Пример трансформации семейной тайны
Показательный пример трансформации тщательно скрываемых семейных тайн сдержит первая часть трилогии Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона» [3]. Главному герою, журналисту Микаэлю Блумквисту, предстоит написать историю семьи Вангеров – владельцев огромного шведского концерна.
Однако семейная история – это лишь повод для проведения расследования, к которому привлечена компьютерный гений Лисбет Саландер. Их нанимает восьмидесятидвухлетний Хенрик Вангер, патриарх концерна. 37 лет назад пропала Харриет Вангер, внучка его старшего брата. Хенрик подозревает, что виновен кто-то из членов семьи – девушка исчезла с закрытого острова, и поиски тела в течение всех лет не дали результатов.
В ходе расследования открываются нелицеприятные факты семейной истории. Отец Хенрика был холодным, критикующим, бесчувственным человеком. У него было пятеро сыновей, которые до своего совершеннолетия почти не встречались с отцом, «кроме как на особых семейных сборищах, где им надлежало присутствовать, но держаться тише воды ниже травы. Хенрик Вангер не мог припомнить ни одного случая малейшего проявления любви со стороны отца; зато тот никогда не упускал случая указать сыну на его просчеты, которые критиковал беспощадно» [3].
Как часто бывает в тех семьях, где дети не получают необходимого от родного отца, они начинают искать другую родительскую фигуру. Такой фигурой для троих старших сыновей – Рикарда, Харальда и Грегора – стал Гитлер. Рикард был бунтарем и примкнул к нацистскому движению. Он погиб в 1940-м году на Карельском фронте. Его сын Готфрид потерял отца в 13-летнем возрасте. Он рано женился из-за беременности своей подружки Изабеллы и стал отцом двоих детей – Мартина и Харриет, открыть тайну исчезновения которой много лет пытается Хенрик Вангер. Хенрик – трезвомыслящий человек. Говоря о фашистском прошлом своих братьев, он роняет фразу:
«Следовательно, трое из моих братьев были в политическом отношении психически больными.
Насколько больными они были в других отношениях?» [3].
Проводимое расследование открывает все больше и больше нелицеприятных фактов из жизни семьи.
Но параллельно внимание привлекают загадочные исчезновения девушек, убиваемых с некой религиозной подоплекой.
Открытие, сделанное главными героями, носит ужасный характер. Оказалось, что Готфрид Вангер, отец пропавшей Харриет, на протяжении ряда лет, находясь в служебных командировках, убивал девушек. Когда его сын Мартин подрастает, он насилует его и привлекает к «семейному делу». Через некоторое время подрастает и Харриет, которая также становится жертвой сексуальных извращений отца и брата.
Хенрик замечает, что с Харриет что-то происходит. Он решает, что причиной всему ссоры и разборки между Готфридом и Изабеллой, и забирает Харриет к себе, чтобы она могла спокойно сосредоточиться на учебе. Это на некоторое время расстраивает планы Готфрида и Мартина, которые не могут с такой легкостью насиловать девушку и контролировать ее жизнь. Но периодически ей нужно показываться дома. И однажды отец в пьяном состоянии пытается изнасиловать и задушить дочь. Защищая свою жизнь, она убивает отца. Однако при этом присутствует ее брат Мартин, который, пока труп отца плавает в озере, хватает сестру и в очередной раз насилует ее.
Харриет оказывается заложницей страшной тайны. Она – и жертва насилия, и убийца отца. Ее отец – насильник и садист, а брат теперь имеет «крючок», на котором будет ее держать всю жизнь. Через некоторое время Харриет уезжает, но, встретив через год Мартина, снова испытывает сильнейший ужас. Она понимает, что Мартин никогда не оставит ее в покое, и решается бежать. Ей помогает Анита Вангер, которой Харриет приходится двоюродной племянницей. Анита вывозит ее в машине, дает свой паспорт, и Харриет уезжает за границу, где через несколько лет выходит замуж…
Кажется, все в прошлом… Но Мартин продолжает «дело отца» — он регулярно находит женщин, похищает их, запирает в своем подвале, где подвергает пыткам и насилию, а потом убивает… Одна или две женщины в год погибают от его рук на протяжении многих лет, а никто даже не подозревает о наличии серийного убийцы. Его жертвами становились незаметные женщины, часто относительно недавно приехавшие иммигрантки, у которых не было друзей и знакомых в Швеции. Главный герой также чуть не погиб от руки Мартина…
Микаэль Блумквист раздумывает о том, что «Готфрид хотел убивать женщин и оправдывал свои действия некими псевдорелигиозными рассуждениями. Каждый раз, когда Готфрид оставлял после себя труп, это приводило к полицейскому расследованию и возникал риск, что кто-нибудь нападет на его след или хотя бы свяжет совершенные им убийства между собой. Но Мартин даже не искал себе оправдания. Он действовал организованно и убивал систематично. К тому же он мог не жалеть на свое хобби денег и был сообразительнее отца» [3].
Возникает закономерный вопрос: почему Харриет хранила семейную тайну?
Вот что она сама говорит об этом главному герою:
«— Мне было шестнадцать лет. Я боялась, стыдилась, приходила в отчаяние. Я была одна. Правду знали только Анита и Мартин.
Я рассказала Аните о сексуальном насилии, но была не в силах рассказать о том, что мой отец был еще и чокнутым убийцей женщин. Этого Анита так и не узнала. Зато я рассказала ей о своем собственном преступлении, которое было столь ужасным, что, когда дошло до дела, я не смогла признаться Хенрику. Я молилась, чтобы Господь простил меня, и на несколько лет скрылась в монастырь.
— Харриет, ваш отец был насильником и убийцей. Вашей вины в этом не было.
— Я знаю. Отец принуждал меня к сексу в течение года. Я делала все, чтобы уклониться от... но он был моим отцом, и я не могла вдруг отказаться общаться с ним, ничего не объясняя. Поэтому я улыбалась, играла комедию, пыталась делать вид, что все нормально, и старалась, чтобы кто-нибудь всегда был поблизости, когда я с ним встречалась. Мать, конечно, знала, чем он занимается, но ее это не волновало.
– Изабелла знала? — ошеломленно воскликнул Микаэль.
Голос Харриет стал еще жестче:
— Разумеется, знала. Изабелла знала обо всем, что происходило в нашей семье. Но она никогда не обращала внимания на то, что казалось неприятным или представляло ее в невыгодном свете. Отец мог насиловать меня в гостиной, прямо у нее под носом, а она ничего не замечала. Она была не в силах признать, что в моей или ее жизни что-то не так» [3].
Интересно, что главный герой, Микаэль Блумквист, пытается понять подоплеку поступков Мартина: «Тут речь идет о дисфункциональной семье. У Мартина не было ни единого шанса стать нормальным человеком» [3]. Однако Лисбет Саландер не согласна. Приведем еще одну цитату.
«Ее голос вдруг сделался твердым, как кремень. Микаэль смотрел на нее с изумлением. Ее взгляд был холодным, без капли сочувствия.
— У Мартина, как и у любого другого, был шанс дать сдачи. Он сделал свой выбор. Он убивал и насиловал, потому что ему это нравилось.
— Ладно, не буду возражать. Но Мартин был податливым мальчиком и подпал под влияние отца, так же как личность Готфрида в свое время сформировал его отец, нацист.
— Ага, значит, ты исходишь из того, что у Мартина не было собственной воли и что люди становятся такими, какими их воспитывают.
— Я не утверждаю, что на людей влияет только воспитание, но думаю, что воспитание играет большую роль. Отец Готфрида избивал его на протяжении многих лет. Такое не может пройти бесследно.
— Чушь, — повторила Лисбет. — Годфрид не единственный ребенок, которого жестоко избивали. Это не дает ему права убивать женщин. Этот выбор он сделал сам. И то же относится к Мартину» [3].
То же самое Лисбет думает о Харриет Вангер. «Чертова Харриет Вангер. Если бы она что-нибудь предприняла в шестьдесят шестом году, Мартин Вангер не смог бы продолжать убивать и насиловать еще тридцать семь лет», — говорит она Микаэлю Блумквисту.
И это правда – семейные тайны зачастую разрушают жизнь нескольких поколений и многих людей. Тщательно оберегаемые или игнорируемые, они становятся благодатной почвой для развития семейных дисфункций, психических и соматических болезней, сломанных и покалеченных судеб. Поэтому в семье нет невиновных – в случае сокрытия страшной тайны каждый вносит свой маленький кусочек мозаики и несет свою долю ответственности за продолжающееся зло, несправедливость, глупость, ведущих к трагедиям.
Из этого примера видно, что накопление дисфункциональных паттернов в семейной системе шло по нарастающей. Фредерик – холодный, отстраненный отец, не наказывавший детей физически. Его сын Рикард – с явными признаками психопатологии: он примыкает к фашистскому движению (компенсация привитого отцом комплекса неполноценности в идею сверхчеловека и мирового господства) и жестоко избивает своего сына Готфрида. Агрессивность отца перерастает в психопатию у сына: Готфрид, одержимый религиозными идеями, начинает убивать женщин. А его собственный сын Мартин вырастает в холодного серийного убийцу-садиста. При этом жена Готфрида и мать Мартина, Изабелла, отстраняется и не хочет ничего знать. При таком молчаливом попустительстве со-инцесторов и соучастников преступлений семейная патология расцветает. Сбежавшая за тысячи километров Харриет – и жертва, и полноправный соучастник преступлений отца и брата, потому что в семье все связаны, и все несут ответственность – и за поступки, и за их замалчивание.