Выбор подходящего локуса внимания

Хотя существует множество способов определения возможных локусов внимания, в данном случае мы выбираем только эти четыре. Естественно, ни один из них не является единственно «верным», тем не менее полезно знать, на что, в основном, обращает внимание каждый говорящий в каждый конкретный момент. Точно так же, как правило, желательно, на время попытаться сконцентрироваться на одном из них.

игнорировании этого непреложного факта. К сожалению, многие из тех, кто отвечает за управление психотерапевтическими программами, за обучение или лицензирование психотерапевтов, по-видимому, этого не осознают или стараются не замечать, попав под сильнейшее влияние краткосрочных упрощенческих подходов. Одним из наиболее шокирующих примеров этой мрачной ситуации является современное помешательство на создании стандартизованных «руководств по лечению». — Примеч. авт.

Глава 8. Параллелирование локуса 133

Иначе говоря: психотерапевтический эффект разговора, скорее всего будет расти, если локус внимания некоторое время будет относительно постоянным, не будет беспорядочно меняться.

В практике нет необходимости видеть все в таких четких категориях, которые мы сейчас используем для обсуждения. Они полезны для того, чтобы оттачивать и тренировать наше осознавание, но, когда мы разговариваем с пациентом, когда мы имеем дело с уникальными образованиями, характерными для его индивидуального перцептивного мира, мы должны отправить эти формальные характеристики в свое подсознание.

Внимание на межличностном: пациент/другие

Эта область включает всех людей, кроме пациента и психотерапевта, а также те объекты, которые заботят пациента в процессе его психотерапии. Конечно, это громадная область, с широким набором возможных чувств и отношений. Проработка всех возможных разделов этой неохватной темы не является целью данного обсуждения, но совершенно ясно, что психотерапевт будет отмечать и станет работать, прежде всего, с тем, что происходит у пациента с близкими ему людьми, а потом с тем, что от него чуть дальше — люди, вещи, настоящее, прошлое и будущее, другие возможные противоречия, важные для пациента.

Неискушенный пациент часто поначалу тяготеет к межличностному локусу «пациент/другие». Он кажется ему наименее угрожающим, так как в нем легче всего представить себя относительно объективно, он не требует прямых договоренностей с психотерапевтом относительно содержания и дает пациенту возможность быть единственным источником информации.

Исключительно поэтому я склонен сдвигать локус внимания с этой области на другие и делать это как можно быстрее — настолько быстро, насколько способен вытерпеть пациент. Я поступаю так, исходя не из скрытого садизма, а из того, что, согласно моим наблюдениям, если отдать приоритет внутреннему локусу (интрапсихи-ческому), то мы существенно экономим в работе время и энергию. Когда пациент способен вынести работу в этой области, то мы получаем несомненную выгоду — после того, как мы осознаем паттерны, направляющие внутреннюю жизнь пациента, мы будет готовы увидеть, как эти паттерны последовательно проявляют себя во всех остальных локусах.

Например, Белль (эпизод 8.1) поняла, что, хотя ее духовная жизнь, безусловно, важна для нее, она вся пронизана очень большой тревогой. Она постоянно занималась Духовными практиками, но внутри себя избегала конфронтации с беспокоившими ее вопросами, находившимися на периферии сознания. Как только этот паттерн избегания стал для нее очевиден благодаря работе в области интрапсихического, она смогла относительно легко увидеть, что ее колебания по поводу того, говорить ли ей с психотерапевтом о своей духовной жизни, представляют собой проявления того же самого Паттерна. Разговаривать с ним об этом значило, с большой вероятностью, прийти к тем же самым ужасным вопросам.

Мне могут возразить, что можно было бы начать с межличностного локуса «паци-еНт/другие», обнаружить этот паттерн избегания, а затем посмотреть, как он повто-

134 Раздел 111. Влияние на субъективное

ряется в интрапсихическом. Конечно, можно делать и так, но такой путь, прежде чем вывести к основному вопросу, часто требует нескольких отступлений — к примеру, нужно посмотреть, каким образом пациент избегает обсуждений вопросов, которые кажутся ему угрожающими, с друзьями или духовенством, как он обходит стороной определенные книги и фильмы и т. д.

Как правило, межличностный локус «пациент/другие» удобнее всего использовать в следующих трех случаях:

• Как подготовительный или переходный этап — перед работой в других областях, которых пациент боится больше. Пациент, который недавно приступил к психотерапии, нуждается в некотором времени для адаптации к работе, укрепления альянса с психотерапевтом и для того, чтобы привыкнуть к процедуре и принять на себя ответственность за исследование себя.

• Как тренировочную площадку или полигон для отработки и расширения открытий, которые пациент сделал в других областях. Когда уже ясны или хотя бы частично осознаны значимые, всеобъемлющие способы построения пациентом своей идентичности и общего взгляда на мир, очень полезно попытаться выяснить, как эти способы воспроизводятся в отношениях пациента с другими людьми за пределами психотерапии.

• Как менее угрожающую область, которую можно использовать для отдыха или для того, чтобы остыть после слишком напряженной работы. В эпизоде 8.2 показано, как это можно сделать.

Эпизод 8.2

Клиентка — Беатрис Бройлз, психотерапевт — Герберт Дрейк

К-1 (рыдая, тяжело вздыхая). Ох, не знаю, что я собираюсь делать. Просто я больше так не могу и не могу рискнуть что-то изменить. Я чувствую себя в абсолютном тупике.

[пациент] П-1. Ты чувствуешь себя в ловушке и это тебя пугает. [пациент]

К-2. Да, да. (Плачет.) Я не могу с этим справиться. Я просто не могу! Что мне делать?

[пациент] Е *.. Я знаю, что из такого положения трудно что-нибудь увидеть, но мы над этим и работаем вместе. Скажи мне, у тебя раньше бывало вот такое чувство отчаянья?

[пациент/психотерапевт] К-3. О нет, никогда! (Пауза.) В смысле, такого, как сейчас, — нет. Почему? [пациент]

П-3. А кто был с тобой рядом, когда ты чувствовала то же, что сейчас? [пациент/другие] К-4. Не помню. Думаю, я чувствовала что-то вроде этого, когда ребенок умер, мне сейчас трудно вспомнить точно, но я так думаю. Мой муж не очень-то мне помогал, он сам бы в таком горе, но мы все же как-то помогали друг другу. А его мать держалась как скала, на нее можно было спокойно опереться. Я была ей благодарна, как никогда.

[пациент/другие]

В этом сокращенном отрывке психотерапевт помогает пациентке почувствовать, что ее слышат и понимают (П-2), и при этом постепенно побуждает ее отвлекаться от интрапсихического страдания, привнося в процесс свое собственное осознавание. Когда пациентка начинает осознавать свое горе в контексте другого времени и других обстоятельств, уже происходит некоторое движение. Другие личностные переживания, по-видимому, воспринимаются более когнитивно и объективно, чем очень

Глава 8. Параллелирование локуса 135

субъективное восприятие актуального стресса (К-1). Этот шаг повлек за собой следующий (П-3) и ввел в ситуацию других людей, что уменьшило чувство изоляции, которое с такой силой охватило пациентку раньше (К-4).

Внимание на межличностном: пациент/психотерапевт

Пациенты сильно различаются в том, насколько свободно они говорят о своих отношениях с психотерапевтом. Некоторые считают это обычным делом и с готовностью выражают свои чувства и мысли. Другие, наоборот, колеблются и пугаются. Кроме того, некоторые пациенты, на первый взгляд прямо обращаясь к психотерапевту, на самом деле неискренни. Сам факт наличия переноса достаточно трудно определить, хотя некоторые опытные психотерапевты считают само понятие «перенос» бесполезным.

Очевидно, что определяющим в вопросе о том, насколько угрожающим кажется клиенту этот локус, является тон разговоров об отношениях между пациентом и психотерапевтом. Бывает так, что у нас полное взаимопонимание и поддержка, но может быть и так, что нам понадобится выявить и исследовать недоверие, конфликт, разногласия, гнев или, наоборот, эротические или сексуальные чувства, попытки установить отношения за пределами психотерапии или отношения близости. Пациенты могут очень по-разному относиться к работе в этой зоне. Некоторые, напрямую обсуждая альянс, чувствуют себя комфортно и уверенно, но гораздо чаще пациенты (особенно неискушенные) испытывают нечто обратное — их очень пугает обсуждение непосредственных отношений.

Интимность или конфликт. Пациенты испытывают тревогу, в основном потому, что по прошлому опыту знают — как только два человека начинают прямо и откровенно говорить о своих отношениях, то возникают или отношения интимности, или конфликт, причем и то и другое пугает их одинаково. Кроме того, в определенных слоях общества считается, что прямо говорить о том, как вы воспринимаете своего собеседника и какие чувства он у вас вызывает, значит очень серьезно нарушить правила хорошего тона.

Некоторые пациенты пытаются справиться с тревогой, нападая на психотерапевта. Они могут собрать целую кучу необоснованных жалоб — на слишком высокую плату, на неудобное расписание встреч, они обвиняют психотерапевта в холодности, в том, что он их неправильно понимает, и приписывают ему еще много грехов. Так могут вести себя те, кто зависит от оценок и обязательств; для них зависимость от психотерапевта представляет собой почти невыносимую угрозу. Они могут также Демонстрировать слишком большую зависимость от психотерапевта, требовать от Него постоянного руководства, уговоров, решений. Другими словами, в отношениях с психотерапевтом реализуется (иногда его необходимо реализовать) весь диапазон жизненных стилей. Ключ к эффективному использованию этого локуса — это время, момент вмешательства.

Подготовка к внутренней (интрапсихической) работе. Как я уже говорил при об-суждении межличностного локуса «пациент/другие», если мы как можно раньше на-

Раздел III. Влияние на субъективное

чинаем тщательную работу в интрапсихической зоне пациента, то приобретаем важные преимущества. Однако это правило трудно применить в тех случаях, когда пациент в основном, как это было в примерах предыдущего параграфа, все сваливает на других людей. В таких случаях почти всегда необходимо сначала какое-то время поработать в межличностном локусе «пациент/психотерапевт», и только после этого появится возможность сделать что-нибудь в интрапсихическом. Примером такой работы служит эпизод 8.3.

Эпизод 8.3'

Клиент — Фрэнк Коннелли, психотерапевт — Джеймс Бъюдженталь

(Фрэнк работает коридорным в дешевом отеле. Он — полухиппи, бородатый, часто немытый и злой на весЬ мир.

В начале этого фрагмента Фрэнк все свое внимание направляет вовне, не признавая существования никаких личных связей с тем, о чем он рассказывает. Для того чтобы подчеркнуть этот акцент, в комментариях к высказываниям слово другие выделено курсивом. Затем появляются высказывания, помеченные словами «пациент/цруте» и -впациент/пснхо-терапевт», они достаточно ясно показывают движение Фрэнка к своим внутренним переживаниям. Здесь уже слово пациент выделено курсивом.)

К-1. Я был в библиотеке, а этот тип подошел ко мне и говорит: «Слушай, чучело, почему бы тебе не принять ванну?» Я ему сказал, куда он может катиться, а он весь покраснел и говорит, что меня арестуют. До чего ж все нервные-то, Боже ж ты мой! [пациент/другие] П-1. Ну и что ты думаешь об этом случае, Фрэнк? [пациент/другие]

К-2. Что я об этом думаю? (Сердито.) Что таких замшелых придурков надо запирать. Им нельзя разгуливать на свободе. [пациент/другие]

П-2. Ну да, конечно. А для тебя-то, как все это? [пациент/другие]

К-3. В каком смысле, как это для меня? Я уже сказал тебе. У парня крыша поехала.

[пациент/другие] П-3. Ладно, у него крыша поехала. Ну и что дальше? [пациент/другие]

К-4. А то, что он опасен. [пациент/другие]

П-4. Хорошо, он опасен. Ну и что? Кому до этого дело? [пациент/другие]

К-5. Мне точно все равно. [пациент]

П-5. Вот тебе-то как раз не все равно. Ты только что пятнадцать минут мне рассказывал все об этом парне, до которого, как ты говоришь, тебе нет никакого дела. [пациент/другие] К-6. Я только делаю то, что ты мне велел. [пациент/психотерапевт]

П-6. Что именно? [пациент/психотерапевт]

К-7. Я говорил то, что приходит в голову. Ты сказал, что, наверное, это мне и надо делать, а когда я стал делать, ты на меня орешь. Честно говоря, я... [пациент/психотерапевт] П-7. Фрэнк! Я не говорил тебе, чтобы ты рассказывал мне все, что придет тебе в голову. Это уже слишком... расскажи мне, что тебя заботит, что для тебя действительно важно в жизни и, пока ты это делаешь, включай туда все, что появится по пути.

[пациент/психотерапевт] К-8. Ты никогда этого не говорил раньше. [психотерапевт]

П-8. Ладно, ладно. Теперь сказал. Что в твоей жизни заботит тебя в данный момент?

[пациент] К-9. Ну почему ты всегда разговариваешь так, будто едва меня терпишь?

[пациент/психотерапевт] 1 Из: Bugental, 1976, р. 106-110. - Примеч. авт.

Наши рекомендации