Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский.
Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом.
Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.
Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.
Отождествлению речи и мышления или, напротив, их полному размежеванию противостоит представление об их взаимосвязи: по выражению С. Л. Рубинштейна, между мышлением и речью существует единство, но не тождество.
Мышление в общем случае представляет собой целенаправленный процесс, состоящий в решении определенного вида задач или выведении умозаключений.
Согласно существующим данным, мыслительный процесс включает ряд компонентов (механизмов), которые могут быть различными при решении разных типов задач. Общими компонентами мышления являются:
· создание умственных моделей ситуации, включающих условия и цель задачи;
· взаимодействие поступающей информации с репертуаром знаний и схем, хранящихся в долговременной памяти;
· манипулирование моделью;
· выявление результата, отвечающего исходным условиям задачи.
Общее представление о личности.
Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.
Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.
В психологии, кроме термина «личность», имеются близкие к нему понятия «индивид» и «субъект», которые следует различать между собой
Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность»
Понятие | Определение | Характерные признаки |
Индивид | Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно обусловленных свойств | Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки |
Субъект | Человек как типичный носитель видов человеческой активности | Темперамент, сознание, воля, мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь |
Понятие | Определение | Характерные признаки |
Личность | Человек как типичный представитель сформировавшего его общества | Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели |
Индивидуальность | Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей | Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации |
Процесс перехода (превращения) одной формы развития личности в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются в зависимости от сопутствующих социальных условий.
Человек рождается как индивид. После формирования сознаниячеловек становится субъектом, активно преобразующим мир. В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность. Здесь следует отметить, что наступление последующей стадии не уничтожает предыдущую: человек, ставший субъектом в связи с формированием сознания и речи, не перестает быть индивидом, но может рассматриваться и как индивид, и как субъект. Таким образом, каждая последующая стадия включает в себя все предыдущие
Индивидуальность — это своеобразие конкретно взятого человека, совокупность лично ему принадлежащих особенностей и стилей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного взятого человека в многообразности его мыслей, чувств, проявлений силы воли, способностей и талантов, мотивов, потребностей, интересов, привычек, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллектуального уровня, склонностей и других различных особенностей.
Проблема индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку
Наиболее наглядной и методически удобной для изучения является описание структуры личности, данное К. К. Платоновым.
Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.
Вторая структура — формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.
Третья подструктура— жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.
Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.
Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.
Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания.