Тема: основные проблемы детской психологии
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление: 540600 (050700.62) Педагогика
Профиль:: 540605Технологии подготовки специалиста дошкольного образования
Форма обучения: очная - 2 курс, 4 семестр
Преподаватели: доцент Чернокова Т.Е., ассистент Савищева Т.В.
План семинарских занятий
Семинар № 1
Тема: предмет, задачи и методы детской психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и задачи возрастной психологии. Понятия возраст, психическое развитие.
2. Детская психология как раздел возрастной психологии. Ее предмет.
3. Детство как социокультурный феномен. Основные характеристики детства.
4. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация (А.В. Запорожец).
5. Методы возрастной психологии.
-Понятия методология, методологические принципы, метод исследования.
-Классификация методов возрастной психологии.
Задания:
1) Выписать предмет и задачи детской психологии(1; 3).
2) Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез (3).
3) Выписать закономерности психического развития(3).
4) Перечислить возрастные периоды(3).
5) Выписать парадоксы детства, доказать, что содержания и продолжительность детства зависит от общественных и исторических условий(2).
6) Выписать понятия метод, методология, методологические принципы(3).
7) Составить таблицу «Характеристика эмпирических методов и специфика их применения в детской психологии» (4; 5).
Литература:
Основная:
- Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009.
Дополнительная:
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
- Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М.,1990.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.,1994.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М. 1995.
Семинар № 2
Тема: основные проблемы детской психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема условий и движущих сил психического развития.
- Особенности представлений об условиях и движущих силах психического развития ребенка в биогенетических теориях (Ст. Холл), бихевиоризме (Д. Уотсон), психоанализе (З. Фрейд) и генетической психологии Ж. Пиаже.
- Понятие о предпосылках, факторах, условиях и источниках психического развития в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
- Понятие о движущих силах психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие о деятельности, ведущей деятельности, структура деятельности, механизм ее развития (А.Н. Леонтьев).
2. Проблема соотношения обучения и психического развития ребенка в детской психологии.
- Подход к проблеме соотношения обучения и психического развития ребенкав бихевиоризме, концепции Ж. Пиаже.
- Понятие о развивающем обучении в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), понятие «зоны ближайшего развития».
- Типы и особенности обучения в раннем и дошкольном возрасте.
3. Проблема периодизации психического развития ребенка в детской психологии.
- Подход к проблеме в биогенетических теориях, психоанализе и генетической психологии.
- Критерии периодизации Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина.
- Стабильные и критические возрасты. Психологическая природа, особенности и типы кризисов.
- Эпохи и стадии детства (Д.Б. Эльконин).
Задания:
1) Выделить подходы к решению проблемы условий и движущих сил психического развития (4).
2) Выписать понятие и характеристики ведущей деятельности (2).
3) Выделить подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения, типы обучения по Л.С. Выготскому.
4) Выписать понятия обучения, развивающего обучения, зоны ближайшего развития.
5) Выписать особенности развивающего обучения в дошкольном возрасте.
6) Охарактеризовать подходы к проблеме периодизации психического развития.
7) Выписать понятия, новообразования, социальной ситуации развития, кризиса(1).
8) Определить типы ведущих деятельностей, эпохи и стадии развития, типы кризисов (6).
9) Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.
Школа | Представления о психическом развитии | ||||
Суть психического развития | Факторы психического развития | Движущие силы развития | Соотношение обучения и развития | Периодизация | |
Биогенетические теории | |||||
Психоанализ | |||||
Бихевиоризм | |||||
Генетическая психология | |||||
Культурно-деятельностная теория |
Литература:
Основная
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
3. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. - М.,2009.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
Дополнительная:
5. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994.
6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
Семинар № 3