Приложение 9 ПСИХОГИМНАСТИКА: ПАНТОМИМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Зоологический сад»: каждый изображает какое-то животное, причем выбор животного и интеракции с другими зверями символически отражают некоторые качества и черты характера и отношения к группе.

Упражнение «Привычные жизненные ситуации» D мы куда-нибудь идем и вдруг понимаем, что забыли какую-то вещь дома; П попросить у кого-нибудь что-то;

□ выбрать и преподнести подарок;

□ обратить внимание на себя;

□ сделать для партнера что-нибудь удивительное;

□ в магазине;

□ в бассейне;

О женская раздевалка с выпавшей доской;

□ подготовка к отпуску;

□ таможенная проверка: что-то провозим контрабандой; О на футболе;

□ времена года;

П настроения: радость, грусть, равнодушие, ненависть, злость, самоуверенность;

□ детские игры в детском садике; П выезд за город с учительницей;

□ отношение к авторитетам и авторитетов к нам; D любовь и вражда;

□ дорога на работу и деятельность на работе;

□ возвращение с работы домой; П предпраздничная уборка.

Упражнение «Общечеловеческие конфликты»

□ запретный плод;

□ довольно узкая доска над пропастью, пройти может только один человек;

□ пробраться сквозь густые заросли — вся группа изображает

Тренинг управления персоналом

заросли;

□ пройти через препятствия к цели, общение или преодоление препятствий;

□ утешение оскорбленного человека;

□ отказаться от чего-то дорогого;

□ выразить несогласие в ситуации, когда это означало бы неприятность;

□ кого-то обидели мы, кто-то обидел нас;

□ выразить отрицательное отношение;

□ жизненные препятствия;

□ объяснить, что задание, которое мы получили, выполнить нельзя;

□ муж (жена) идет по улице с другой женщиной (мужчиной);

□ супружеская ссора дома;

□ приход домой с подарками, которых меньше, чем членов семьи;

□ на прогулке с ребенком, который раздражает;

□ мы направляемся туда, где нас ждет решение неприятной проблемы;

□ возвращаемся с решенным или нерешенным вопросом;

□ конфликт с начальником.

Упражнение «Специфическая проблематика отдельных членов группы»

П какой я есть, каким меня видят окружающие, каким бы я хотел быть;

□ мое прошлое, настоящее, будущее; П моя мать, мой отец, мой партнер;

□ выражение собственного чувства к нему или изображение этого человека;

□ счастливый и несчастный момент жизни;

□ самое сильное впечатление года;

□ что самое главное для меня в жизни;

□ как я добиваюсь намеченной цели;

□ выразить свои проблемы;

□ моя жизнь без проблем;

□ кем бы я хотел быть;

□ кем бы я был, если бы был: растением, животным, вещью, погодой;

□ встреча на улице с тем человеком, который мне нравится, но которому я боюсь ему это сказать;

Приложения

П встреча на улице человека, которого давно не видели и к которому раньше испытывали чувства;

□ выразить отношение к самому главному для вас человеку в своей жизни (выбрать из членов группы партнера);

□ воспоминания детства;

П зеркало: все подражают одному, либо один изображает, как видит остальных.

Упражнение «Интерперсональные отношения в группе»

П выразить отношение к членам группы или всем выразить свое

отношение к одному человеку в центре круга; П убедить остальных идти с ним или заставить сидящих встать;

□ все убеждают одного присоединиться к ним; О что я хочу от группы;

□ чувства перед групповым сеансом и после него;

□ сторож: один стоит на стуле, другие проходят мимо, он руководит — кто пойдет направо, кто налево;

□ дать что-нибудь милое кому-нибудь из группы;

□ вести себя так, чтобы все поняли — нужно, важно мне их присутствие или нет;

□ кто-то нам здесь мешает;

□ соревнование в смехе, грусти, радости, страхе;

□ кидать мяч от одного к другому как проявление симпатии, преподнести его как подарок;

□ мяч изображает кого-то из группы (ведущего группу): что бы я с ним сделал;

□ катание мяча к самому вам симпатичному, к тому, кто больше всех нуждается в помощи, кто самый замкнутый;

□ демонстрация мод: каждый показывает свою одежду;

□ бал-маскарад: каждый показывает свою маску;

□ цирк или зоопарк: каждый выбирает свою роль или представляет животное;

□ совместное строительство дома;

□ совместная лепка снеговика;

□ три королевства: три члена группы пантомимическим образом выбирают себе подданных и вместе с ними излагают другим королевствам свою программу, королевства взаимодействуют;

□ игра в скульптуры: каждый изображает какую-то скульптуру, создаются скульптурные группы;

Тренинг управления персоналом

П на тонущем корабле;

П члены группы в роли потерпевших кораблекрушение на необитаемом острове.

Приложение 10

ТЕМЫ ПСИХОРИСУНКОВ

1. Что мне нравится, а что раздражает у самого близкого мне человека.

2. Я среди близких и среди чужих людей.

3. Наша группа.

4. Что мне нравится, а что раздражает у К. (члена группы, выбранного по жребию).

5. Мой дом — какой есть, а какой хочу, чтобы был.

6. Самая трудная для меня ситуация и самая, в которой я чувствую себя лучше всего.

7. Конфликтная ситуация и ее разрешение.

8. Моя лучшая и худшая черты характера.

9. Каков я и каким хочу быть.

10. Идеальный партнер.

11. Остров счастья.

12. Что я даю людям и чего от них жду.

13. Наисильнейшие неприятное и приятное воспоминания.

14. Потерянный шанс и жизненный успех.

15. Что меня злит, что люблю и чего избегаю.

16. Что мне будет легче, а что труднее всего изменить по окончании тренинга.

17. Чего я достиг и чего хочу достичь в жизни.

18. Что мне доставляет наибольшую трудность дома и на работе.

19. Мой друг.

20. Мой дом.

21. Кошмар моей жизни и остров счастья.

22. Четыре желания.

23. Мой портрет, нарисованный группой.

24. Угроза и безопасность.

Приложения

25. Я хотел бы пережить это еще раз.

26. Любимый герой.

27. Если бы я был противоположного пола.

Приложение 11

ДЕЛОВАЯ ИГРА-ТРЕНИНГ «ДИАЛОГ»

(Бакирова Г. X.)

1. Общие сведения о деловой игре-тренинге «Диалог». Переход на самофинансирование предприятий и организаций, обусловленный переходом от административно-командного управления к экономическому и к социально-психологическим методам управления, делает особенно актуальным вопрос подготовки и повышения квалификации руководящего персонала. Именно руководители должны стать проводниками новых методов управления, а значит, новых принципов взаимодействия управленческого персонала с исполнителями. Данная игра-тренинг направлена на тренировку умений в сфере делового общения. Она рассчитана на руководителей разных уровней, будет полезна и для специалистов в плане повышения их психологической компетентности в сфере делового общения. Новизна предложенного активного метода обучения заключается в синтезе деловой игры и социально-психологического тренинга.

Классификация игры-тренинга. Игра-тренинг классифицируется:

□ по сфере применения: учебная, производственная;

□ по форме взаимодействия: между игроками с помощью различных видов связей;

□ по динамике моделируемых ситуаций: с ограничением числа ходов, детерминированная по последовательности событий, импровизированная по содержанию;

□ по способу передачи и обработки информации: с использованием видеотехники;

□ по типу коммуникации: с использованием письменной и устной коммуникации;

□ по игровому времени: с использованием условного ускоренного масштабом времени;

Тренинг управления персоналом

П по конечному продукту в игре: банк наиболее актуальных проблем предприятия или организации, их решение.

Объект моделирования. Объектом моделирования в деловой игре-тренинге «Диалог» являются собственные проблемы и выявленные каждым игроком «болевые точки» или «узкие места» в своей профессиональной деятельности; актуальные проблемы трудового коллектива и производства и попытка их решения с помощью техник ведения деловых бесед, освоенных в процессе игры.

В процессе игры-тренинга могут возникнуть конфликты: между сущностью проблемы и ее изложением; между проблемой и путями ее решения между позициями участников диалога при решении проблемы.

Цели игры-тренинга

Учебные:

П выработка умений ориентации в проблеме, анализ проблемы;

□ тренировка техник ведения деловых бесед;

□ развитие установки на понимание другого человека, его проблем, его интересов, позиций, мотивов и др.;

О развитие умений коллегиального решения проблем;

□ активизация творческого мышления;

□ коррекция индивидуальных неконструктивных приемов ведения деловых бесед.

Игровые:

О актуализация опыта видения реальных проблем производства и трудового коллектива;

□ создание банка актуальных проблем предприятия;

□ демонстрация различного поведения людей в процессе совместной деятельности.

Предмет игры-тренинга

П подготовка к решению актуальных производственных проблем: освоение техник ведения деловых бесед;

□ выявление, анализ и решение существующей проблемной ситуации;

□ подготовка к деловой беседе;

□ деловая беседа (желательно с записью на видеомагнитофон);

□ оценка применения техник ведения деловой беседы в упражнениях и реальном диалоге;

□ выявление рациональных моментов в диалогах.

Приложения

Общая структура игры-тренинга

Общая продолжительность деловой игры-тренинга — 6-8 часов аудиторного времени, желательно использовать видеомагнитофон. Количество преподавателей, занятых в проведении игры, — не менее двух (в крайнем случае один преподаватель и один оператор для видеозаписи).

ДИ-тренинг проводится в шесть этапов

Первый (подготовительный) этап. Введение в игру.

Второй этап. Тренировка техник ведения деловой беседы.

Третий этап. Разделение на игровые подгруппы, коллективная внутри групповая работа по выявлению актуальных проблем и подготовка выступающего от группы с выбранной проблемой (лучше своей) для проведения реального диалога с видеозаписью.

Четвертый этап. Проведение упражнений на использование техник активного слушания и реального диалога с представителями каждой группы.

Пятый этап. Оппонирование и оценка исполнения заданий и реального диалога по разработанным командой критериям.

Шестой этап. Подведение итогов. Просмотр видеозаписи и обсуждение результатов игры. Выявление основных ошибок ведения деловых бесед.

Наши рекомендации