Приложение 9 ПСИХОГИМНАСТИКА: ПАНТОМИМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Зоологический сад»: каждый изображает какое-то животное, причем выбор животного и интеракции с другими зверями символически отражают некоторые качества и черты характера и отношения к группе.
Упражнение «Привычные жизненные ситуации» D мы куда-нибудь идем и вдруг понимаем, что забыли какую-то вещь дома; П попросить у кого-нибудь что-то;
□ выбрать и преподнести подарок;
□ обратить внимание на себя;
□ сделать для партнера что-нибудь удивительное;
□ в магазине;
□ в бассейне;
О женская раздевалка с выпавшей доской;
□ подготовка к отпуску;
□ таможенная проверка: что-то провозим контрабандой; О на футболе;
□ времена года;
П настроения: радость, грусть, равнодушие, ненависть, злость, самоуверенность;
□ детские игры в детском садике; П выезд за город с учительницей;
□ отношение к авторитетам и авторитетов к нам; D любовь и вражда;
□ дорога на работу и деятельность на работе;
□ возвращение с работы домой; П предпраздничная уборка.
Упражнение «Общечеловеческие конфликты»
□ запретный плод;
□ довольно узкая доска над пропастью, пройти может только один человек;
□ пробраться сквозь густые заросли — вся группа изображает
Тренинг управления персоналом
заросли;
□ пройти через препятствия к цели, общение или преодоление препятствий;
□ утешение оскорбленного человека;
□ отказаться от чего-то дорогого;
□ выразить несогласие в ситуации, когда это означало бы неприятность;
□ кого-то обидели мы, кто-то обидел нас;
□ выразить отрицательное отношение;
□ жизненные препятствия;
□ объяснить, что задание, которое мы получили, выполнить нельзя;
□ муж (жена) идет по улице с другой женщиной (мужчиной);
□ супружеская ссора дома;
□ приход домой с подарками, которых меньше, чем членов семьи;
□ на прогулке с ребенком, который раздражает;
□ мы направляемся туда, где нас ждет решение неприятной проблемы;
□ возвращаемся с решенным или нерешенным вопросом;
□ конфликт с начальником.
Упражнение «Специфическая проблематика отдельных членов группы»
П какой я есть, каким меня видят окружающие, каким бы я хотел быть;
□ мое прошлое, настоящее, будущее; П моя мать, мой отец, мой партнер;
□ выражение собственного чувства к нему или изображение этого человека;
□ счастливый и несчастный момент жизни;
□ самое сильное впечатление года;
□ что самое главное для меня в жизни;
□ как я добиваюсь намеченной цели;
□ выразить свои проблемы;
□ моя жизнь без проблем;
□ кем бы я хотел быть;
□ кем бы я был, если бы был: растением, животным, вещью, погодой;
□ встреча на улице с тем человеком, который мне нравится, но которому я боюсь ему это сказать;
Приложения
П встреча на улице человека, которого давно не видели и к которому раньше испытывали чувства;
□ выразить отношение к самому главному для вас человеку в своей жизни (выбрать из членов группы партнера);
□ воспоминания детства;
П зеркало: все подражают одному, либо один изображает, как видит остальных.
Упражнение «Интерперсональные отношения в группе»
П выразить отношение к членам группы или всем выразить свое
отношение к одному человеку в центре круга; П убедить остальных идти с ним или заставить сидящих встать;
□ все убеждают одного присоединиться к ним; О что я хочу от группы;
□ чувства перед групповым сеансом и после него;
□ сторож: один стоит на стуле, другие проходят мимо, он руководит — кто пойдет направо, кто налево;
□ дать что-нибудь милое кому-нибудь из группы;
□ вести себя так, чтобы все поняли — нужно, важно мне их присутствие или нет;
□ кто-то нам здесь мешает;
□ соревнование в смехе, грусти, радости, страхе;
□ кидать мяч от одного к другому как проявление симпатии, преподнести его как подарок;
□ мяч изображает кого-то из группы (ведущего группу): что бы я с ним сделал;
□ катание мяча к самому вам симпатичному, к тому, кто больше всех нуждается в помощи, кто самый замкнутый;
□ демонстрация мод: каждый показывает свою одежду;
□ бал-маскарад: каждый показывает свою маску;
□ цирк или зоопарк: каждый выбирает свою роль или представляет животное;
□ совместное строительство дома;
□ совместная лепка снеговика;
□ три королевства: три члена группы пантомимическим образом выбирают себе подданных и вместе с ними излагают другим королевствам свою программу, королевства взаимодействуют;
□ игра в скульптуры: каждый изображает какую-то скульптуру, создаются скульптурные группы;
Тренинг управления персоналом
П на тонущем корабле;
П члены группы в роли потерпевших кораблекрушение на необитаемом острове.
Приложение 10
ТЕМЫ ПСИХОРИСУНКОВ
1. Что мне нравится, а что раздражает у самого близкого мне человека.
2. Я среди близких и среди чужих людей.
3. Наша группа.
4. Что мне нравится, а что раздражает у К. (члена группы, выбранного по жребию).
5. Мой дом — какой есть, а какой хочу, чтобы был.
6. Самая трудная для меня ситуация и самая, в которой я чувствую себя лучше всего.
7. Конфликтная ситуация и ее разрешение.
8. Моя лучшая и худшая черты характера.
9. Каков я и каким хочу быть.
10. Идеальный партнер.
11. Остров счастья.
12. Что я даю людям и чего от них жду.
13. Наисильнейшие неприятное и приятное воспоминания.
14. Потерянный шанс и жизненный успех.
15. Что меня злит, что люблю и чего избегаю.
16. Что мне будет легче, а что труднее всего изменить по окончании тренинга.
17. Чего я достиг и чего хочу достичь в жизни.
18. Что мне доставляет наибольшую трудность дома и на работе.
19. Мой друг.
20. Мой дом.
21. Кошмар моей жизни и остров счастья.
22. Четыре желания.
23. Мой портрет, нарисованный группой.
24. Угроза и безопасность.
Приложения
25. Я хотел бы пережить это еще раз.
26. Любимый герой.
27. Если бы я был противоположного пола.
Приложение 11
ДЕЛОВАЯ ИГРА-ТРЕНИНГ «ДИАЛОГ»
(Бакирова Г. X.)
1. Общие сведения о деловой игре-тренинге «Диалог». Переход на самофинансирование предприятий и организаций, обусловленный переходом от административно-командного управления к экономическому и к социально-психологическим методам управления, делает особенно актуальным вопрос подготовки и повышения квалификации руководящего персонала. Именно руководители должны стать проводниками новых методов управления, а значит, новых принципов взаимодействия управленческого персонала с исполнителями. Данная игра-тренинг направлена на тренировку умений в сфере делового общения. Она рассчитана на руководителей разных уровней, будет полезна и для специалистов в плане повышения их психологической компетентности в сфере делового общения. Новизна предложенного активного метода обучения заключается в синтезе деловой игры и социально-психологического тренинга.
Классификация игры-тренинга. Игра-тренинг классифицируется:
□ по сфере применения: учебная, производственная;
□ по форме взаимодействия: между игроками с помощью различных видов связей;
□ по динамике моделируемых ситуаций: с ограничением числа ходов, детерминированная по последовательности событий, импровизированная по содержанию;
□ по способу передачи и обработки информации: с использованием видеотехники;
□ по типу коммуникации: с использованием письменной и устной коммуникации;
□ по игровому времени: с использованием условного ускоренного масштабом времени;
Тренинг управления персоналом
П по конечному продукту в игре: банк наиболее актуальных проблем предприятия или организации, их решение.
Объект моделирования. Объектом моделирования в деловой игре-тренинге «Диалог» являются собственные проблемы и выявленные каждым игроком «болевые точки» или «узкие места» в своей профессиональной деятельности; актуальные проблемы трудового коллектива и производства и попытка их решения с помощью техник ведения деловых бесед, освоенных в процессе игры.
В процессе игры-тренинга могут возникнуть конфликты: между сущностью проблемы и ее изложением; между проблемой и путями ее решения между позициями участников диалога при решении проблемы.
Цели игры-тренинга
Учебные:
П выработка умений ориентации в проблеме, анализ проблемы;
□ тренировка техник ведения деловых бесед;
□ развитие установки на понимание другого человека, его проблем, его интересов, позиций, мотивов и др.;
О развитие умений коллегиального решения проблем;
□ активизация творческого мышления;
□ коррекция индивидуальных неконструктивных приемов ведения деловых бесед.
Игровые:
О актуализация опыта видения реальных проблем производства и трудового коллектива;
□ создание банка актуальных проблем предприятия;
□ демонстрация различного поведения людей в процессе совместной деятельности.
Предмет игры-тренинга
П подготовка к решению актуальных производственных проблем: освоение техник ведения деловых бесед;
□ выявление, анализ и решение существующей проблемной ситуации;
□ подготовка к деловой беседе;
□ деловая беседа (желательно с записью на видеомагнитофон);
□ оценка применения техник ведения деловой беседы в упражнениях и реальном диалоге;
□ выявление рациональных моментов в диалогах.
Приложения
Общая структура игры-тренинга
Общая продолжительность деловой игры-тренинга — 6-8 часов аудиторного времени, желательно использовать видеомагнитофон. Количество преподавателей, занятых в проведении игры, — не менее двух (в крайнем случае один преподаватель и один оператор для видеозаписи).
ДИ-тренинг проводится в шесть этапов
Первый (подготовительный) этап. Введение в игру.
Второй этап. Тренировка техник ведения деловой беседы.
Третий этап. Разделение на игровые подгруппы, коллективная внутри групповая работа по выявлению актуальных проблем и подготовка выступающего от группы с выбранной проблемой (лучше своей) для проведения реального диалога с видеозаписью.
Четвертый этап. Проведение упражнений на использование техник активного слушания и реального диалога с представителями каждой группы.
Пятый этап. Оппонирование и оценка исполнения заданий и реального диалога по разработанным командой критериям.
Шестой этап. Подведение итогов. Просмотр видеозаписи и обсуждение результатов игры. Выявление основных ошибок ведения деловых бесед.