Специальная матрица оценки
Критерии | Поведенческие индикаторы | ||
Успешный профессионал | Растущий профессионал | Рядовой специалист | |
Динамичность, нестандартность и гибкость мышления | Способен к быстрой оценке как текущей, так и общей ситуации, умеет быстро включиться в дело, найти новые нестандартные решения, может увидеть обстановку со стороны (5) | Способен к достаточно быстрой оценке текущей ситуации и требуется время для осознания общей ситуации. В большинстве случаев может быстро включиться в дело. Для поиска новых нестандартных решений требуется время и концентрация (3-4) | Испытывает сложности при необходимости быстрой оценки как текущей, так и общей ситуации. Требуется достаточно большой промежуток времени для разъяснения. Может увидеть положение дел со стороны лишь при постороннем указании на такую возможность, через короткий промежуток времени вновь, сам того не замечая, возвращается в исходную позицию. Действует, как правило, по шаблону (1-2) |
Системность мышления | Способен к цельному восприятию ситуации с учетом всех оперативных и стратегических аспектов. Эффективно осуществляет как текущий, так и обобщающий контроль(5) | Способен к общему видению ситуации и поэтапному включению в деятельность. Чаще осуществляет обобщающий контроль, текущий контроль проводит в случаях явного ухода с линии достижения конечной цели (3-4) | Идеи часто не доработаны до соответствия общим требованиям заказа, есть соответствие общей направленности, но не учтено множество нюансов. Есть затруднения с общим видением ситуации, часто вязнет в мелочах. Склонен осуществлять текущий сверхконтроль и поверхностный обобщающий (1-2) |
Эффективность в общении | Эффективен в ситуациях межличностного и делового общения, требующих как убеждения, так и нахождения компромисса. Использует различные стратегии в контактах, настроен на позитив, открыт, чаще использует партнерский стиль (4-5) | В большей степени эффективен в ситуациях нахождения компромисса. При мобилизации собственных коммуникативных ресурсов способен убеждать оппонента. Старается использовать разные стратегии в общении, чаще настроен на позитив, в большинстве ситуаций открыт (4) | Выражены стереотипы восприятия и общения. Возможны сложности с пониманием отношения собеседника к нему, настроения говорящего «с той стороны», и как следствие — ригидность в контактах и очень медленная смена коммуникативных стратегий. Испытывает сложности в ситуациях манипуляции и давления, использует при этом стратегию избегания либо подчиняется. Часто воспринимает собеседника как потенциального оппонента, способного разрушить его доводы, поэтому чаще применяет конкурирующую стратегию общения (2) |
Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
Продолжение табл.20
Критерии | Поведенческие индикаторы | ||
Успешный профессионал | Растущий профессионал | Рядовой специалист | |
Целеустремленность | Общение направлено на достижение конечного результата, хотя иногда может создаться впечатление, что обсуждение уходит от намеченной цели. Однако это тактика. Умеет добиваться поставленной цели, возможно, в несколько подходов и за короткие временные промежут-ки(5) | Общение в основном направлено на конечный результат. Однако может уходить от намеченной цели и включаться в обсуждение ситуативно возникшей интересной темы, затем происходит возврат к основной теме. Как правило, добивается поставленной цели, возможно, в несколько подходов и в растянутые временные промежутки (3) | Затрудняется в постановке и достижении целей, часто использует стратегию избегания. Однако при наличии опытного наставника исполнителен и способен завершить начатое, решая достаточно сложные задачи (2) |
Готовность к изменениям и к обучению | Способен к кардинальной смене деятельности в короткий срок, сам ищет перемен и новую информацию, старается активно внедрять ее в окружающую среду. Активен в социальных контактах с различными людьми. Из разнообразных ситуаций способен извлекать ресурс для самосовершенствования (5) | Выражено стремление к освоению новых социальных, профессиональных и статусных ролей. Способен взяться за новую неизвестную деятельность, учиться в процессе ее освоения, доводить дело до конца при наличии опытного наставника. Способен к извлечению полезного опыта из многих ситуаций, активно ищет новый опыт в общении и деятельности (4-5) | Испытывает сложности в ситуациях, требующих освоения новой информации и деятельности, если в этом нет его прямой заинтересованности. В сознании очень сильны стереотипы мышления, испытывает трудности и отсутствие мотивации при их разрушении (2-3) |
Способность видеть перспективу | Часто работа направлена на укрепление профессиональных связей, создание профессионального сообщества из таких же специалистов высокого уровня как в своей сфере деятельности, так и в других отраслях. Это позволяет в настоящем обеспечивать стабильный рост и устойчивое положение в профессии и на рынке услуг, а в буду- | Способен видеть новые варианты развития ситуации и перспективы при условии их достаточно четкого обозначения и относительной близости во времени. Однако часто планы будущего могут перекрываться, а разработка новых направлений отодвигаться единовременными, оперативными выгодными предложениями либо возможностью получения такой же выгоды. Тем не менее общее | Отношения с коллегами и клиентами выстраиваются чаще на эмоциональном уровне. Соответственно, при необходимости выстроить перспективное общение с «неприятным человеком» возникают сложности. Чаще действует ситуативно, не видя долгосрочной перспективы. Предпочитает реа-лизовывать текущие, не имеющие роста в перспективе проекты, чем осуществлять набирающие обороты. Сказывается низкая готовность к изменениям (2-3) |
2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
Продолжение табл. 20
Критерии | Поведенческие индикаторы | ||
Успешный профессионал | Растущий профессионал | Рядовой специалист | |
щем — осуществить органичный переход на новую ступень либо кардинально сменить сферу деятельности (4-5) | видение перспективы сохраняется и происходит возвращение к ней через небольшой промежуток времени (3-4) | ||
Самооценка, способность к рефлексии | Самооценка часто сопряжена с высокой требовательностью к себе как профессионалу и со стремлением соответствовать не только достигнутой, но и постоянно повышаемой планке. В результате многие ошибки считаются непростительными и уровень самооценки снижается. При этом данное снижение, скорее, оперативное и обозначается самим профессионалом как ситуация, когда «есть куда расти». Вскоре он подкрепляет собственную самооценку действиями, направленными на оптимизацию деятельности и улучшение конечного результата (3-4) | Самооценка имеет тенденцию к колебаниям, поскольку специалистам этого типа во время роста необходимо самоутверждение в профессии и одобрение со стороны коллег-профессионалов высокого уровня. Также присутствует достаточно выраженный, но иногда неосознаваемый страх вернуться на ступень ниже, что заставляет ставить достаточно высокую профессиональную планку. При реализации намеченных целей такой человек не останавливается на достигнутом, а ставит перед собой еще более сложные амбициозные задачи, работая в режиме «ответа на вызовы» окружающей рабочей среды (3-4) | Проявляет неуверенность при работе над проектом, его презентации как коллегам, так и заказчикам. При этом требует признания его как профессионала, равного успешным, при одобрении проекта. Характерно болезненное восприятие требований корректировки текущего и конечного результатов. Присутствуют выраженные негативные оценки как клиентов, так и себя самого как профессионала (2,4) |
Ориентация на общегрупповой результат | В командной работе активно включается в достижение общегруппового результата. При этом учитывает свои интересы в данном деле, органично вписывая их в общую работу команды и достигая успеха в конечном итоге. Эффективно | В командной работе отдает максимум сил и возможностей для достижения общегруппового результата, при этом иногда (но не часто, скорее по ситуации) может игнорировать собственную выгоду. В экстремальной ситуации способен расставить приоритеты исклю- | Участвует в командной работе, но при этом четко соблюдает свои интересы. Заинтересованность в общегрупповой работе достаточно быстро угасает, когда его предложения не находят должного отклика и поддержки либо его отвлекает другая, ситуативно более значимая для него деятельность, и он переключается на нее(3) |
Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
Окончание табл.20
Критерии | Поведенческиеиндикаторы | ||
Успешный профессионал | Растущий профессионал | Рядовой специалист | |
срабатывает как на общий результат, так и на свой собственный. В экстремальной ситуации способен расставить приоритеты в пользу общегруппового результата, пожертвовать ситуативными личными интересами, но не стратегическими (3-4) | чительно в пользу достижения общегруппового результата, готов пожертвовать личными интересами ради достижения стратегических целей компании. В обычных рабочих ситуациях эффективно соотносит как командные, так и собственные интересы (4-5) |
Примечание: цифрами в скобках указана степень выраженности данного критерия для каждой карьерной группы специалистов (1 — низкая, 2 — ниже среднего, 3 — среднее, 4 — выше среднего, 5 — высокая).
О опыт работы в данной сфере,
□ желание развиваться как профессионал и как личность,
□ умение трезво оценивать свои возможности,
П умение работать в команде,
О нестандартность мышления, способность генерировать новые идеи, П умение быстро и адекватно ориентироваться в ситуации неопределенности, находить различные пути решения, подходить к работе творчески,
□ наличие у кандидата собственной системы оценки работы,
О навыки самопрезентации.
В таблице 21 приведены формулировки пунктов анкеты и комментарии по каждому их них.
Таблица 21
Диагностическая информация на основе анкеты
№ пункта | Формулировка пункта анкеты | На что направлен вопрос |
ФИО и контактные данные | Позволяет получить первичную информацию, обозначающую претендента, необходимые данные для мобильного доступа к нему | |
Ваше базовое образование (профессиональные семинары, курсы переподготовки, мастер-классы, тренинги) | Позволяет оценить профессиональный теоретический базис, готовность и желание учиться, повышать свой уровень |
::
2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
Продолжение табл.21
'И,
№ пункта | Формулировка пункта анкеты | На что направлен вопрос |
Укажите кратко ваши предыдущие места работы и продолжительность пребывания на них | Позволяет оценить профессиональный опыт, способность к долгосрочному сотрудничеству и уровень профессиональной мобильности — насколько выражен у претендента такой «карьерный ориентир», как стабильность | |
Укажите причины ухода с последних мест работы | Позволяет увидеть причины ухода, оценить «проблемные зоны», наличие способности работать в команде | |
Назовите ваши самые известные (узнаваемые) работы и клиентов (компании, 3-5 основных), с которыми вы работали | Позволяет увидеть и оценить профессиональные способности и уровень креативности мышления | |
Если вы не уверены в своих силах, возьметесь ли вы за сложный и дорогой заказ или... (укажите ваши варианты) | Позволяет увидеть умение трезво оценить свои силы, способность подчинить свои интересы общему делу, а также способность видеть варианты и альтернативы в ситуации неопределенности (например, помимо передачи заказа другому специалисту, можно попросить помощи у коллег, организовать «мозговой штурм» и т. д.) | |
Если вы не успеваете сдать проект в срок, каковы будут ваши действия? | Позволяет увидеть варианты поведения в экстремальной ситуации, а также дает дополнительную информацию, возможно, уточняющего и перепроверяющего характера о способности работать в команде | |
По каким критериям вы оцениваете успешность выполнения вашей работы до предъявления ее заказчику? | Позволяет определить уровень осознания критериев успешности выполненной работы самим исполнителем еще до оценки ее заказчиком | |
Если вы уверены в том, что работа сделана хорошо, но не соответствует потребностям рынка или требованиям заказчика, как вы поступите в этом случае? | Позволяет определить умение находить варианты решений творческих заданий, способность подчинить собственные интересы требованиям проекта | |
Какие качества, черты личности, характера, с вашей точки зрения, мешают / помогают вам успешно выполнять свою работу? | Позволяет оценить уровень развития способности к самооценке сильных и слабых сторон личности | |
Чего вам не хватает до полного самораскрытия как личности, так и профессионала? Что вы делаете для устранения этих помех? | Позволяет оценить способность осознавать свои проблемные зоны развития, препятствующие достижению максимального успеха в творческой работе, а также стремление осуществлять конкретную программу действий по их преодолению | |
Опишите ваш самый неудачный проект. Какие уроки вы извлекли из этого? | Позволяет определить умение объективно видеть свои недостатки в работе и готовность к обучению и поиску оптимальных вариантов несмотря на неудачи, также обеспечивает оценку уровня мотивации достижения и карьерной стойкости |
I
Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
Окончание табл. 20
№ пункта | Формулировка пункта анкеты | На что направлен вопрос |
Опишите ваш самый успешный проект | Позволяет увидеть, какова высшая планка претендента как профессионала на данный момент, и оценить уровень притязаний | |
Напишите короткий рекламный ролик и слоган о себе как о бренде | Позволяет оценить навыки самопрезентации, умение выполнять заказы в сжатые сроки, способность уловить главную идею в ситуации неопределенности, креативный дар; в развитие ответа следуют устные вопросы о целевой аудитории ролика, его задачах и целях и выясняется, выполнил ли претендент этл цели и задачи, по его мнению; оценивается способность защищать собственный проект |
Глава 3
КАРЬЕРА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ
В этом разделе приводится современная форма планирования карьеры и самопрезентации на собеседовании с потенциальным работодателем — порт-фолио карьерного продвижения. Если за рубежом эта форма представления профессиональных и личностных достижений претендентов на вакансии весьма распространена и привычна работодателю, то в нашей стране карьерное портфолио только начинает применяться в практике трудоустройства и развития карьеры молодых специалистов. Читатель также получит представление о структуре и способах составления портфолио карьерного продвижения.
Специалисты по рекрутингу и развитию карьеры в кадровых и консалтинговых агентствах, анализируя эффективность шагов по развитию карьеры выпускников вузов, подчеркивают, что в ходе самопрезентации молодые специалисты практически не используют такую форму, как портфолио.
Портфолио карьерного продвижения (ПКП) — это уже достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в западных странах технология планирования профессиональной карьеры. ПКП представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, отражающий все достижения студента (как академические — учебные, так и личные). Портфолио составляется в таком «ключе», чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения.
Традиционно структура портфолио карьерного продвижениявключает разделы, рубрики и материалы. Разделы в ПКП могут быть следующие: портрет студента, рабочие материалы (документы, подтверждающие учебные и профессиональные
!
Глава 3. Карьера молодого специалиста
достижения), личные достижения (документы, подтверждающие успехи в спорте, творчестве, общественной жизни и т. д.). Рубрики такие: банк идей, график-органайзер, размышления о занятиях и т. д. ПКП имеет несколько функций:
□ накопительную (сбор всевозможных документальных подтверждений успе
хов),
П диагностическую (позволяет оценить уровень достижений и выявить сильные стороны),
О рефлексивную (дает возможность осмыслить наработанные профессиональные знания, навыки и умения, наметить пути развития делового и личностного потенциала).
Оценка уровня и качества ПКП производится преподавателем-куратором по таким аспектам, как:
О наличие разделов, рубрик и выводов;
П проективный характер портфолио;
О содержание портфолио, раскрывающее личность студента;
П качество оформления всех представленных материалов;
□ наличие рефлексивных компонентов.
ПКП должно включать следующие пункты:
□ профессионально составленное, отвечающее современным требованиям
резюме;
О список пройденных учебных курсов по основной сфере деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей;
О список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор младшекурсников и т. д.);
П описание карьерного потенциала и готовности к карьере;
О рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.
У ПКП двойное предназначение — оценка учебных успехов и научных достижений студента, с одной стороны, а с другой — оценка его готовности к профессиональной карьере.
Цель учебно-научной оценки.ПКП в этом случае служит инструментом оценки, изменяющейся во времени по мере документально подтвержденного развития готовности к обучению и профессиональному росту в период нахождения студента в вузе. По мере освоения учебных курсов портфолио отображает достижения студента в приобретении навыков и компетенций, необходимых для успешной и долгой карьеры. Со временем ПКП превращается в достаточно сложную расширенную и углубленную структуру способностей и достижений.
3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
ПКП является оптимальным способом подведения итогов учебных и научных достижений студента после консультаций с научным руководителем и профессорско-преподавательским составом кафедры и факультета и создает возможности для дальнейшей научно-исследовательской карьеры (например, поступление в магистратуру или аспирантуру). В связи с повсеместным переходом в вузах России на двухуровневую систему высшего профессионального образования — бакалавриат и магистратуру — качественно составленное ПКП становится одним из важных критериев для поступления в магистратуру.
Цель оценки готовности к карьере.ПКП также служит важным инструментом передачи деловой и личностной информации о студенте-выпускнике вуза (в виде резюме и рекомендательных писем) потенциальным работодателям для поступления на работу на условиях как частичной (еще в период обучения), так и полной занятости.
Таким образом, карьерное портфолио — это эффективное средство развития карьеры, содержащее гораздо больше информации для понимания, чем стандартное резюме. Профессиональное и полное ПКП позволяет работодателю легко просмотреть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей кандидата и создает условия для принятия оптимального кадрового решения. Профессионально составленное ПКП может помочь выпускнику привлечь внимание работодателя и подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами.
ПКП должно фиксировать все достижения студента. ПКП следует регулярно обновлять по мере продвижения во время обучения по основному и сопутствующим направлениям профессиональной подготовки, а также включать в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и уровень развития компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития.
ПКП можно использовать для хранения, например, таких документов:
□ выпускная квалификационная и курсовые работы;
П отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;
□ тексты докладов на научно-практических конференциях;
□ оттиски статей в профессиональных журналах;
П грамоты и благодарности за участие в семинарах, форумах, конференциях;
□ свидетельство о занесении на Доску почета вуза;
□ сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ
(например, тренинг «Технология карьеры», обучающая программа для про
двинутого пользователя ПК и т. д.);
О свидетельство о получении именных стипендий (президентской, губернаторской и т. д.); О рекомендательные письма от преподавателей и кураторов.
В качестве примера приведем фрагмент резюме одного из студентов-выпускников университета, посвященный его достижениям.
Глава 3. Карьера молодого специалиста
Фрагмент резюме выпускника в/за
Достижения и награды:
Награжден грамотами и благодарностями Администрации города, ректора университета, Комитета по делам молодежи Администрации города.
Отмечен занесением на Доску почета университета за личный вклад в развитие и повышение престижа университета, плодотворную работу и творческую инициативу.
Победитель трех международных научно-практических конференций по психологии (2002, 2003, 2004 гг.).
Автор и соавтор ряда научных публикаций по психологии управления персоналом (журнал «Управление персоналом» (Москва), сборник «Трудоустройство и карьера выпускников вузов: актуальность и перспективы» (Владивосток).
Обладатель личного сертификата признания И. А. Петрова, ведущего в регионе специалиста в области деловой оценки персонала и управления карьерой.
Чем ближе к выпуску из высшего учебного заведения, тем более специфичными для выбранного студентом профиля деятельности и для целей его карьеры должны быть пункты в персональном ПКП. Соответственно, ПКП превращается в динамичный и развивающийся инструмент карьеры.
Помимо ПКП в бумажном варианте целесообразно иметь и его электронный вариант. В наш век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты составляли online или электронное ПКП. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями.
Подобное электронное ПКП может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте университета. На общеуниверситетском сайте выделяется специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенциальных работодателей. Причем очень активны в поддержании и обновлении этих ПКП наиболее перспективные в карьерном отношении студенты, например, участвующие в ежегодных конкурсах «Карьерист года», ярмарках вакансий, презентациях ведущих компаний, проходящих как в стенах университета, так и за его пределами.
В качестве примера того, что может ПКП дать выпускнику вуза, приведу алгоритм составления портфолио одним из студентов по специальности «Информационные системы в экономике». Будучи студентом первого курса университета, он создал и поддерживал свое электронное портфолио. Начиная с простого резюме, студент постепенно добавлял материалы, показывавшие развитие его навыков и компетенций по мере прохождения программы обучения. К моменту выпуска его ПКП включало профессиональное резюме, в котором были указаны:
П все пройденные им специальные обучающие программы (дополнительное обучение) в области компьютерных наук, в том числе и за собственные финансовые средства (что особо важно и показывает высокую мотивацию к обучению);
3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
О опыт работы по неполной рабочей ставке в различных компаниях по профилю специальности;
П1 список проектов, в которых он принимал участие с указанием конкретных функций и ролей.
К резюме прилагались рекомендательные письма от руководителей компаний, где работал студент. Он использовал в своих интересах курсовые работы и другие задания, чтобы создать портфолио, достаточно специфично документировавшее его готовность к профессиональной карьере в выбранной области деятельности. Студент включил в свое карьерное портфолио для потенциальных работодателей целый ряд документов в порядке роста своего профессионального мастерства (от освоения достаточно простых навыков работы до наиболее сложных): □ примеры анализа данных в Excel, презентации в PowerPoint; О примеры использования программного обеспечения с применением баз
данных;
О образцы исходного текста, чтобы показать навыки программирования; П разработанные программы (например, автоматизированное рабочее место для маркетинговых исследований в сфере туризма; компьютерную программу деловой оценки менеджеров среднего и высшего звеньев, вошедшую в выпускную квалификационную работу и реально применяемую в практике управления персоналом специалистами по оценке персонала).
Электронное портфолио легче обслуживать, оперативно вносить в него все необходимые изменения. Кроме того, такое ПКП может приятно удивить работодателя и помочь соискателю, обладающему таким портфолио, «оторваться» от конкурентов, так как характеризует его автора как представителя новой волны работников, живущих в ногу с высокими технологиями.
Итак, как показано на предыдущих примерах, карьерное портфолио выпускника вуза является многокомпонентной структурой. Ниже приводятся варианты наполнения ПКП.
Профессиональное резюме
Первое, с чего нужно начинать составление ПКП, — это профессиональное резюме. При этом для начальных вариантов необязательна высокая степень сложности или полноты. Важными пунктами здесь являются (1) начать и (2) продолжать «отстраивать» его в течение всего учебного процесса. При систематическом внимании и личном обязательстве перед собой полностью использовать преимущества развития всех профессиональных возможностей, которые доступны, резюме будет неизбежно улучшаться в качественном отношении.
В качестве примера ниже приведен образец резюме с пояснением по каждому разделу (табл. 22). Комментарии, вынесенные справа от собственно текста резюме, позволяют спрогнозировать возможную реакцию потенциального работодателя (в данном случае это, безусловно, позитивное отношение к потенциальному работнику по всем пунктам его профессионального резюме).
Глава 3. Карьера молодого специалиста
Таб л и ца 22
Анализ резюме выпускника
Иванов Александр Петрович Дата рождения: 15.1 1.1984 Контактная информация E-mail:............................. Телефон:.......................... | |
Цель Должность менеджера по персоналу (оценка, управление карьерой, мотивация и обучение сотрудников) | Ясная, четкая цель, наличие которой является первым и необходимым условием планирования карьеры |
Образование Университет, факультет психологии. Специализации: психология управления (дополнительная), психологическое консультирование | Двойная специализация, которая предоставляет большие возможности автору резюме на рынке труда |
Дополнительное обучение 2005 год. Мастер-класс «Консультирование в бизнесе». 2004 год. Цикл тренингов «Современные технологии деловой оценки персонала (Assessment-centre)». 2004 год. Цикл семинаров-практикумов «Управление финансами предприятия». «Введение в бизнес». 2003 год. Мастер-класс «Управление персоналом». 2002 год. Авторская программа «Технология проектирования». «PR для некоммерческих организаций» | Высокая мотивация на обучение, что является одним из ключевых критериев при отборе работодателем молодых специалистов. Разносторонность профессиональных интересов |
Опыт работы 2005 год — наст. вр. Менеджер по развитию — Центр «Абитуриент» университета: развитие подразделения и основных направлений деятельности. 2005—2006 годы. Менеджер программы дополнительного образования «Психология управления»: организация и обеспечение процесса обучения, работа с учебной группой и преподавателями. 2004 год — наст. вр. Бизнес-консультант — консалтинговая компания: реализация образовательных и консалтинговых проектов по оценке, закреплению и развитию персонала на территории Дальнего Востока. 2004 год. Учредитель, член совета правления, руководитель направления «Студенческое предпринимательство»: создание организации «с нуля», создание миссии организации, стратегии, планирование развития, координация деятельности движения (более 2500 человек), организация сборов и обучающих мероприятий для участников (в непосредственном подчинении 3 человека). | Развитые лидерские качества и организационные навыки, что может учитываться при развитии карьеры менеджера |
3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
Окончание табл. 22
2000—2004 годы. Старший вожатый/вожатый детского оздоровительного лагеря: создание, реализация программ активного досуга смены и отряда, координация смены и вожатского коллектива, ведение мероприятий, представление результатов в администрации (в подчинении 12 человек). | |
Дополнительные навыки Опытный пользователь ПК (Windows 98/XP, MS Office, MS Internet Explorer). Навыки работы с оргтехникой: сканер, принтер, ксерокс. Английский язык — средний уровень (быстро развиваемый) | Владение современными информационными технологиями |
План развития карьеры
Хорошим началом ПКП может стать создание в рамках курса менеджмента/ управления персоналом или по собственной инициативе проекта «План развития карьеры». Цель этого проекта — определение возможностей профессионального развития, которыми можно воспользоваться еще во время обучения, чтобы достичь личной готовности к карьере. План развития карьеры (ПРК) состоит из двух частей, должен быть написан в профессиональном ключе и адресован предполагаемому работодателю. ПРК должен включать в себя следующее.
Часть 1. Ответьте на вопрос: «Каковы мои слабые и сильные стороны как потенциального менеджера?»
При ответе на данный вопрос желательно использовать готовые классификации менеджерских навыков и отметить, насколько выражены у вас те или иные компетенции.
Часть 2. Ответьте на вопрос: «Как наиболее выгодно я могу воспользоваться возможностями, вытекающими из моего еще сравнительно небольшого опыта, чтобы повысить свой управленческий потенциал?»
Ответ требуется как можно более определенный. Необходимо предоставить четкий план действий на весь период времени, остающийся до выпуска из университета. В план, помимо основного и дополнительного обучения, должна быть включена деятельность во время каникул между сессиями.
План по развитию карьеры должен быть написан профессиональным языком, без ошибок, с использованием стандартов эффективной письменной коммуникации. Он должен быть достаточно информативным в части 1, чтобы показать способности к самоанализу сильных и слабых сторон в контексте управленца на данный момент времени. ПРК должен быть достаточно детализирован и углублен в части 2, чтобы имелась возможность объективно рассмотреть развитие делового и личностного потенциала студента шаг за шагом, начиная с данного момента времени до выпуска из вуза.
Глава 3. Карьера молодого специалиста
3. Эссе «Я и моя карьера»
Это изложение в свободной форме, как правило, краткое, в объеме не более одной страницы, мыслей по поводу целей и смысла карьеры для выпускника. Именно свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации. В карьерном эссе студент раскрывает свой взгляд на карьеру, отмечает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха.
Подобные эссе могут входить в специализированные издания, продвигающие выпускников вузов на рынке труда, сборники, где представлены профессиональные резюме, достижения, рекомендации и карьерные эссе лучших выпускников вузов, добившихся больших успехов в учебе и проявивших себя в различных областях деятельности (научной, общественной, спортивной и др.).