Специфика основных свойств внимания

Рассмотрим некоторые особенности основных свойств внима­ния учащихся специальных школ VIII вида.

Объем внимания — это количество объектов, которые человек может одновременно охватить своим вниманием.

Установлено, что объем внимания у умственно отсталых пер­воклассников низкий, так как ограничивается 1—2 объектами. У третьеклассников он несколько выше (2 — 3 объекта). Однако при определенных благоприятных условиях он может расширять­ся. К числу таких условий относятся: предварительная инструк­ция, повышающая мотивацию деятельности учеников-олигофре­нов; предварительное знакомство учащихся с отобранными для предъявления объектами и активная деятельность с ними; опти­мальное количество воспринимаемой одновременно зрительной информации и ее содержание (цифры, буквы, изображения пред­метов). При активизирующей инструкции, меняющей мотивацию выполнения задания и включающей элементы соревнования, объем

внимания у школьникоп значительно повышается. Замечено нецелесообразно чрезмерно уменьшать или увеличивать kojm ство предъявляемых объектов, так как у дайной категории учащихся это может принести к сужению объема внимания. Он мальным количеством предъявляемой зрительной для первоклассников является 3 — 5, а для учеников 111 класса — 5—7 объектов.

Исследования показали зависимость объема внимания умствен­но отсталых учеников от наличия смысловых связей между предъяв­ляемыми объектами. При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна учащимся, внимание у первоклассников повышается. У третьеклассников значи­тельно возрастает объем внимания при восприятии не только изоб­ражений предметов, логически связанных между собой, но и букв, образующих слова, т.е. при восприятии более абстрактного мате­риала. Это свидетельствует о том, что к III классу у умственно отсталых школьников формируется умение группировать логически взаимосвязанные объекты. Вместе с тем объем внимания учащих­ся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требу­ется более высокий уровень обобщения и осмысления.

К старшему школьному возрасту объем внимания у умственно отсталых учащихся возрастает, однако не достигает того уровня, который отмечается у старшеклассников массовой общеобразова­тельной школы.

Под устойчивостью внимания подразумевается длительность сосредоточения внимания на объекте. Большинство младших школьников могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу. Так, в течение 15 минут учащие­ся-олигофрены в корректурных пробах достаточно успешно вы­черкивают 3 изображения. Продуктивность работы при этом в сред­нем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Вместе с тем отмечается большое число ошибок, проявляющихся в про­пуске зачеркивания предусмотренных инструкцией изображений (знаков), в зачеркивании не предусмотренных инструкцией зна­ков. Средний уровень устойчивости внимания школьников с не­достатками умственного развития ниже, чем у их нормально раз­вивающихся сверстников. От I к III классу наблюдается заметное развитие устойчивости внимания, при этом меняется темп вы­полнения задания. Третьеклассники работают быстрее первокласс­ников, но количество ошибок, которое они допускают в ходе выполнения задания, остается очень существенным. Это свиде­тельствует о том, что показатели устойчивости внимания повы­шаются к III классу в основном за счет роста темпа работы, а не ее качества. Для младших умственно отсталых учеников периодом

наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы является временной промежу­ток в 6— 10 минут.

В процессе обучения возникают ситуации, когда умственно отсталым школьникам бывает необходимо одновременно выли­нять два и более действия. Например, при написании диктанта ученики должны внимательно слушать, что произносит педагог, и писать диктуемое. Одним из условий, способствующих успеш­ному совмещению двух видов деятельности, является умение} учащихся распределять свое внимание. Известно, что распределение внимания малодоступно ученикам с интеллектуальной недоста­точностью. Когда им предлагают осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого задания, им трудно справиться с поставленной перед ними задачей. Так, пер­воклассники, по заданию учителя вычеркивая в корректурной таблице определенные фигуры, должны были, кроме того, счи­тать звуковые сигналы, подававшиеся во время этой работы. Од­нако дети занимались только корректурной таблицей, т.е. из двух видов деятельности они выполняли только одну, ту, которая была для них более привычной (С. В.Лиепинь).

В процессе специального коррекционного обучения для умствен­но отсталых третьеклассников выполнение одновременно двух за­даний становится более доступным. Вместе с тем отмечается по­нижение устойчивости внимания в обеих возрастных группах при распределении его на два вида деятельности.

К старшему школьному возрасту четко прослеживается поло­жительная динамика в развитии устойчивости внимания. Умственно отсталые ученики V и VIII классов в ходе выполнения несложно­го задания достигают практически одинакового с нормально раз­вивающимися сверстниками показателя устойчивости внимания. При усложнении задания у школьников-олигофренов отмеча­ется снижение уровня устойчивости внимания. В тех случаях, ког­да учащимся необходимо одновременно выполнять две разные деятельности (например, пересказывать содержание прочитанно­го текста с одновременным вычеркиванием букв), большинство пятиклассников, как и дети младшего школьного возраста, вы­полняют только одну, более легкую задачу: зачеркивают буквы. Многие восьмиклассники, в отличие 6т учащихся V класса, вы­полняют такого рода задания, что дает основание говорить о по­вышении устойчивости их внимания при выполнении заданий (И. Л. Баскакова).

Еще одним важным качеством внимания является его пере­ключение. Оно предполагает намеренный перенос внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на дру­гой внутри какой-либо деятельности, например, когда при списы­вании текста следует еще подчеркивать какую-либо орфограмму.

Особенности переключении внимания у умственно отсталые школьников мало изучены, однако имеющиеся материалы некоторые выводы. Выявлено, что переключение вир маним зависит не только от особенностей познавательной деятельсти и личности учеников с интеллектуальной недостаточнечпью, но и от характера предъявляемых объектов. Замечено, что младшие школьники успешнее выполняют задания, требующие переключе­ния внимания при работе с более конкретным материалом (напри­мер, с изображением предметов), чем с абстрактным.

Умственно отсталые учащиеся, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической " инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количе­ство разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, след­ствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

В связи с полиморфностью состава учащихся специальной шко­лы VIII вида большой интерес для психологов представляют све­дения об особенностях внимания умственно отсталых учеников, различающихся качественным своеобразием структуры дефекта.

В исследовании С. В.Лиепинь обнаружены существенные раз­личия в свойствах внимания у школьников-олигофренов, харак­теризующихся разной структурой дефекта. Так, у учащихся с неосложненной формой олигофрении наблюдается наименьшее отставание от нормы в показателях объема внимания, устойчиво­сти и его распределения, а также в динамике развития этих свойств. Объем внимания у учеников этой клинической группы значительно меняется по сравнению с тем, что имеет место у детей других клинических групп, в зависимости от установки к восприятию, предварительного знакомства с объектами и от ка­чества предъявляемой информации. У третьеклассников с неослож­ненной формой олигофрении отмечается увеличение объема вни­мания при предъявлении объектов, связанных между собой по смыслу. У многих первоклассников отмечается неспособность к распределению внимания при выполнении двупланового задания, однако к III классу большинство из них справляется с такого рода задачами.

У умственно отсталых школьников с преобладанием процес­сов возбуждения констатировано существенное отставание в по­казателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с учащимися, имеющими неосложненную форму оли­гофрении. У учеников этой клинической группы отмечается отно­сительно быстрый темп работы, сопровождающийся самым большим числом ошибок. Не умея распределять свое внимания учащиеся I класса часто переключаются с одного задания на , Общая характеристика внимания возбудимых олигофрен создании им оптимальных условий такая же, как школьников с неосложненной структурой дефекта. с тем при предъявлении им объектов, связанных между с смыслу, объем их внимания более узкий. У них также с низкая динамика развития внимания.

Умственно отсталые ученики с преобладанием имеют самый низкий показатель устойчивости внима­ния. Большинство учащихся этой клинической группы не способ­ны к распределению внимания. По сравнению с другими олигофренов у них самый узкий объем внимания. Прельсти­тельное стимулирование, а также активное знакомство с предъяв­ляемыми объектами позволяет несколько увеличить объем их вни­мания. У первоклассников наблюдается достаточно высокая дина­мика развития всех основных свойств внимания. Тем не менее к III классу у них сохраняются самые низкие их показатели.

Имеющиеся сведения об особенностях внимания умственно отсталых школьников, несомненно, должны учитываться при орга­низации учебно-воспитательного процесса в специальной школе VIII вида.

Наши рекомендации