Глава 3 психологический архетип и субличности
Психологический архетип. В этой главе мы подробно рассмотрим четыре основные субличности человека, соответствующие акцентуации его внимания на внутреннем мире, на внешнем мире, внешнему выражению и внутреннему восприятию, в их связи с различными субличностями человека.
Деление психологической реальности на внешний и внутренний миры не ново — оно существует, вероятно, столько же, сколько существует человек. В минувшем (ХХ-ом) веке его исследовал швейцарский психолог Карл Юнг, посвятивший этой теме свою знаменитую книгу «Психологические типы». Однако в этой книге практически не затронут вопрос, что же такое есть внутренний и внешний миры и чем они различаются у разных людей, и не менее существенный вопрос о взаимодействиях и взаимосвязи этих миров, и их роли в жизни человека. Ниже вниманию читателя предлагаются некоторые идеи, наблюдения и конструкции автора, долженствующие пролить свет на эти непростые вопросы.
Ввиду чрезвычайной важности для психологии схема 1, на которой изображены внешний и внутренний миры человека и их взаимосвязи, была названа автором Психологическим архетипом (см. книгу «Архетипы психики», гл. 3-5). Таким образом, Психологический архетип представляет собой совокупность, состоящую из двух объектов: внутреннего мира человека и его внешнего мира, а также двух каналов взаимосвязи этих объектов — на психологическом языке они называются проекцией и интроекцией (З. Фрейд, Ф. Перлс) или экстериоризацией и интериоризацией. По мнению автора, эти каналы, которые он называет каналом выражения и каналом восприятия, играют в жизни человека не меньшую роль, чем сами по себе внешний и внутренний миры, и их рассмотрением мы также займемся.
Состояние сознания человека, когда он погружен во внутренний мир, называется интровертным, а когда он погружен во внешний мир — экстравертным; если он занят трансляцией энергии и информации из внутреннего мира во внешний, мы будем говорить, что он находится в экстрафильном состоянии сознания, а если у него идет внутреннее восприятие внешнего мира, то такое состояние сознание мы будем называть интрофильным. Эти четыре состояния сознания мы в дальнейшем будем называть базисными психологическими состояниями сознания.
Базисные психологические потребности. Есть ли у вас, уважаемый читатель, внутренний мир? А внешний имеется? Играет ли он в вашей жизни существенную роль? А высказаться перед внимающей вам аудиторией — тянет или нет? Хотя бы иногда? Интересует ли вас внешний мир — не как объект воздействия, а как исполненный необыкновенных чудес и тайн, которые вам хочется увидеть, услышать, почувствовать и запомнить?
Психологию давно интересует вопрос: какие потребности человека являются базисными (основными, фундаментальными), не сводимыми к другим? Понятно, что этим потребностям должны соответствовать основные субличности — хотя бы теневые, и их непременно следует вывести на свет сознания и тщательно рассмотреть. Если вынести за рамки рассмотрения чисто биологические потребности (в воздухе, пище, защите от холода, продолжении рода), то, видимо, одними из самых главных из оставшихся будут потребности в проживании описанных четырех состояний осознания и реализации специфических для них задач. Итак, что нужно человеку? Автор предлагает читателю на рассмотрение четыре важных психологических потребности — настолько важных, что, по его мнению, они вполне заслуживают названия базисных психологических потребностей.
Потребность переживания. Человеку нужно самостоятельно и в одиночестве переживать внутри себя впечатления, получаемые им из внешнего мира, а также образы и стремления, поступающие из глубины его души и приходящие напрямую (телепатическим путем) из окружающего тонкого мира. Субличность, соответствующая этой потребности, называется внутренним «я». Человек, у которого эта потребность выражена ярче других базисных психологических, называется интровертом.
Потребность проживания. Человеку нужно принимать участие в жизни внешнего мира, сливаться с ним, жить его целями, делами и страстями, забывая про свой внутренний мир. Субличность, соответствующая этой потребности, называется внешним «я». Человек, у которого потребность проживания выражена ярче других, называется экстравертом.
Потребность выражения. Человеку нужно предъявлять внешнему миру свой внутренний потенциал, свои идеи, мечты, планы, и свойственным ему способом влиять на внешнюю реальность. Субличность, соответствующая этой потребности, называется демонстративным «я». Человек, у которого ярче других выражена эта потребность, называется экстрафилом (в психологии распространен термин «демонстративная личность»).
Потребность свидетельствования. Человеку нужно наблюдать за внешним миром, переводя свои впечатления вовнутрь и запоминая их. Субличность, соответствующая этой потребности, называется наблюдательное «я». Человек, у которого потребность свидетельствования выражена ярче других, называется интрофилом.
Четыре описанные субличности — внешнее «я», внутреннее «я», демонстративное «я» и наблюдательное «я» — в совокупности образуют психологическую семью субличностей человека; эти субличности далее иногда называются психологическими «я» человека.
Гармоничный и разносторонне реализованный читатель в этом месте может недоуменно пожать плечами и сказать: «Все эти четыре потребности возникают время от времени в моей жизни, и я не могу отдать предпочтения какой-то одной из них». Действительно, чистые типы встречаются редко — однако в каждой конкретной ситуации человеку может быть свойственно состояние сознания, отвечающее одному из описанных типов, и сменить его на другое ему может быть чрезвычайно сложно, даже если он при этом действует откровенно во вред себе или окружающим. Это связано, в частности, с тем, что у каждого человека есть врожденные акцентуации поведения и состояния сознания; а кроме того, на него действует сила привычки, которая незаметно управляет его вниманием — в гораздо большей степени, чем он может предполагать. Но, независимо от причин, фактически в большинстве ситуаций, особенно для себя острых или ответственных, человек ведет себя так, что можно подумать, что он заядлый интроверт (или интроверт, или экстрафил, или интрофил), и сменить этот тип поведения в данной ситуации ему чрезвычайно сложно — хотя в другой ситуации он может вести себя так, как будто он — прирожденный экстрафил (или интроверт, или экстрафил). Переходя на язык субличностей, можно сказать, что внутренне, внешнее, демонстративное и наблюдающее «я» человека не находят между собой должного взаимопонимания и баланса и с трудом отходят от Главного микрофона, у него оказавшись.
Подобное «залипание» — феномен весьма распространенный и весьма существенный для психики; иногда положительный, но порой резко отрицательный, и человек, желающий овладеть собой, должен учиться как удерживать, так и переключать свое внимание и переходить из одного состояния сознания в другое по своей воле, то есть менять свои психологические «я» по своему усмотрению. А для этого полезно узнать некоторые подробности устройства внешнего и внутреннего миров и связей между ними, а также характерные черты поведения человека, находящегося в описанных состояниях сознания, то есть характеры своих соответствующих субличностей.
Но, несмотря на то, что все эти четыре состояния сознания хорошо знакомы каждому человеку, все же редко можно встретить индивидуума, в жизни которого все они равно освоены и равно важны. В действительности чаще всего одно из этих состояний сознания прекрасно знакомо человеку и хорошо им освоено, являясь для него, можно сказать рабочим (а соответствующая субличность — осознанной) — и одновременно наиболее содержательным в его жизни; в редких случаях два и тем более три из этих состояний являются для него рабочими. С другой стороны, чаще всего одно из этих четырех состояний является нелюбимым, игнорируемым, неосвоенным и в принципе воспринимается как скучное, неудобное, неуютное и по большому счету ненужное (а соответствующая субличность является теневой); соответствующий психологический тип может быть назван с использованием приставки анти: анти-интроверт, анти-экстраверт, анти-экстрафил и анти-интрофил. Таким образом, обычный человек, если брать его предпочтения по большому счету, как правило, может обозначить одну из четырех психологических субличностей как «свою», «главную», «любимую» или «важнейшую» из них, а остальные окажутся для него не такими важными или вовсе неважными (а одна — так, может быть, и ненужной или даже вовсе предосудительной). Для того, чтобы не быть голословным, автор предлагает читателю ответить на вопросы и выполнить следующие упражнения — письменно, а затем устно, воспользовавшись подходящими для этого жизненными ситуациями (в последнем случае последите за реакциями ваших партнеров — они могут вас удивить).
Вопросы к читателю.Представьте себе следующие психологические типы (знак «+» символизирует одновременное сочетание указанных качеств).
1. Интроверт + анти-экстрафил.
2. Интроверт + анти-интрофил.
3. Экстраверт + анти-интроверт.
4. Экстраверт + анти-экстрафил.
5. Экстрафил + анти-интрофил.
6. Экстрафил + анти-экстраверт.
7. Интрофил + анти-интроверт.
8. Интрофил + анти-экстрафил.
9. Анти-экстраверт + анти-экстрафил.
10. Анти-экстрафил + анти-интрофил.
11. Анти-интрофил + анти-интроверт.
12. Анти-экстрафил + анти-интроверт.
Есть ли такие люди в вашем окружении? Может быть, вы знакомы с такими литературными персонажами? Какими словами их можно охарактеризовать? Как вы к ним относитесь: одобряете в принципе, принимаете практически, отвергаете в принципе или практически, считаете для себя недостижимым образцом, или у вас к ним иное отношение? Какое именно?
Вопросы к читателю. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия по интересным местам или из важной командировки.
а) Подумайте, как вы будете рассказывать о своем путешествии своим друзьям (коллеге, начальнику, подчиненным)? На чем вы поставите максимальный акцент? Определите, какому вашему психологическому «я»: внешнему, внутреннему, демонстративному или наблюдательному — соответствует ваш рассказ? Сможете ли вы модифицировать ваш рассказ применительно к психотипу партнера, слушающего вас?
б) Подумайте, на какие вопросы ваших друзей вам будет интереснее всего отвечать, а какие поставят вас в тупик или покажутся вовсе несущественными, неуместными и вызовут не вполне понятное раздражение? Ниже предлагается список возможных вопросов ваших друзей — подумайте, к каким вашим базисным состояниям сознания (в течение путешествия) они апеллируют. Вспомните сами распространенные вопросы в этой ситуации и определите, к каким базисным состояниям сознания они апеллируют.
1. — Что произвело на тебя наибольшее впечатление?
2. — Чем ты занимался?
3. — Удалось ли тебе кого-нибудь заарканить?
4. — Что ты больше всего переживал?
5. — С кем ты подружился?
6. — Кого тебе удалось побороть?
7. — Получил ли ты удовлетворение от поездки?
8. — С кем интересным ты познакомился, и что вы делали вдвоем?
9. — Есть ли у тебя желание еще раз туда съездить?
10. — Продемонстрировал ли ты местному населению свою удаль? остроумие? классную фигуру? уникальный ум?
Упражнение 1. Рассказ о событии.
Представьте себе, что вы интроверт (экстраверт, экстрафил, интрофил) и рассказываете своим друзьям или родственникам о случившемся с вами событии. Список событий приведен ниже; дополните его пятью событиями по вашему выбору. Для каждого из этих событий вы должны, таким образом, представить четыре небольших рассказика: интровертный, экстравертный, экстрафильный и интрофильный.
1. Рассказ родителям о получении пятерки по зоологии.
2. Рассказ любимой кукле о конфликте с мамой.
3. Рассказ первоклассницы папе о проделках мальчишек.
4. Рассказ начальнику о преимуществах свободного режима у творческих людей.
5. Рассказ строптивому подчиненному о возможностях фирмы укротить его нрав и поведение в целом.
Подумайте, какие из указанных жанров дались вам легко, а какие — тяжело.
Упражнение 2. Предложение партнеру.
Представьте себе, что вы делаете предложение партнеру — интроверту (экстраверту, экстрафилу, интрофилу). Как вы сможете сделать его наиболее убедительным и соблазнительным, учитывая указанную особенность вашего партнера? Для каждой из тем предложений, представленных ниже, придумайте четыре небольших текстика, соответствующих указанным психотипам партнера. Аналогичное задание для пяти тем предложений по вашему выбору
1. Предложение корыстное домашнему псу гавкать потише и пореже.
2. Предложение дочери-подростку прийти сегодня домой пораньше.
3. Предложение директора зоопарка своему подчиненному отправиться в командировку за удавом — за особое вознаграждение в случае удачи.
4. Предложение директора кондитерской фабрики о сотрудничестве, адресованное представителю фирмы детских игрушек.
5. Предложение новому знакомому не обижаться по пустякам.
Упражнение 3. Воспоминание о закончившемся сюжете.
Вспомните длительный и важный когда-то для вас жизненный сюжет, который к настоящему моменту уже закончился. Подумайте, какие ваши психологические субличности в нем проявлялись (их могло быть несколько, но для вас наиболее важными скорее всего окажутся одна-две). О каких упущенных моментах вы сожалеете? Подумайте, к каким психологическим субличностям (вашим, и ваших партнеров) они относятся? Чего оказалось слишком много? К каким вашим психологическим «я» относятся эти моменты? Вспомните, были ли вы в эти моменты каким-либо «анти»: анти-экстравертом, анти-интрофилом и т.п.
Упражнение 4. Подготовка к серьезному жизненному сюжету.
Подумайте, какой длительный жизненный сюжет к вам приближается (возможно, помимо вашей воли). Каких состояний сознания он от вас безусловно потребует? Какие «анти-состояния» будут ему категорически противопоказаны? Сопоставьте результаты вашего анализа с результатами выполнения предыдущего упражнения.
Психологические модальности поведения. Поведение человека, у которого активна данная субличность, естественно назвать окрашенным соответствующей модальностью; таким образом, в соответствии с четырьмя психологическими «я» сознания мы имеем четыре психологические модальности: внутреннюю, внешнюю, демонстративную и наблюдательную. Таким образом, если внимание человека сосредоточено на его внутреннем мире, то человек будет проявляться во внутренней модальности; если его внимание сосредоточено на внешнем мире, он будет вести себя, используя внешнюю модальность; если он транслирует свой внутренний мир вовне, то он использует демонстративную модальность, а если занят внутренним восприятием, то в своем поведении использует наблюдательную модальность. Рассмотрим их подробнее.
Внутренняя модальность свойственна человеку в состоянии грез, или глубокой задумчивости, когда он почти забывает про внешние обстоятельства и полностью погружается в себя — во всяком случае, его центральное сознание уходит от внешних стимулов, а его внешние реакции становятся автоматическими и неосознаваемыми — или почти не осознаваемыми. В этот момент к нему бесполезно обращаться — он вас не услышит или не увидит, пока не сменит своего состояния сознания на внешнее или внимательное.
Внешняя модальность свойственна человеку, занимающемуся внешними делами и процессами, и увлекающемуся ими до такой степени, что у него нет времени (и желания) обращаться к себе, то есть в свой внутренний мир. Для внешней модальности характерны действия человека, обусловленные внешними обстоятельствами и устойчивыми внешними привычками (позиция: «Я всегда так поступаю, и ни о чем не думаю при этом»). Часто действия во внешней модальности имеют отчетливую внешнюю цель — или совершенно спонтанны.
Демонстративная модальность свойственна человеку, выражающему во внешний мир свои внутренние переживания, идеи, планы и прочие объекты и энергии внутреннего мира. Пользуясь демонстративной модальностью, человек привносит во внешний мир нечто большее, чем если бы он был простым функционером или внешним исполнителем, исполняющим возложенные на него внешние обязанности: он транслирует во внешний мир энергии и информацию, которые до того были его личной внутренней собственностью.
Наблюдательная модальность свойственна человеку, становящемуся в позицию молчаливого свидетеля внешнего процесса, явления или объекта. Он старается при этом не участвовать во внешних событиях, но по возможности подробно и полно их воспринимает и запоминает — с тем, чтобы результаты его восприятия могли стать частью его внутреннего мира — возможно, после соответствующей внутренней обработки и цензурирования.
Упражнение 5. Определите, в какой модальности выступают авторы следующих реплик — во время их произнесения, а также во время паузы до или после них (если такая пауза указана). Если вам неясен контекст и интонация, уточните их по своему выбору. То же задание для пяти реплик по вашему выбору.
1. — Я считаю, по зрелом размышлении, что согласиться с вами, Кондрат, было бы с моей стороны стратегической ошибкой.
2. — Мама! Я упал!
3. — (пристально глядя прямо на партнера, медленно расстегивая заколку для волос) Подожди.
4. — Стой, Никанор, я на тебя еще посмотрю. (пауза)
5. — (после паузы, гневно) Ну и ну, Леонтий!
6. — (долго молча пристально наблюдает за вошедшим гостем) (разочарованным голосом) А-а, это ты...
7. — (закрыв глаза, мечтательно) Как хорошо, когда человек может быть самим собой...
8. — (после паузы) Ты здорово смахиваешь на старого боевого кота, Гостомысл.
9. — (многозначительно) Мне нужно серьезно подумать, Дарья. (замирает, подняв глаза вверх; пауза)
10. — (любовно поглаживая партнера по рукаву) Как хорошо, что ты наконец пришел, Дорофей. (закрывает глаза; пауза)
Упражнение 6. Подумайте, о какой психологической модальности партнера говорят авторы следующих реплик, а также пяти реплик по вашему выбору:
1. — А ведь ты бездельник, Виктор.
2. — Творческого начала в тебе маловато, Нектарий.
3. — А сам ты из этой ситуации никак не выкрутишься, Соломончик? Ну попробуй, напрягись.
4. — Ты фантазер в душе, Леонтий, и в этом твоя беда.
5. — Что ты так на меня уставился, словно проглотить хочешь?
6. — Только не надо сметать меня с лица Земли, пожалуйста, Гервасий.
7. — О чем думаете, сержант?
8. — Я знаю, ты меня ругаешь по обязанности, поэтому не обижаюсь.
9. — Ты всегда так говоришь, и сам наверное уже поверил — а ведь это неправда.
10. — (шутливо) Милая ты моя разлюбезная лебедушка, выгляни из терема своего высокого!
Вовсе не всегда акцентированная в подсознании потребность бывает удовлетворена; иными словами, есть люди, которые сознательно или подсознательно хотели бы часто и разнообразно использовать какую-либо из базисных психологических модальностей, но по разным причинам у них это не получается, или получается, но слишком примитивно и неуклюже. Это означает, что соответствующая психологическая субличность у человека может быть не осознана или не развита в должной степени. Например, обжегшись в детстве или юности на неудачном опыте использования демонстративной модальности, человек делает вывод, что демонстративное «я» для него опасно — и старается, насколько это возможно, этой субличности избегать. Нередко табу на использование той или иной психологической модальности (и субличности) ставит социум — семья, школа, институт, дружеский круг, фирма, похоронное бюро.
Упражнение 7. Рассмотрите по очереди следующие указания (жизненные позиции). Какие психологические модальности и субличности они акцентируют положительно? Какие психологические модальности и субличности они, наоборот, табуируют или обозначают как нежелательные? Ответьте на те же вопросы по поводу пяти указаний или позиций по вашему выбору.
1. Людям нет дела до тебя, пока ты им не нужен практически.
2. Кто ты такой, чтобы иметь свое мнение?
3. Конечная цель любого осмысленного наблюдения — практика.
4. Твои сны и фантазии интересны только тебе самому.
5. Человек, который не умеет наблюдать и молчать об увиденном — пуст.
6. Что толку жить, если потом не о чем вспомнить?
7. Живет только тот человек, который по ходу жизни обо всем забывает.
8. В жизни главное — получение опыта.
9. Если тебя никто не увидел — считай, что ты умер.
10. Без внутренней подготовки любое дело насмарку идет.
11. Познай самого себя.
12. Пока рукава не засучишь, большого ума не сыщешь.
13. Любить люби, а всю жопу — не показывай.
14. Не тот прощелыга, кто врет, а тот, кто поддакивает.
15. Поперед батьки в пекло не лезь.
16. Дурак и в базарный день дырку от бублика наторгует.
17. Настоящая жизнь — здесь и сейчас.
18. Умей забывать обиду.
19. Не умеющий прощать не умеет любить.
20. В тихом омуте черти водятся.