тогда, когда есть самовоспитание, самовоспитание — это человеческое до-
стоинство в действии, это могучий поток, который движет колесо человеческого достоинства». (По книге И. С. Кона «Психология старшеклассника».)
§ 2. ХАРАКТЕР НУЖНО ИМЕТЬ, НО КАКОЙ? (Кглаве «Изучение темперамента»)
1. Абсолютного холерика — вспыльчивого, горячего, легковозбудимого человека — лучше всего оставить в покое, если сам хочешь покоя. Он быстро возбуждается и так же быстро успокаивается. Лишь после этого с ним можно спокойно разговаривать. Его высокомерное поведение нередко вызывает у окружающих антипатию.
2. Абсолютный флегматик — вялый, медлительный, толстокожий человек, равнодушный ко всякого рода беспокойству; он не любит спешки и волнений. Его спокойствие вызывает у темпераментных людей желание вмонтировать ему датчик: «Не откладывай на завтра».
3. Самое худшее, что могло бы на склоне лет отравить жизнь абсолютного сангвиника— это сознание, что он не полностью насладился жизнью. «Живи и жить давай другим»,— таков его девиз. Ему можно было б позавидовать, если бы... да, если бы он не был до некоторой степени ненадежным типом, который хотел бы нравиться всем, но в своих обещаниях иногда выходит за рамки возможного. В случае необходимости стоило бы вежливо, но настоятельно указать ему на его. ненадежность и держаться от него подальше, если он не способен прислушаться к советам и обижается на критику.
4.На абсолютногомеланхолика — жизнь давит тяжким бременем. Он хочет, чтобы жизнь преподносила ему радости и краво-ты на тарелочке. Довольно часто причина его ожесточенности и недоверия — печальный жизненный опыт. Такой человек нуждается в сердечном отношении, в понимании и чуткости.
Оттенки характера (типы)
1. «Не похвалишь меня — слопаю». Вхарактере доминирует тщеславие. С ним можно иметь дело, только когда ему льстишь. Но не надо пытаться обратить его в иную веру — он решит, что ты ему завидуешь.
2. «Ох, какмне тяжело!» — хотят, чтоб их всегда жалели. Надеется привлечь к себе внимание и снискать похвалу. Если он это заслужил — то почему бы и нет? Только — тщательно дозировать, иначе ударит вголову.
3. Как тщеславный, так и честолюбивый человек стремится играть первую скрипку. Если это здоровое честолюбие, то можно и воздержаться от критики. Однако чрезмерное честолюбие делает из человека отвратительного карьериста, который «пройдет по трупам», чтобы достигнуть цели. Проявлять дружеское участие к таким людям нужно очень осторожно, поскольку, если им это вы-
. годно, они могут злоупотреблять хорошим отношением. С ними лучше всего быть нейтрально вежливым.
4. Фиалки расцветают незаметно. Такие «фиалки-скромницы» известны и человеческому обществу. Это добрые, милые, трудолюбивые, как муравьи, люди. Это люди тонко чувствующие, а от насмешек людей высокомерных они еще больше уходят в себя. Они нуждаются в одобрении и признании, в доверии.
5. Льстецы и подхалимы призваны, так сказать, по долгу службы расточать любезности и комплименты. Необходимо совершенно недвусмысленно дать понять, что тебе такие заверения неприятны. Льстецы опасны, поскольку при звуках их хвалебных песен способность к мужественному и правдивому самоанализу быстро исчезает.
6. В состоянии боевой тревоги постоянно находятся сверхосторожные и потому недоверчивые люди. Они тщательно следят за всем, заставляя других таскать каштаны из огня.
Установить с ними близкий контакт не просто, но стоит попытаться убедить их в своих добрых намерениях.
7. Для властолюбивых существует только воля. Они не терпят критики и возражений, считая, что хорошо лишь то, что делают они. От умной и хорошо продуманной аргументации они не всегда могут отмахнуться. Если же это не помогает, следует вооружиться иронией, хотя бы для того, чтобы самому не прийти в бешенство.
8. На апрельскую погоду мало обращают внимание, так и настроению капризного человека не следует придавать большого значения.
9. Вспыльчивость, как и капризы, свидетельствует о недостаточном самообладании. Общаться надо спокойно, дипломатично, проявляя определенную уступчивость. Потом, когда погода установится, надо дать понять, что бури никому не по вкусу.
10. Ленивых и флегматичных нельзя никогда оставлять в покое, они вам будут по-настоящему благодарны, хотя вначале им ваша настойчивость «ужасно не нравилась».
11. «Как бы чего не вышло» — сложный, неприятный и скользкий тип характера. Непостоянные и ненадежные люди, нет своего мнения и своей точки зрения, ориентируются на тех, кто может быть ему полезен.
Не пользуются уважением у людей порядочных.
12. Некоторые мнят себя восьмым чудом света. На фанфаронство таких типов не следует обращать внимания, надо заниматься своим делом, соблюдая вежливость.
13. «Идеальные люди».
1. Ведут себя скромно, хотя и сознают свою силу.
2. Они полны достоинства, но в то же время вежливы и приветливы.
3. У них всегда хорошее настроение, они способны увлекаться, не перехватывая через край.
4. Твердо придерживаются своего мнения, не навязывая его другим.
«Художники» и «мыслители» (к теме: «Типы личности»)
1. Поступки тех, кто руководствуется чувствами, нередко зависят от сиюминутного настроения, они крайне непоследовательны, суждения и оценки их переменчивы, обещания ненадежны. Склонны ко лжи, причем лгут, как говорится, искренне и правдиво. Отзывчивы как на хорошее, так и на плохое, легко внушаемы, легко вовлекаются в разного рода авантюры...
2. Люди крайнего мыслительного типа в своих решениях и жизненных позициях опираются в основном на логику, но логика весьма схематична и прямолинейна, она не учитывает психологических тонкостей и нюансов в отношениях с людьми. Поэтому такие «мыслители» обычно черствы и порою даже жестоки, этакие «сухари», не понимающие чужих переживаний, не знающие жалости и сочувствия, не чувствующие юмора. Они тяжелы в общении, в семейной жизни, особо на руководящих должностях.
3. Патохарактерологические черты развития личности:
1. Истероидные черты | 2. Психастенические черты |
• — склонность к внешнему эффекту, — стремление любой ценой «выделиться из толпы», — зависть, — лживость В худшем случае — истерический невроз | — повышенная мнительность, —тревожность, — напряженность, — подозрительность (опасно в сочетании с меланхолическим темпераментом) , — психастенический невроз |
4. У среднего типа при неблагоприятных условиях может развиться астенический невроз — неврастения, для нее характерны: — симптом раздражительной слабости (повышенная чувствительность к различным незначительным раздражителям);
— нарушение сна;
— головная боль;
5. Ипохондрия — болезненная мнительность, навязчивая идея болезни, угнетенное состояние.
6. Патологические влечения:
— пиромания (поджоги);
— клептомания (воровство);
— дромомания (бродяжничество).
7. Депрессия — подавленное угнетенное психическое состояние.
8. Логоневроз (заикание), тики и т. д.
Методы педагогического воздействия:
«Художника» приучать к усидчивости и собранности, раскрывая радость интеллектуального труда, учить преодолевать различные препятствия. «Мыслителю» надо обращать внимание на эстетическую сторону воспитания.
«Обгоняя сверстников в одном, вундеркинд отстает от них в другом. Реальная опасность в том, что, уйдя в интеллектуальном отношении из мира детства", одаренный ребенок в связи с незрелостью своей моральной и эмоциональной сферы не найдет себе мест<1 и в мире взрослых».
А. В. Петровский
Они лишены чистой и бескорыстной дружбы. В личной жизни несчастны, неприкаянны, одиноки...
Подростковый период (Советы родителям и учителям)
«Важнейшее психологическое новообразование возраста — чувство взрослости — представляет собой новый уровень притязаний, предвосхищая будущее положение, которого подросток еще фактически не достиг».
И. С. Кон
Чувство взрослости играет решающую роль в социализации (по Л. С. Выготскому) личности. Социализация предполагает формирование мировоззрения.
Как следствие интересов подростка к мировоззренческим вопросам может быть философическая интоксикация. Подросткам свойственен негативизм, сочетающийся со склонностью к прямолинейности и опрометчивым обобщениям, к категоричности и бескомпромиссности суждений. Нередко приблизительное знание о предмете возводится в статью общего закона. При неправильном воспитании формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, индивидуализм, лицемерие, приспособленчество, потребительское отношение к жизни. Этому возрасту присущи мак-
симализм, категоричность и безоговорочность суждений по отношению к людям. У подростков нет полутонов: существуют только минус и плюс, при этом огромную роль играет первое впечатление. Иногда достаточно одной ошибки, оплошности, чтобы подросток стал презирать человека. Большим авторитетом пользуются отрицательные герои, бравирующие силой. Если в этот период не изменить отношений с детьми, можно столкнуться с холодностью и равнодушием. «Упрямство не что иное, как извращенное стремление к свободе» (Н. Д. Успенский).
У подростков гипертрофировано чувство собственного достоинства, они очень остро реагируют на неуважительное отношение: насколько нетерпимы и критичны к отрицательным, с их точки зрения поступкам взрослых, настолько же чувствительны к критике в свой адрес, считая замечания несправедливыми. В данном случае справедлива поговорка: «В чужом глазу соринку видит, в своем бревна не замечает». Ребята крайне чувствительны и нетерпимы к попыткам командовать или к бесцеремонным распоряжениям, которые унижают их личность. Нетерпимы к запретам, игнорирующим права личности. Здесь уже разносы и проработки бесполезны — сознанием выстраивается смысловой барьер. Этот возраст не терпит «оголенности идей», по выражению Сухомлин-ского. Как положительную черту можно рассматривать нетерпимость ко злу, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины.
Необходимо помнить, что в этом возрасте самооценка является составной частью самосознания, а самосознание — одним из компонентов личности, и существует противоречие между явно выраженной потребностью к самосознанию и неумением осуществить эту потребность.
Естественно стремление подростка занять соответствующее его представлению о себе место в коллективе, следовательно, неизбежны конфликты внутренние и внешние. (Внутри личности и с окружающей средой).
Современные подростки, какими бы умными они ни казались — это все-таки еще дети! И они нуждаются в корректной помощи взрослого.
Родителям и учителям важно помнить, что влиять надо собственным примером, уважительным отношением к личности. Очень важно выявить способности
специальные: художественные, изобразительные
общие: ум, смекалка, находчивость, быстрое переключе-
ние, способность творчески мыслить
Нужно стремиться тактично и ненастойчиво помочь разобраться в своих чувствах. Увлечения способствуют укреплению и стабилизации волевой и эмоциональной сфер. В этом возрасте уже проявляется способность к волевой деятельности (но избирательной, связанной с интересами).
Эмоциональная сфера пока еще ахиллесова пята подростка. Именно в эмоциях человек еще долгое время остается ребенком.
Резкой аффективной вспышкой реагируют подростки на несправедливую, нетактичную критику взрослого, оскорбление.
Неуспех, обида, неожиданная неприятность ввергает их в состояние душевной депрессии.
Неожиданная грубость, внезапная холодность — следствие перемены настроения.
«Грубость может быть парадоксальной формой переживания нежности. Ему стало стыдно (я уже взрослый)!»
Именно эту сторону повышенной эмоциональности нужно корректировать, воспитывая страстного и увлеченного, отзывчивого на радость и горе, чуткого, способного сопереживать, непримиримого ко злу человека.
«Ничем не нужно сдерживать горячую бурную реакцию подростка на зло, делаясь единомышленником подростка».
Сухомлинский
Известный польский педагог Януш Корчак отмечает, что «девочки часто пытаются показать себя лучше, чем есть, тогда как мальчики стараются показать себя хуже, чем есть на самом деле».
Девочки более чувствительны как к поощрению, так и к порицанию, более остро реагируют на унижение человеческого достоинства. Более восприимчивы к вопросам нравственности и морали. Более жалостливы, более склонны к состраданию, сопереживанию, внешне ближе к сердцу принимают чужое горе или радость. В то же время, они более мелочны и завистливы, более злопамятны и мстительны. Мстят исподтишка, иногда довольно тонко и неотразимо.
Мальчики любят делать все быстрее и поэтому менее терпеливы. В период поляризации полов нужно обучать домашним делам, иначе сработает «феномен маугли», невозможность обучения позднее.
У подростков могут быть следующие психические заболевания:
Дисморфобия — неправильное представление о своей внешности.
Нервная анорексия — патологическая борьба с полнотой (мнимой или реальной), в этом возрасте возникает желание нравиться.
«Осуждая спонтанное поведение мальчика, учитель рискует выработать отрицательную установку к положительным мотивам этого поведения. Важно, чтобы мальчик и девочка пережили и осознали разное по содержанию (но не по ценности) и в равной мере необходимое участие в конкретном деле, помогли помочь друг другу как равноправным (но не тождественным) партнерам».
«Бедные девочки никогда не получат настоящего понятия о мужчине, если они не выросли вместе с братом».
Эти замечания Г. .Потоцкого необходимо помнить и родителям и учителям. «Отсутствие женского элемента ощущается все более и более. Природа непременно требует, чтобы оба пола сызмала привыкали друг к другу».
Дружба приучает поступаться ради близкого человека некоторыми своими желаниями, обучает нежности и заботливости, внимательности и чуткости.
Люди, не имевшие подобного опыта, нередко неудачливы в личном плане, они так и не могут обучиться науке любви.
При «оранжерейном воспитании» закормленные любовью дети не столько любят, сколько покровительствуют любви других к себе как основному способу самоутверждения.
Дети неласковых родителей («ежовые рукавицы») чувствуют себя лишними, ненужными, либо неспособны к чувству любви, либо пассивны, благодарны за проявленные к ним чувства и легко поддаются иллюзии любви.
У «трудных» подростков проблема — случайные и бездуховные связи. Им-то поначалу кажется, что они удачливы. Пока не появится чувство опустошенности. Как говорить с подростком на «скользкую тему»? Лучше об этом скажет сам подросток: «Беда в том, что мы теряем трепет настоящей любви. То, что чувствовали герои Стендаля, Толстого, Ремарка. Порнография убивает это — трепет и тайну любви. Все вывернуто наизнанку. Я хотела бы родиться 200 лет назад. Сейчас мы знаем гораздо больше прежних поколений о механизме любви, о половом акте, который описывается в книжках языком инструкции, рассказывающей о том, как настроить телевизор. Но мы не знаем — что такое любовь...»
Лучше всего ориентировать подростка на какое-то конкретное дело, вырабатывая в нем желание упорно стремиться к поставленной цели. Только культурно развитой, духовно богатый человек способен переживать яркое чувство любви и вовремя прийти к этому, не оставаясь в душе озлобленным и разочарованным. Поэтому предложите подростку заняться сначала улучшением своего характера.
Предложите ему