А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия.
Данная школа глубоко проработала проблему практической деятельности и сознания.
Идеи:
1. Сознание рассматривается как особая деятельность – эта деятельность включена в практическую деятельность и «обслуживает» её.
2. Идея об идеальном отражении предмета в сознании; ученые этой школы говорят, отражение предмета в сознании происходит поэтапно (вначале человек или ребёнок «действует понятийно», и лишь затем начинает мыслить в понятиях: ребёнок сначала всё проговоривает вслух, а когда вырастает перестаёт проговаривать, а думает этими понятиями). Речь или слово является необходимым условием для процесса отражения предмета в сознании.
3. Особенности различных психических процессов в зависимости от того, как они включены в структуру деятельности ( Восприятие – по-разному может быть включено в структуру деятельности, например, география города: если мы приезжаем в новый город, что для того, чтобы освоить городское пространство, нам необходимо погулять или проехаться, чтобы начать ориентироваться, если нам нужно эстетическое восприятие пространства, то мы будем обращать внимание лишь на эстетическую составляющую).
4. Идея о возникновении психического отражения в процессе эволюции (развитие психики в филогенезе – Леонтьев).
5. Об этапах развития психики и сознания (Леонтьев).
Грузинская школа психологии.
Д. Н. Узнадзе ( советский психолог, философский взгляд на психологию) Автор теории установки, считается создателем грузинской психологической школы. В Тбилисском университете создал отделение и кафедру психологии Академии наук Грузии. Его идеи были схожи с идеями Фрейда – сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, т. е. психика это не только сознание ( Фрейда – биологические потребности, сознания, а у Узнадзе – теория установки(противоположность теории психоанализа). Установка – граница между «психическим»(субъективным) и «физическим» (объективным). Установка, с одной стороны, разделяет психическое и физическое, с другой стороны, объединяет их. Существует связь психического с физическим. Установка, по мнению Узнадзе, это опосредующее звено между воздействием объективных условий или стимулов и сознанием; это целостное, недифференцированное ( не делимое на части), бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развёртывающейся деятельности субъекта. Установка возникает при «встречи», имеющейся у субъекта потребности и объективной ситуации её удовлетворения ( речь идёт не о биологических потребностях).
Грузинская школа поводила как теоретические исследования, так и экспериментальные, изучала виды установок, свойства, условия возникновения, различные виды деятельности применяла к ней. Так идея установки нашла применение в педагогической психологии и психотерапии.
С. Л. Рубинштейн – философ и психолог. Идея деятельного подхода к психологии. С 1942 г возглавлял Институт Психологии. В 1942г в МГУ появляется кафедра психологии. 1943г – отделение психологии Академии Наук. 1945г – секта психологии в Институте Философии (Москва). Принципе единства сознания и деятельности. 1947г- Рубинштейна временно сняли со всех постов по обвинению в космополитизме( до 1949 г). Принцип детерминизма в психологии ( внешние причины действуют через внутренние условие).
Мышление, состояние эмоциональное, проблема способностей, свойства темперамента, педагогическая психология, философские проблемы, логика – направления деятельности Рубинштейна. Всё всё психическое – процессы.
А.Р.Лурия(1902 – 1977 гг)
Его считают основоположником отечественной нейропсихологии. Лурия разработал множество различных теорий. Нейропсихология - наука, изучающая процессы мозговой деятельности. Лурия собрал огромное кол-во практического материала по нейропсихологии ( локализация речи, восприятие, внимание, память, мышление, произвольные движения, действия).
Разработал теоретические основы, предложил и опробиловал различные методы исследования. Метод синдромного анализа – метод Лурии.
Создал новые классификации нарушений речи, движений, памяти. Нейропсихологическая синдромология – наука об описании различных синдромов, возникающих при различных поражений головного мозга. Он сформулировал общие положения о соотношении мозга и психики. В частности появляется «теория системной динамической локализации высших психических функций», то есть какой участок коры головного мозга отвечает за какую психическую функцию.
Создаёт направление в нейропсихологии, которое занимается теорией и методами восстановления высших психических функций, нарушенных в следствии локальных поражений мозга.
Роль речи в психическом развитии ребёнка: Лурия считает, что речь имеет регулирующую функцию в развитии психики ребёнка, поэтому все нарушения речи нужно исправлять, иначе получим неправильно работающие психические функции. Процесс Интереоризации - присвоение внешней речи и делание её внутренней речью. Исправление дефектов речи, сознания, познания – Дефектология.
Б. Г. Ананьев(1907-1972гг)
Попытался преодолеть раздробленность наук о человеке, в следствии чего получилась модель «человекознания». В этой модели были обобщены исследования различных наук о человеке.
Человек(теория личности):
1. индивид – биологические черты всего рода человеческого;
2. личность – темперамент, характер, способности;
3. индивидуальность – то, чем бы глобально отличаемся от других людей
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Ананьев прошёл путь от полного отрицания психологии как науки. Начинал как рефлексолог. Центральная наука о человеке – Психология ( в зрелые года).
1967-1972гг – Б. Г. Ананьев – декан факультета психологии ЛГУ. Психология по Ананьеву стала гендерной психологией, т. е. деление на мужчин и женщин разного возраста. Особенность заключалась в том, что были широкомасштабные исследования (сотни и тысячи испытуемых).
Гуманистическая психология – это направление в Западной психологии, признающая главным предметом личность, причем личность – уникальная целостная система. Эта система – не что-то заданное заранее, а так называемая открытая возможность, прежде всего – возможность самоактуализации (присущая только человеку).
Основные положения:
ü человек должен изучаться в его целостности, неделимости, каждый человек уникален, человек открыт миру, главная психологическая реальность – переживание человеком мира и себя в мире
ü жизнь рассматривается как единый процесс становления и бытия человека.
ü каждый человек наделён потенцией к непрерывному развитию и самореализации.
ü человек обладает свободой от внешних условий(детерминации), эта свобода приобретается благодаря определённым смыслам и ценностям.
Гуманистическая психология противостоим бихевиоризму и психоанализу. Главный смысл существования личности – её устремённость в будущее, к свободной реализации своих потенций.